Медодическая разработка «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Усяева Светлана Алексеевна

Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»

Методическая разработка «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Автор работы: воспитатель Усяева Светлана Алексеевна

г. Корсаков
2019

Содержание

Введение        3

Глава 1. Психологические предпосылки возникновения эмоционального

интеллекта в дошкольном возрасте        5

1.1.Определения и структура эмоционального интеллекта        5

  1. Единство аффекта и интеллекта в деятельности ребенка дошкольного

возраста        7

  1. Роль сотрудничества и межличностного общения в развитии

эмоционального интеллекта дошкольного        10

  1. Эмоциональный интеллект и проблема нравственного воспитания        13

Глава 2. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.        16

  1. Измерение эмоционального интеллекта        16
  2. Развитие эмоционального интеллекта у детей        18
  3. Развитие эмоционального интеллекта у родителей        22

Заключение        25

Список использованной литературы        26

Приложение        28

Введение

Актуальность темы исследования. Эмоциональный интеллект (ЭИ) - способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

В дошкольном возрасте эмоциональные осознание и предвосхищение возникают в результате внутренней ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка, формирующейся на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью. В этой деятельности складывается своеобразная функциональная система, в которой органически сочетаются как собственно аффективные, так и особые познавательные процессы. Развиваясь в этой системе, эмоции интеллектуализируются, становятся «умными», обобщенными, предвосхищающими... Благодаря этому ребенок дошкольного возраста может не только заранее представить, ко и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя и других людей. Такое явление получает название «эмоционального воображения» в труде А. В. Запорожца

С помощью эмоционального воображения ребенок дошкольного возраста, в отличие от ребенка раннего возраста, стремится сделать нечто нужное, полезное не только для себя, но и для окружающих сверстников и взрослых.

Цель данной работы - рассмотреть развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Исходя из цели работы автор ставит перед собой следующие задачи:

  1. Рассмотреть психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.
  2. Проанализировать развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.

Область изучения ЭИ является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений ЭИ, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту» личности.

Особую важность и актуальность развитие ЭИ приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет        активное эмоциональное        становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства), Работа по расширению' эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые        отличаются        высокой

сензитивностью и гибкостью всех-психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира.

Глава 1. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте.

  1. Определения и структура эмоционального интеллекта.

Под эмоциональным интеллектом Даниел Големан понимал «такие способности, как самомотивация и устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками и умение отказываться от удовольствий, регулирования настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться».

Бар-Он определил эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он установил пять обширных сфер компетенции и в каждой отметил более специфические навыки, ведущие к достижению успеха. Они состоят в:

-познании собственной личности (осведомленности о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

-навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

-способности к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

-управлении стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

-преобладающем настроении (счастье, оптимизм).

Исходная теория, которую предлагают Салавей и Мейер, также связывает эмоциональный интеллект с личностными факторами, такими как теплота и чуткость. Они определяют понятие эмоционального интеллекта как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы. Мейер и Салавей предположил, что эмоциональный интеллект обусловливает наличие различных способностей, которые задействованы в адаптивной обработке эмоциональной информации.

Эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей, которые означают:

  • точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей;
  • когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта;
  • распознавание, понимание и осмысление эмоций;
  • адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих людей.

Мейер и Салавей предложили несколько механизмов, обозначающих эмоциональный интеллект, что предполагает его связь с умственными способностями. Во-первых, эмоции связаны с процессом мышления: определенные эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание на конкретные задачи. Во-вторых, эффективное регулирование эмоций может соотноситься и с такими способностями, как сопереживание и откровенность. В-третьих, исследования по алексетимии (неспособности оценивать и вербально выражать эмоции) предполагают возможное отсутствие взаимосвязи между областями мозга, которые обеспечивают единство мышления и эмоций.

