Онтогенез
статья
Материал может быть полезен начинающим учителям-логопедам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОНТОГЕНЕЗ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В НОРМЕ.
Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности. В связи с этим постановка проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией (в частности, с алалией, дизартрией, ринолалией) предполагает рассмотрение нормального онтогенеза.
Трактовка термина «звуко-слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых» [13].
Это же явление отмечают в своих работах Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н.И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур [6]. С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой [10].
Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития.
В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.
Овладение звукопроизношением
Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем (Т.В. Базжина).
Предшественники фонем появляются на стадии гуления. Первоначально на этой стадии появляются гласнолодобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов (Н.И. Лепская).
Среди первых согласноподобных звуков преобладают «промежуточные» звуки, тяготеющие и к консонанту и к вокали: [w], [j]. Из согласноподобных звуков встречаются полузвонкие, палатализованные с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные, которые постепенно заменяются заднеязычно-велярными типа [k, g, n]. Переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически не встречаются (В.И. Бельтюков, Е,Н. Винарская, Н.И. Лепская, СМ. Носиков, А.Д. Салахова).
Таким образом, на стадии гуления происходит выделение двух типов звуков - вокалей и консонантов. Ребенок в этот период произносит звуки всех языков мира.
В период лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно гласноподобные звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда (а —> а), подъема (а —» ж ), лабиализации (а -» б). И в конце периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный - согласный (СМ. Носиков).
Дальнейшее развитие получают и согласно-подобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой - ротовой ([т] - [р]). Помимо смычных звуков появляются щелевые [f, s], затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах (В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, О.Н. Усанова и др.).
В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые — смычные, глухие - звонкие и к концу лепета - твердые - мягкие. Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка.
На стадии овладения словесной речью начинает формироваться звукопроизношение. Исследования В.И. Бельтюкова и А.Д. Салаховой [2] показали, что последовательность появления групп звуков одна и та же в лепете и в словесной речи. После двух лет происходит период накопления слов, которое в свою очередь ведет к необходимости их различения в процессе общения. Поэтому звуки в речи начинают приобретать функциональную значимость, которая связана с последовательным овладением системой противопоставлений, используемых в фонетической системе языка.
Первыми в словесной речи появляются твердые губные [m], [b], [р], зубно-язычный [v] и заднеязычные звуки [k], [g]. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный [j]. В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем - твердые. При этом взрывные звуки опережают появление фрикативных. Из фрикативных звуков первыми появляются звуки нижнего подъема — свистящие, затем верхнего — шипящие. В последнюю очередь дети овладевают смычно-щелевой и дрожащей артикуляцией (В.И. Бельтюков).
Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4—5 годам.
Овладение ритмико-слоговой структурой слова
Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог.
В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога: [kaka].
Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов. С возрастом такие цепочки становятся все более разнообразными, происходит «разуподобление» слогов. По наблюдениям СМ. Носикова «разуподоблению чаще всего подвергается последний от конца слогоподобный элемент ..., если разуподобляется структура слогоподобных элементов, то в них чаще всего обнаруживаются одинаковые согласноподобные, чем гласноподобные» [11, с. 30].
К году сокращается количество лепетных сегментов до двух-трех, что составляет среднее количество слогов в русской речи. Лепетные цепи приобретают характер «целостных псевдослов».
В период овладения словесной речью ребенок сначала произносит слово, состоящее из 1 слога (бо - больно). Затем ребенок начинает произносить первые двухсложные слова, представляющие собой повторение одного и того же слога(бобо - больно).
К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т.е. появляются слова из двух разных слогов. А.К. Маркова [10] выявила два направления усложнения произносимого слова:
1) переход от односложных слов к многосложным;
2) переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.
В период овладения синтаксической стороной речи продолжается развитие слоговой структуры слова. А.К. Маркова установила связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Появление предложений из четырех и более слогов предшествует возникновению четырехсложных слов. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление.
Однако, по наблюдениям А.К. Марковой, не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Целый ряд слов, появляющийся на определенном этапе речевого развития, ребенок сразу произносит в полном слоговом составе. Эти данные говорят о «высокой степени обобщения двигательных и слуховых умений и навыков ребенка с нормальным речевым развитием и быстром переносе приобретаемых навыков с одних слов на другие» [10, с. 160]. Появление такого рода обобщений свидетельствует о том, что звуковая сторона собственной речи становится предметом сознания ребенка, что активная познавательная деятельность является характерной чертой для формирования слоговой структуры слова.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что прежде чем ребенок научится безошибочно произносить слова, он проходит длительный путь усовершенствования своего произношения. А.К. Маркова отмечает, что после появления слова в течение некоторого времени (до нескольких месяцев) ребенок многократно возвращается к нему, проговаривает, то удаляясь, то приближаясь к правильному произношению. Первое произнесение слова является началом активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдет в словарь ребенка. Поэтому закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное развитие речи. Эти ошибки специально изучали исследователи детской речи с целью выявления закономерностей овладения слоговой структурой, механизма и причин их нарушений.
