Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Красота души русской»
проект (старшая группа)
«При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка». Лесгафт П. Ф. (Семейное воспитание ребенка и его значение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_duhovno.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад № 130 города Калининграда
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Красота души русской» в старшей группе №8.
Тип проекта: долгосрочный
Временные рамки проекта: 4 месяца с 01.10.2020 – 29.01.2021 год.
Автор проекта: Татьянина Лариса Львовна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Калининград
2020 год
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «Красота души русской»
Татьянина Лариса Львовна
«При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка». Лесгафт П. Ф. (Семейное воспитание ребенка и его значение).
Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.
В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Народные праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы стараемся сделать их достоянием наших детей. Проектная деятельность помогает объединить педагогов, воспитанников, родителей, учит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Актуальность проекта. Постановка проблемы.
На современном этапе педагоги и психологи широко обсуждают проблему формирования нравственной личности. Все понимают, что необходимо приобщать детей к системе нравственных ценностей. «Ценностные ориентации являются основой устойчивого поведения и отношения субъекта к окружающему миру». (Сластёнин В. А., Чижакова Г. А. и др.) Установки и предпочтения выступают как центр внутреннего, духовного мира, в котором отражается весь накопленный жизненный опыт. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора является основанием нравственных ценностных ориентаций.
Особое значение в становлении личности мы придаем дошкольному периоду и раннему детству. Потому что процесс становления личности, то есть, систему убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация духовно-нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства. В противном случае не исключается ущербность развития, последствия которой устранить чрезвычайно трудно.
Высшей общечеловеческой ценностью является личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему нравственных ценностей мы ориентируем на благо человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.
Нравственные ценности тесно связаны с нравственными качествами. Нам представляется: нравственная ценность – жертвенная и деятельная любовь к людям. Она требует воспитания таких качеств личности: доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание, трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Очень важное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни.
Чаще всего копирование происходит на бессознательном уровне. Такой подход не требует от родителей специальной работы с детьми, но делает значимым их, родителей, поведение. Кроме того, как показывает опыт, родители не только стихийно приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приемы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы. Не исключается и внушение, объяснение, установление причинно-следственных связей между поступком ребенка и результатом.
Цель проекта:
Содействовать развитию личности дошкольника посредством приобщения его к ценностям культуры и традициям русского народа. Привлечь родителей к вопросу духовно-нравственного воспитания.
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи проекта:
- сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию;
- формирование представлений о национальных культурных традициях; культуре, жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
- расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
- усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
- Расширять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки
Стратегия достижения поставленных целей и задач:
Вид проекта:
Социально-нравственный, познавательный
Сроки реализации:
4 месяца.
Участники проекта:
Воспитанники группы, родители, воспитатели.
Гипотеза исследования:
Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если:
- будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе;
- намечен план мероприятий, способствующего воспитанию у детей культуры поведения;
- мы наладим тесную взаимосвязь в работе с родителями: консультации, анкетирование, беседы
Формы и методы работы:
- знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой
- использование малых фольклорных форм в режимных моментах
- знакомство с народными играми во время прогулок
- игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы, ситуации (Давай мириться!)
- Наиболее действенны дидактические игры и практические упражнения: «Дай совет», «Добрый поступок»,
«Волшебные слова»,
«Наши добрые дела»
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
«Азбука хорошего поведения»
- Игры – занятия:
«Мы умеем вежливо разговаривать»
«Сказочный денек»
- Беседы: «Кого пожалеть и чем помочь?»
- совместная работа воспитателя с детьми по изготовлению шапочек, атрибутов к играм – драматизациям.
Использовали художественную литературу, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Рассматривали книги о доброте и добрых делах
Работа с родителями:
1. Анкетирование «Я и мой ребенок»
2. Мудрые мысли. Пословицы, поговорки и афоризмы о нравственности, воспитании, доме, семье.