  1. Единство аффекта и интеллекта в деятельности ребенка

дошкольного возраста

Проявление эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте отмечают Л.С. Выготский и его последователи. Л.С. Выготский впервые рассматривал единство эмоций и интеллекта как «обобщение переживаний», «аффективное обобщение» или «логика чувств». В работах Е.Е. Кравцовой данный феномен получил название «интеллектуализация аффекта». Суть этого явления в том, что, по наблюдению Л.С. Выготского поступках дошкольника появляется интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. Ребенок, проходя кризис семи лет, начинает  осознавать свои переживания. Л.С. Выготский назвал это «смысловым переживанием». По мнению Л.С. Выготского, благодаря обобщению переживаний, или интеллектуализации аффекта, у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Помимо этого у ребенка появляется также внутренняя борьба, то есть противоречия переживаний. Л.С. Выготский также утверждал, что только для ребенка дошкольного возраста мыслить - значит вспоминать, то есть «опираться на свой прошлый опыт».

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривается Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом.

Для Л.С. Выготского умственные процессы в первую очередь проявляются во взаимодействии с другими людьми. Результаты такого взаимодействия затем интериоризируются и включаются в поток мысли.

По мнению А.В. Запорожца, в дошкольном возрасте эмоциональное предвосхищение возникает в результате внутренней ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка, формирующейся на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью. В этой деятельности складывается своеобразная функциональная система, в которой органически сочетаются как собственно аффективные, так и познавательные процессы. Развиваясь в этой системе, эмоции «интеллектуализируются, становятся умными, обобщенными, предвосхищающими». Благодаря этому ребенок дошкольного возраста может не только заранее представить, но и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя и других людей. Такое явление получает название «эмоционального воображения» в труде А,В. Запорожца. С помощью эмоционального воображения ребенок дошкольного возраста, в отличие от ребенка раннего возраста, стремится сделать нечто нужное, полезное не только для себя, но и для окружающих сверстников и взрослых.

Надо отметить, что процесс интеллектуализации эмоций, или другими словами, зарождение чувств эмпатии и сочувствия, а также содействия сверстникам и взрослым внутренне обусловлено возникновением у детей простейших просоциальных мотивов поведения. В дошкольном возрасте этими людьми являются в первую очередь родители, воспитатели и особенно сверстники. Это значит, что развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте требует понимания ребенком эмоциональных состояний других людей и успешного сотрудничества с ними, в большей степени со своими сверстниками. Без соучастия других людей деятельность ребенка немыслима, поскольку по высказыванию Л.С. Выготского, «... ребенок научается понимать других, и только потом научается понимать себя».

Эмоциональные переживания часто приобретают доминирующее значение в жизни маленького ребенка и придают его деятельности особый характер и направление. Многие исследователи (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, ИМ. Якобсон, С.Л. Рубинштейн) отмечают, что поведение дошкольника больше регулируется эмоциями, чем рассуждениями. По их мнению, именно обобщенные чувства побуждают действие. Они называют эти чувства «интеллектуальными». Благодаря этому дошкольник постепенно научается преследовать все более отдаленные цели и предвидеть не только интеллектуально, но и эмоционально возможные последствия своей деятельности.

Интересную точку зрения на проблему взаимосвязи интеллекта и эмоций имеет Т.С. Балакирева. По ее мнению, эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. С другой стороны, существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления и наоборот, волевые процессы тесно связаны с эмоциями.

  1. Роль сотрудничества и межличностного обшения в развитии эмоционального интеллекта дошкольника

В своей концепции В.С. Мухина указывает на место окружающего мира в развитии психики ребенка. По ее мнению, одна из сторон развития личности ребенка состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Здесь главную роль играет образование «разумности чувств», которое связано с собственным поведением. Именно «разумность чувств», то есть способность понимать свои чувства и чувства других людей помогает ребенку выбрать подходящий стиль поведения в разных жизненных ситуациях. В.С. Мухина считает, что «жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания» .