Большинство авторов (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Х. Швачкин и мн. др.) выделяют следующие временные нарушения слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове.
Наиболее распространенным нарушением слоговой структуры слова являются пропуски звуков и слогов в слове ('элизии'). А.Н. Гвоздев объяснял причины элизии сравнительной силой слогов [5]. При произнесении слов, как правило, сохраняется ударный слог. Н.Х. Швачкин видел причину элизии в особенности ребенка воспринимать речь взрослого в определенной ритмической структуре [15]. Н.И. Жинкин находил объяснение этого нарушения в том, что глотка не успевает проделать слоговые модуляции или производит их ослаблено [6]. Г.М. Лямина объясняла причину элизии в неумении приспосабливать движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам [9]. Авторы считают, что это нарушение в норме является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.
В литературе встречаются описания ошибок добавления числа слогов. Исследуя этот вид нарушения, Н.Х. Швачкин пришел к выводу, что «чрезмерное увеличение энергии взрыва при сцеплении согласных» приводит к образованию «рудиментарного слога», продлевая смычку гласным звуком [15]. А.К. Маркова, анализируя ошибки удлинения слоговой структуры, выявила, что данный вид нарушения связан с сосредоточением внимания ребенка к звуковой стороне слова. «Позвуковое» произнесение стечения согласных приводит к его «раскладыванию»: деники (деньги), дядили (дятлы) и подготавливает слитное произнесение стечения согласных [10].
Очень распространенными, устойчивыми искажениями структуры слога являются ошибки сокращения групп согласных. С.Н. Цейтлин определила порядок сокращения групп согласных, происходящий по следующей схеме [14]:
- в сочетании сонорный + шумный сокращается сонорный: кука (кукла), пате (платье);
- в сочетании шумный щелевой + шумный смычный остается смычный и устраняется щелевой: десь (здесь), пать (спать).
Сокращения групп согласных зависит и от места в слове. Чаще всего группы согласных сокращаются в середине слова. А.К. Маркова объясняла это наблюдение тем, что при произнесении стечения согласных в середине слова возможно распределение стечения между двумя соседними слогами (реблюд - верблюд). Трудности в произнесении стечений согласных она связывала с их чрезвычайным фонетическим разнообразием. Сокращения групп согласных в той или иной мере присущи детям на всех этапах речевого развития [10].
В речи нормально развивающихся детей второго и третьего года жизни распространены уподобления слогов и звуков (ассимиляция). Объясняется это нарушение следствием расхождения между накоплением словаря и ограниченным количеством усвоенных звуков. Уподобление слогов является наиболее простым способом заполнения слогового контура. Уподобляют слоги дети «слогового» типа развития (по И.А. Сикорскому), так как они все внимание обращают на произнесение слогового контура, наполняя его доступным звуками, позже овладевают произнесением звукового состава слова. С.Н. Цейтлин говорила о дистантной ассимиляции (уподоблении) звуков, суть которой состоит в воздействии одного звука на другой [14]. В этом случае происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова (Надя - наня, Паша - папа).
Наиболее редки в речи нормально развивающихся детей ошибки перестановки звуков или слогов в слове (персеверации).
Обобщение типов ошибок и сроки их преодоления у детей с нормальным речевым онтогенезом представлены в табл. 1.
Таблица I
Типы нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления
№ п/п | Вид нарушения | К какому возрасту нарушение преодолевается |
1. | Пропуски слогов и звуков в слове (элизии) | к 2,3 годам |
2. | Ошибки добавления числа слогов | к 2,5 годам |
3. | Сокращения групп согласных | к 3 годам |
4 | Уподобления слогов и звуков | к 2,5 годам |
5. | Перестановки звуков или слогов в слове | встречаются редко |
Таким образом, в процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных и / или слуховых возможностей детей раннего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базжина Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 1985.
2. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. - 1976.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -М.: Просвещение, 1987.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
7. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
8. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: Изд-во МГУ, 1997.
9. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго и третьего года жизни // Вопросы психологии. - 1958.
10. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. ... канд. пед. наук. - М, 1963.
11. Носиков СМ. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. -М.: Изд. Московского университета, 1985.
12. Салахова А.Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Дефектология. - 1971.
13. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 1899.
14. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование лексико-семантической стороны речи детей в онтогенезе"
Рассказывается об особенностях формирования лексики у детей с нормальным психо-физическим развитием...
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Сенсомоторная коррекция и метод замещающего онтогенеза для детей от 2,5 до 12 лет!
Нейропсихологами активно применяется программа метод замещающего онтогенеза. В каких же случаях может использоваться эта программа?Во-первых всем детям для гармоничного физического, психического,...
Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей 5- 6 лет. "Путешествие в страну птиц"
Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза....
Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка. Метод замещающего онтогенеза.
Ознакомление с материалами презентации способствует повышению профессиональной компетентности педагогов-психологов ДОУ в области нейропсихологического подхода к развитию ребенка. ...