3. Консультация для родителей «Секреты любви и взаимопонимания» (тайные мечты каждого ребенка).
4. Памятка для родителей. Основы нравственных отношений в семье. Правила общения в семье.
5. Консультация для родителей « Роль семейных традиций в воспитании ребенка».
6. Консультация для родителей: «Как приобщить ребенка к труду».
Этапы осуществления проекта
Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Подбор методической литературы.
3. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Консультации, совместная работа.
6. Разработка НОД, определение тематики бесед.
7. Подбор музыкального репертуара.
8. Изготовление пособий, дидактических игр,
9. Подборка материалов для консультаций
10. Посещение семинара по ДНВ
третий этап. Выполнение проекта.
Форма работы
октябрь
1. Беседа «Что такое доброта».
2. Чтение А. Барто «Вовка - добрая душа».
3. Коллективная работа «Мои друзья » графика
4. Рисование «Подарок другу».
5. Д/и «Оцени поступок».
6. Работа с родителями. Изготовление кормушки для птиц.
Ноябрь
1. Беседа «К чему ведут ссоры».
2. Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребенка»
3. Чтение В. Осеевой «Добрые слова».
4. Анализ ситуаций «Уроки добрых сказок»
5. Игровая ситуация «Помогаем другу в беде»
6. Русские народные игры: «Ручеек», «Веселые ребята»
Декабрь
1. Беседа «Добрый человек не оставит в беде».
2. Консультация для родителей «Как ребенка приобщить к труду»
3. Чтение В. Катаев «Цветик - семицветик». Р.Н.С. «Два Мороза»
4. Рисование «Цветик - семицветик».
5. П/и «Круг пожеланий и благодарений».
6. Литературная гостиная В. Пашкова «Зима», К. Д. Бальмонт «Солнце», А. Прокофьев «Люблю березу русскую»
7. Подвижная игра «Два Мороза», «Совушка»
Январь
1. Беседа «Добрый или злой (оценить героя из сказки).
2. Д/и «Назови ласково».
3. Создание альбома пословиц «Уроки добрых сказок»
4. Просмотр иллюстраций русских живописцев И. И. Шишкин «На севере диком» и т. д.
5. Рисование
6.Народные игры «Снежная баба», «Горелки»
7 . Выставка рисунков «Рождественская Ёлочка»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Атмосфера доброты, доброжелательных отношений в группе и доверительных отношений между детьми и родителями;
Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность.
- Усвоение детьми норм духовно-нравственного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение к окружающему миру, к другим людям и себе самому;
- знание определенных сказочных сюжетов, составляющий духовный опыт человечества;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- формирование представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
- Налажено сотрудничество с родителями по данному вопросу;
- Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- У малышей сформировано заботливое отношение к сверстникам своей группы, они оказывают посильную помощь;
- Разработаны методические рекомендации педагогам и родителям, консультации, памятки
- разработка картотек: пословицы и поговорки (о труде, дружбе, к сказкам), афоризмы о нравственности, воспитании (для родителей)
Приложение
Альбом пословиц «Уроки добрых сказок»
Пословицы, которые могут быть отнесены к фрагментам сказок.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
- Из одних уст и тепло, и холод.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Не узнав горя, не узнаешь и радости.
- Всякий совет к разуму хорош.
- Ласковым словом многого добьешься.
- Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Слезами горю не поможешь.
- Маленькое слово большую обиду творит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
- Всякий человек в деле познается.
Русская народная сказка «Лиса и лапоть»
- Били Фому за Еремину вину.
- Врет – и глазом не моргнет.
- За чужим погонишься – свое потеряешь.
- Маленькая ложь за собою большую ведет.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Шила в мешке не утаишь.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- По губам текло, а в рот не попало.
- В чем оплошаешь, за то и ответишь.
- За большим погонишься – и малого не увидишь.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
- Говорит бело, а делает черно.
- Далеко глядит, а под носом не видит.
- Краденое добро впрок не идет.
- Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
- Лиса и во сне кур считает.