Дошкольный возраст является периодом возникновения и развития совместной деятельности. По нашему мнению, это умение является результатом осознания и принятия роли и значимости другого человека в своей деятельности. Именно совместная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребенка и таким образом у ребенка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения. А.Н. Поддьяков считает важным компонентом познавательного, социального и личностного развития ребенка его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Для этого ребенку необходимо преодолеть значительные психологические трудности - понять, почувствовать, что хочет, что видит, думает, чувствует партнер, проявить способность временно стать на его позицию и увидеть ситуацию «его глазами». Другие исследователи (Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев) выделили 3 компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения: познание людьми друг друга, эмоциональное отношение их друг к другу, и взаимопонимание партнеров по общению. Результаты ряда наблюдений показывают, что дети, склонные к сотрудничеству более щедры, отзывчивы по отношению к другим. Именно в процессе сотрудничества ребенок получает опыт общения с окружающими людьми - взрослыми и детьми и таким образом научается обращаться к другому человеку как к личности.

Одни психологи считают общение детей с окружающими людьми источником структуры аффективной составляющей образа себя. Другие включают взаимоотношения детей со сверстниками в модель одаренности. Через восприятие других и общение у детей дошкольного возраста возникает социальный опыт. Благодаря социальному опыту дошкольник воспринимает социальную среду как живую, человеческую.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональный интеллект возникает на основе отношений детей между собой и со взрослыми, а также благодаря развитию чувств в этот период. Общеизвестно, отношение «Я-ты» является генезисом личности, а чувства дают начальную целостность человеческому существу. Первые социальные формы личности - это сентиментальные (чувственные) формы. Эти чувства становятся регуляторами действия. Таким образом, становление человека возможно только во взаимодействии с другим людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на эмоциональное и интеллектуальное восприятие людьми друг друга, и затем, на доминанту человека на лицо другого, то есть, по словам А.А. Ухтомского, «войти в соприкосновение с данным лицом, жить с ним, делать с ним общее дело». Все это возможно в дошкольном возрасте благодаря развитию социальных эмоций, сопереживанию и сочувствию. Именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Эти качества позволяют ребенку дошкольного возраста принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. И. А. Сикорский тесно связывал -умственное развитие детей этого возраста с нравственным развитием, с развитием чувства, сердца. Он писал: «Только «осердеченный ум» помогает человеку понять себя и окружающий мир».

  1. Эмоциональный интеллект и проблема нравственного воспитания

Психологические проблемы эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста тесно связаны с проблемами «нравственности» и «построения отношений» с окружающими людьми. Нравственное воспитание никогда не теряет своей актуальности в детском возрасте. С ним связаны чувства, переживания и главное, гуманность (человечность). Гуманность ориентирует человека на построение межличностных отношений, которые отражают его сущность. Личность невозможна без учета ее нравственной стороны.

Однако, понимание нравственности не всегда адекватно отражает сущность самого явления, в зависимости от культурных особенностей нравственность нередко интерпретируется как социально обусловленные эталоны поведения, как общественные образцы и дальше как общественные стереотипы. А общественные стереотипы для школьников таковы: хорошо учиться, слушаться, скромно вести себя... (по крайней мере в восточной культуре), которые часто с трудом выполняют ученики. Как правило, общественные стереотипы нередко становятся барьерами в эмоциональном развитии ребенка.

Как считает А. Лэнгле, человек, склонный к самоубийству, «ощущает себя невероятно далеким от всех ценностей, которые могли бы согреть его жизнь». Рассматривая проблему ценности человека как результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта, он считает, что эти ценности нельзя «думать», а можно только «чувствовать», начиная с вопроса: «Я есть, и ты есть, и вот мы оказываемся вместе. Что это значит для меня?». Или по-другому: «Какое влияние оказывает на меня твоя близость? Что происходит со мной, когда я подвергнут воздействию твоего «поля»?».

Эмоциональный интеллект дает человеку личностную свободу, так как в ситуации взаимодействия у него возникает осознание и принятие выбора способа своего поведения. А это значит, что он свободен от своих предрассудков и даже культурных стереотипов (например: молчание понимается в большей степени как уважение к старшим на востоке, в то время оно воспринимается как знак игнорирования на западе). Человек, который «эмоционально умен», ведет себя более уверенно, поскольку он понимает себя и переживания собеседника. Можно сказать, что человек «эмоционально умный» - более «гибкий» в поведении.

