Статья "Проектный метод в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в работе с родителями в ДОУ"
статья
В сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми; приобщения детей к традициям семьи, и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gluhoverovahandrikova.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Глуховерова Наталья Витальевна,
воспитатель
Хандрикова Елена Валерьевна,
воспитатель
Проектный метод в условиях реализации
личностно-ориентированного подхода в работе с родителями в ДОУ
Аннотация: В сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми; приобщения детей к традициям семьи, и государства.
Ключевые слова: проектная деятельность, взаимодействие, семья.
Традиционная схема общения ДОУ с семьей уже не соответствует новой задаче семейного воспитания: воспитание конкурентоспособного человека. Поэтому мы педагоги во взаимодействии с семьей стараемся наиболее полно использовать весь потенциал как традиционных форм, так постоянно ищем новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. В нашей группе ни один проект не проходит без активного участия родителей воспитанников.
Так, при реализации проекта «Сказки всегда с нами» родители были привлечены к созданию выставки детских рисунков «Моя любимая сказка», а также к изготовлению поделок «Любимые герои русских народных сказок». В рамках данного проекта были проведены консультации для родителей: «Роль художественной литературы в воспитании ребенка», «Воспитание сказкой», «Народная сказка в системе воспитания ребенка», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
Проект «Я и моя семья» помог расширить представление детей о своей семье, семейных традициях. Дети вместе с родителями оформляли альбом «Тайна имени», составляли коллаж «Мои домашние питомцы», изготавливали сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин».
Опыт работы показывает, что одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба.
Творческое название проекта: семейный клуб «Дружная семья».
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь – май.
Условия реализации: детский сад – «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Принципы реализации проекта: добровольности; значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы); вариативности форм и методов; научности;
непрерывности и целостности; комплексности; сотрудничества; постоянства обратной связи.
Формы работы с родителями: педагогическая гостиная; консультации, беседы; развлечения, праздники; открытые занятия; дни открытых дверей; родительские собрания; практикумы; прогулки, экскурсии; папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ; обобщение опыта семейного воспитания.
Предполагаемый результат реализации проекта: динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей; увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества; учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей; выявление, обобщение, распространение педагогического опыта взаимодействия с семьей, опыта семейного воспитания.
Данный проект был реализован в средней группе и включал три этапа:
I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривал следующие виды деятельности: опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа; обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба; разработка положения о клубе; составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап (октябрь - апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в группе проводились различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьировалась в зависимости от социального запроса родителей.
III. Заключительный этап (1 месяц - май).В течение месяца проходила подготовка к презентации.
На родительском собрании была представлена презентация итогов проекта. Состоялось награждение участников проекта в различных номинациях. Проведено анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
По завершению деятельности клуба «Дружная семья» нами были замечены и сделаны следующие выводы: во время досугов родители больше узнают о своих детях, об их особенностях поведения и реакции на происходящие события; совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, уважению, доверию, делает их настоящими партнерами. Дети в группе сдружились, а также родители стали более открыты для общения с остальными родителями и педагогами.
Проект «Семейный клуб» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что проектная деятельность предоставляет возможность реализовать педагогический опыт в организации воспитательно-образовательной деятельности, создать условия для приобщения взрослых к внутреннему миру ребенка.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Железнова Е. Р. Использование сказки на занятиях по ознакомлению с окружающим и социальному развитию дошкольника дошкольников / Железнова Е. Р.// Дошкольная педагогика № 8.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация развивающей среды в ДОУ - как важнейшее условие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении детей."
Как организовать развивающюю среду в ДОУ...
"Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает ли...
Проект по теме "Формирование профессиональной готовности воспитателей к реализации личностно — ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении»
Один из наиболее важных направлений в работе современного руководителя - это работа по реализации личностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке воспитателей....
Проектно – исследовательская технология как способ реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками
Автором представлена статья, рассказывающая о том, как использование проектно – исследовательской технологии реализует личностно-ориентированный подход в ...
Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
Включенность родителей в деятельность учреждения формирует у взрослых целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышает психолого-педагогическую компе...
Доклад "РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ"
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития коррекционного образования. Ее цель — приобщить «особых» детей ...
Из опыта работы «Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольное детство – это благотворный период каждого ребёнка, во время которого очень быстро формируются физические и психические качества, которые становятся определяющими его как человек...
- Мне нравится (1)