- Мягко стелет, да жестко спать будет.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один – за всех, все – за одного.
- Без беды и друга не узнаешь.
- Мал телом, да велик делом.
- Маленький, да удаленький.
Народные пословицы о воспитании для родителей
- Учи жену без детей, а детей – без людей.
- Поверьте нестареющей примете: век плачут избалованные дети.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Отец не научил – чужой дядя не выучит.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Детки хороши – отцу и матери венец, худы – отцу и матери конец.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
- Жена плохая – уходит гость, сын плохой – уходит счастье.
- Пример – хороший учитель.
- Кто преуспевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот, скорее всего, отстает, чем преуспевает.
- Не делай того другому, чего не хочешь сам себе.
- Не от еды дитя растет, а от радости.
- Любишь дитя – дели с ним горе.
- Доброе слово – половина счастья.
- Гнев в начале – безумие, потом – раскаяние.
- У кого есть младший брат – у того есть отдых, у кого есть старший брат – у того есть и счастье.
- Хороший сын – крепость, плохой сын – горе.
- Дерево держится корнями, а человек – родственниками.
- Сыновья и дочери – ограда против недугов.
- Будешь почитать отца и мать – узнаешь почет от своего сына.
- Мед сладок, а дитя слаще.
- Отец – рука, а мать – сердце.
- Семья – ключ к счастью.
- Дети – крылья человека.
- Баловать ребенка – все равно, что бросить его.
- Вспыльчивость успеха не принесет.
- Причины в отце – следствия в детях.
- Сын подражает отцу, дочь – матери.
- Когда ребенку исполняется три года, вся семья учится говорить.
- Если дано с любовью, то хватит и горсточки.
Памятки для родителей
Основы нравственных отношений в семье
- Проявите интерес к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.
- Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться о вас также.
- Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Правила общения в семье
- Начинать утро с улыбки.
- Не думать о ребенке с тревогой.
- Уметь «читать» ребенка.
- Не сравнивать детей друг с другом.
- Хвалить часто и от души.
- отделять поведение ребенка от его сущности.
- Испытывать радость от совместной с ребенком деятельности.
Афоризмы о нравственности, воспитании, доме, семье
- Воспитание – лучший припас к старости. Аристотель
- Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Л. Н. Толстой
- Высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. А. В. Запорожец
- Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости… Эмиль Золя
- Лучшее воспитание – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений. В. М. Бехтерев
- Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Цицерон
- Нет места милее родного дома. Цицерон
- Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их. А. П. Чехов
- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их! Леонардо да Винчи
- Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. Филипп Дормер Честерфилд
- Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. В. А. Сухомлинский
- Растите своих детей в добродетели, только одна она и может дать счастье. Людвиг ван Бетховен
- Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому. Себастьян Брант
- Семья начинается с детей. А. И. Герцен
- Человек достигает совершенства через добрые дела, но сделанные не под принуждением. В. М. Бехтерев
- Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В. А. Сухомлинский
- Те, кто не любит своих ближних, живут бесплодной жизнью, и , готовят себе к старости жалкое пристанище. Г. Б. Шелли
- Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. В. А. Сухомлинский
- С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш. Л. Монтескье
- Где любят нас – лишь там очаг родимый. Д. Н. Байрон
- Один отец значит больше, чем сто учителей. Д. Герберт
- Ни надобно другого образца, когда в глазах пример отца. А. С. Грибоедов
- Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким. Д. И. Писарев
- Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Н. Г. Чернышевский
- Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует много жертв. П. Буаст
- Позволять себе насмешки над детьми – это почти преступление. А. Адлер
- Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Л. Н. Толстой
- Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский
- Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В. А. Сухомлинский
- Дети не всегда умеют хорошо слушаться старших, но они очень хорошо умеют их копировать. Д. Болдуин
- Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали. Т. Маджи
- Как кислород для дыхания, детям необходима родительская любовь и высокая оценка. Д. Бриггс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.
Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"
формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...