Если в моральном воспитании большое внимание уделяется оценке «хорошо - плохо», то в развитии эмоционального интеллекта акцент делается именно на поиск «золотой середины» между «хорошо» и «плохо», между тем, что принято большинством в обществе и тем, что можно применять для человека в данный момент, как лучше поступить по отношению к нему. Следовательно, эмоциональный интеллект, это непрерывный процесс вчувствования, оценивания выбора действий, причем здесь выбор обоснован не столько принципами и правилами поведения, сколько умением стать на место другого и почувствовать его переживания. Наблюдения поведения и отношений детей показывает, что те из них, кто воспринимает и понимает эмоции более отзывчивы по отношению к своим сверстникам, быстро адаптируются в новых условиях и активны в сотрудничестве.

Нравственность строится на человеческих оценках, повелевает действовать определенным образом в зависимости от наших жизненных ориентиров — значит, она продукт жизненного субъективного опыта ребёнка. Для выработки эмоционального интеллекта человеку необходим и объективный опыт. Ведь умение поставить себя на место другого и почувствовать его переживания, это объективизация своей жизненной ситуации. Такое умение поможет развивать в ребенке позицию Взрослого. Благодаря этому он сумеет правильно сориентироваться в окружающем. Исследование суждений детей позволяет утверждать, что основными мотивами совершения поступков является страх наказания и сочувствие. Страх наказания для современных детей является в меньшей степени значимым, чем сочувствие. Предполагаем, что эффективность воспитательных воздействий в группе детей была бы выше, если наряду с теми нормами нравственности, которые должны учитываться при выборе поступка, у ребенка возникал эмоциональный отклик на переживания других людей. Он накапливал бы от ситуации опыт эмоциональной информации. Все это помогает ребенку становиться «эмоционально разумным»."

Глава 2. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

  1. Измерение эмоционального интеллекта

Поскольку психология эмоционального интеллекта развивается в основном за рубежом, ее диагностический аппарат также предстаёт в виде иностранных методик, зачастую не адаптированных и не переведенных на русский язык. Тем не менее, зарубежные методы измерения эмоционального интеллекта заслуживают внимания отечественных специалистов, потому как перспективной задачей развития этой научной области является адаптация имеющихся наработок к российским условиям.

В настоящее время существует 3 группы методик эмоционального интеллекта:

  1. Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
  2. Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых;
  3. Методики - «мульти-оценщики», то есть тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых «оценщиков»), проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.

Например, многофакторная шкала эмоционального интеллекта MEIS относится к первой группе методик. Она разработана в 1999 году Дж. Мейером, П. Саловеем и Д. Карузо. ME1S представляет собой письменный тест, в котором есть верные и неверные варианты ответов. MEIS содержит несколько видов задач, которые должен решить испытуемый: задачи на распознавание эмоций, задачи на умение описывать собственные эмоции, задачи на понимание состава и взаимосвязи различных эмоций, а также задачи на способности управления эмоциями.

К группе методик, основанных на самоотчете и самооценке, относится EQ-i. Анкета по определению эмоционального коэффициента Р. Бар-Она.

Зарубежный исследователь Р. Бар-Он потратил около двадцати лет на исследование и создание этой методики. Именно он ввел в психологию понятие эмоционального коэффициента-ЕС} в противовес классическому IQ. Анкета Р. Бар-Она выпущена в 1997 году и уже издана на 14 языках, в том числе и на русском. Большим преимуществом методики является то, что она имеет детскую версию (для тестирования детей и подростков от 6 до 18 лет). Помимо этого, данная анкета измеряет пять основных компонентов эмоционального интеллекта: внутриличностный (самоуважение), межличностный        (сочувствие, ответственность), приспособляемость(способность адаптировать свои эмоции к изменяющимся условиям), управление стрессом (эмоциональная устойчивость и стрессоустойчивость) и общее настроение (оптимизм).

Одним из тестов «мульти-оценщиков» является Ei-360, созданный в 2000 г. доктором Дж. П.Паулиу-Фрай. Измерение включает самооценку, а также оценку до десяти «оценщиками» (это может быть семья, сверстники, коллеги испытуемого). Весь процесс диагностики происходит через Интернет. Данная методика полностью представлена в Интернете и доступна каждому. Она дает возможность сравнить собственное восприятие эмоционального интеллекта и восприятия своего интеллекта другими людьми.

Как мы видим, существует достаточно широкий диапазон методик для диагностики эмоционального интеллекта. В зависимости от целей и задач конкретного исследования та или иная методика может оказаться более подходящей, чем другие,

  1. Развитие эмоционального интеллекта у детей

Я использую два подхода к развитию эмоционального интеллекта: работаю с ним напрямую, a-можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, я повышаю уровень его эмоционального интеллекта,,

Что касается прямой работы с эмоциональным интеллектом, то здесь приходится констатировать, что русскоязычной программы пока не разработано. Хотя в отечественной практической психологии существует немало наработок в области эмоционального развития ребенка, повышения его рефлексии, эмпатии и саморегуляции.

В качестве иллюстрации групповой работы с детьми, направленной на

развитие их эмоционального интеллекта, предлагаю план нескольких занятий из

программы «Страна эмоций», посвященных эмоции страха (Приложение1).

Описанная программа занятий построена на следующих принципах:

  1. знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии:
  2. блок «разминок» и психологических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение:
  3. установление различного вида коммуникаций на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровнях с использованием игровых методов;
  4. проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;
  5. использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.

В целом, при групповой работе с детьми рекомендуется сочетать разнообразные методы:

  1. Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации;
  2. Различные виды дискуссий, игр, элементы психодрамы;
  3. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;
  4. Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции.
  1. Развитие эмоционального интеллекта у родителей

Для развития эмоциональной компетентности и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности. Существует два основных способа восприятия окружающей действительности и воссоздания ее образа - ассоциированный и диссоциированный.

Ассоциированный подход, означает, что человек находится внутри переживаемой ситуации, смотрит на нее своими глазами и имеет непосредственный доступ к собственным эмоциям.

Диссоциированный метод позволяет оценить событие как бы со стороны, вследствие чего человек теряет связь с чувствами и переживаниями, которые имели место в реальной ситуации.

Чтобы перестать испытывать негативные эмоции и дискомфорт, многие специалисты рекомендуют диссоциироваться от тревожного, неприятного воспоминания. Для этого нужно мысленно выйти из ситуации переживания и посмотреть на это событие со стороны. Просматривая в воображении фильм о самом себе, можно уменьшить яркость изображения, заменить цветные образы на черно-белые. В результате подобных действий неприятная ситуация постепенно перестает волновать человека, что позволяет впоследствии вернуться к ней и спокойно проанализировать все свои действия.

Очень эффективна и обратная процедура ассоциирования с приятными воспоминаниями. Каждый может вспомнить множество событий, которые были сопряжены с позитивными эмоциями и приподнятым настроением. Для того чтобы вернуть себе свежесть радостных воспоминаний, достаточно вновь войти «внутрь» некогда приятного события, увидеть его собственными глазами и постараться пережить те же эмоции, что и тогда (прием визуализации). Ассоциирование может помочь и при общении с другими людьми. Так как в процессе коммуникации многие ассоциируются только с неприятными деталями, взаимодействие с партнерами по общению иногда вызывает отторжение. Если осуществить противоположное действие и ассоциироваться в общении с приятными чувствами, можно обнаружить рядом приятных собеседников.

Таким образом, эмоции находятся в прямой зависимости от мышления. Благодаря мышлению и воображению у человека могут возникать различные образы прошлого и будущего,' а также связанные с ними эмоциональные переживания. Поэтому тот, кто управляет своим воображением, хорошо владеет и своими эмоциями.

Для того, чтобы уметь владеть не только своими состояниями, но и эмоциями своего партнера по общению, что сильно повысит ваш эмоциональный интеллект, можно провести упражнение «Помоги успокоиться». Паре людей предлагается какая-то эмоционально напряженная ситуация. Задача у одного члена пары снять напряжение своего партнера. Ситуации обычно носят отвлеченный или даже фантастический характер, чтобы избежать личной вовлеченности участников. Время ограничено 2-3 минутами. Партнер и ситуации каждый раз меняются. По окончании упражнения происходит обсуждение того, какими приемами пользовались участники для снятия напряжения, и кому из них это лучше всего удалось.

Для развития эмоционального интеллекта полезны также упражнения на поиск сходства с другими людьми, что является одним из способов научиться лучше понимать себя и другого. Для этого используется задание «Подчеркивание общности»: надо мысленно найти 20 общих качеств с человеком, которого вы узнали несколько дней назад или даже полчаса тому назад. Это попутно вырабатывает способность к рефлексии и адекватной самооценке.

Чтобы развивать свое знание эмоций и эмоциональных состояний, можно разработать свой собственный Словарь эмоций. В нем должно быть четыре раздела: положительные, отрицательные, нейтральные и амбивалентные (противоречивые) эмоции. Словарь нужно пополнять всякий раз, когда вспоминается новый термин, описывающий эмоциональное состояние.

Способность к безусловному принятию людей, которая, по данным многих авторов, также относится к эмоциональному интеллекту, можно выработать довольно простым способом. Для этого» можно использовать упражнение “Подчеркивание значимости”: нужно задаться целью в течение дня не менее двух (трех, четырех, пяти) раз подчеркивать значимость тех людей, с которыми вы работаете или общаетесь — отмечать их удачные идеи, предложения, выражать им уважение и симпатию.

Таким образом, набор техник и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей и тех людей, которые задействованы в работе.

Заключение

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект - это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие опережает интеллектуальное. Именно поэтому одним из самых острых вопросов дошкольного воспитания является проблема нравственных представлений личности и развития гуманных чувств. Недостаточное развитие этой сферы психики влечет за собой возникновение многих внутриличностных и межличностных конфликтов: расизма, дискриминации, непринятия себя, других, неспособность управлять своими эмоциями, не умение работать в команде и др. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

Вероятно, самым важным различием между коэффициентом умственного развития и коэффициентом эмоционального развития является то, что последний менее всего связан с генетическими факторами (т. е. наследственностью), что дает воспитателям и родителям возможность сделать ребенка таким, чтобы он имел шанс стать преуспевающим и счастливым человеком. Вмесх&-с т-ем-ироррамм-ы развития эмоционального интеллекта для дошкольников должны реализовываться в событиях естественной жизни ребенка; Опыт показывает, что развитие эмоционального интеллекта и связанных с ним личностных качеств способствует не только становлению морального поведения детей, но и их академическим успехам.

Список использованной литературы

  1. Балакирева Т.С. Эмоции и дети - комплексные занятия педагога - психолога // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 2004. -432с.
  3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2006. - 320с.
  4. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология // Вопросы психологии. - 2000. - №4.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2009. - №6.
  6. Кравцова М.М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 гг) // Вопросы психологии. - 2005. - №5.
  7. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. - 2004. - №4.
  8. Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12.
  9. Мухина В.С. Детская психология: Учеб, для студентов пединститутов / Под.ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2007. - 272 с.
  10.  Нгуен        М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3.
  11. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей // URL: http://festival. 1 september.ru/
  12. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. - 640с.

13-Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха.

- М.: «КСП+», 2003. - 272с.

  1. Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12.
  2. Психология личности и деятельности дошкольника / Под.ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М.: «Просвещение». 2008. - 295с.
  3. Стернберг Р. Дж. и др. Практический интеллект. - Спб.: Питер, 2002.- 272с.
  4. Танкова О. В. Как воспитать в ребенке будущего президента? Развитие эмоционального интеллекта и лидерства у детей дошкольного возраста. -2004.-256с.
  5. Трофимова Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения. - Воронеж: Изд-во Воронежского госуниверситета, 2011. - 112с.
  6. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. - 2012. - №4.
  7. Яковлева Е.А. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. - 2013. - №4.

Приложение 1

Фрагмент программы «Страна Эмоций»

Цели занятий:

  • “знакомство” детей с эмоцией страха: осознание учащимися того, зачем человеку нужен страх, 'в чем он ему мешает, в чем помогает (развитие метакогнитивных способностей);
  • актуализация и отреагирование чувства страха;
  • осознание детьми, что страх - это нормальная эмоция всех людей, и в то же время понимание необходимости преодоления собственных страхов;
  • уменьшение страха перед сказочными персонажами с помощью приемов идентификации, сопереживания, а также гротеска и юмора;
  • обучение детей самостоятельному поиску выходов из “страшных” травмирующих ситуаций;
  • символическое превращение негативных эмоций в позитивные, приятные.

Занятие №1. Остров Страха и его жители

1 .Приветствие: “Давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга ручками, ножками, носиками...” и т.д.

  1. Психологическая разминка. “Жители Острова Страха”: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, вампир, скелет и т.д.). По сигналу ведущего ребенок показывает героя как можно более страшным, а все остальные отгадывают, кто был изображен.
  2. “Сделай страшного героя добрым!” Каждый ребенок придумывает историю, почему его герой - житель Острова Страха - стал страшным, и все вместе думают, как можно освободить его от злости и страха, как сделать его добрым и счастливым. Каждый страшный персонаж проходит через ритуал освобождения от злости и становится добрым (ребенок проигрывает или проговаривает это превращение: например, его герой проищет того, кто его обидел и т.д.).
  3. Ритуал прощания - Салют. Все участники занятия кладут свои ладони на ладонь ведущего. Положив ладонь, ребенок отвечает на вопрос: Почему герои и люди становятся страшными? (Из-за обиды, гнева, мести и т.д.). По команде ведущего все отпускают свои руки и поднимают их вверх, запуская салют: Ура!

Занятие №2. Жители Острова Страха стали смешными!

  1. Приветствие.
  2. Психологическая разминка. “Страшный - смешной”: каждый ребенок получает карточку, на которой написано имя одного из страшных персонажей и его “нестрашного” занятия. Например, Баба Яга собирается на свидание или Кощей занимается в тренажерном зале и т.д. Цель - изобразить героя как можно более смешным и рассмешить всех остальных.
  3. ‘Талерея Смеха”. Дети рисуют в альбомах любого жителя Острова Страха, но так, чтобы он получился не страшным, а смешным. Затем проводится выставка в Галерее Смеха, где каждый художник рассказывает о своем творении, стараясь вызвать смех у зрителей.
  4. Ритуал прощания - Салют. Все участники занятия кладут свои ладони на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют: Ура!

Занятие №3. Мы победим любые страхи!

1 .Приветствие.

  1. Психологическая разминка. “Конкурс страхов”: дети передают по кругу мячик, заканчивая предложение: “Человек боится...”. Повторяться нельзя. Кто повторяется, тот выбывает из игры. В конце игры делается вывод: все люди чего-то бояться, но надо учиться преодолевать свои страхи.
  2. “Кубик откровений”. На занятии появляется волшебный “кубик откровений”. Дети по желанию рассказывают о своих личных страхах, а все остальные думают, что можно посоветовать в этой ситуации, как можно справиться со страхами.
  1. “Темноландия”. Детям читается одноименная сказка о том, как маленький мальчик боялся темноты и как он преодолел свой страх. Все слушают и рисуют в альбомах иллюстрацию к этой сказке. После прочтения сказки проводится обсуждение того, как герой справился со своими страхами, что ему в этом помогло. Желающие рассказывают о своем опыте преодоления тех или иных страхов. Затем каждый заканчивает предложения: “Страх мешает, когда...”, “Страх помогает, когда...”. Делается вывод о том, что страх может не только мешать, но и помогать человеку: например, предупреждать и защищать его от опасности.
  2. Ритуал прощания - Салют. По команде ведущего все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют: Мы победим любые страхи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

«Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

laquo;Лучшая разработка занятия педагога-психолога по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»«Мама солнышко родное»...

Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями изобразительного искусства"

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  посредством знакомства с произведениями искусств...