Общение дошкольника в игре
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Общение дошкольника в игре
Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики — сами дети.
В отличие от разговора со взрослыми, особенности общения детей со сверстниками таковы, что малыш учится бороться за свое мнение — с одной стороны, и подчиняться правилам большинства — с другой. Происходит двухстороннее развитие личности. Главная ценность того, что малыши разговаривают между собой на равных – чувство уверенности и единения с товарищами.
Детский коллектив построен на взаимодействии. Каждый ребенок может предложить свою идею или новые правила. Игра как средство общения детей имеет огромную ценность. Что такое игра? – это правила и общая цель. У каждого ребенка своя роль. Причем, дети выбирают себе роль плохого персонажа добровольно, и также добровольно следуют сюжету игры.
В игре имеет место парадокс: отрицательный герой подчеркнуто плохо относится к другим игрокам. Он всячески доказывает свою «игровую агрессивность». В тоже время, все члены компании – партнеры и товарищи по игре, одна команда, выполняющая общую работу.
Как общение влияет на психическое развитие ребенка
Роль общения в психическом развитии ребенка заключается в получении неповторимого эмоционального опыта. Взрослый человек для ребенка — авторитетный пример, а ровесник – соучастник. Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.
Поведение детей в компании дошкольников подчиняется особым правилам – их непосредственность выражается в криках, визгах, драках, кривлянии, смехе, шутках. Поддержка других ребят, их одобрение или сочувствие его выходкам приносит малышу несравненное наслаждение и веру в себя, как в хорошего ребенка.
Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?
- Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
- Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
- Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему).
- Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
- Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.
Игры, обучающие эффективным способам общения
Игра «Попроси игрушку»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш, и т.д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция к участнику №1: «Ты держишь в руках игрушку, которая тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
Игра «Хороший друг»
Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.
Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.
Дальнейшее обсуждение:
– Как человек находит друга?
– Почему так важны в жизни хорошие друзья?
– Есть ли у тебя друг в группе?
Игра «Ты мне нравишься»
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.
Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.
Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождаю свое движение словами: («Лена, Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что… (с тобой очень весело играть в разные игры)». Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Совместная «лепка»
Оборудование. Картинки с изображением морской звезды.
Содержание. Педагог говорит: «Ребята, сейчас мы будем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую звезду – вот такую. (Показывает картинку с изображением морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее – медленно и плавно двигайтесь все вместе».
Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.
Гусеница
Оборудование. Воздушные шары или мячи.
Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар или мяч между животом одного играющего и спиной другого. Педагог предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу. «Гусеницу» просят походить по комнате, огибая препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.)
Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.
Липучки
Оборудование. Магнитофон, аудиозапись веселой музыки.
Содержание. Выбираются двое водящих – «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я – липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании. Когда все участники станут «липучками», воспитатель включает аудиозапись веселой музыки. Дети танцуют и напевают: «Мы – липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».
Рекомендации родителям
1. Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2. Стараться быть для ребенка примером позитивного (конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;
3. Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4. Развивать у ребенка организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
5. Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6. Учить детей занимать разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7. Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8. Развивать волевые качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9. Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
10. Быть ребенку другом (делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
11. Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12. Учить детей правилам этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.
Тестовое задание
- Средство ребёнка заявить о себе – это?
- Ведущий вид деятельности ребёнка, в котором развивается общение – это?
- Как общение влияет на психику ребёнка?
- Классификация игр дошкольников
- Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр? (2-3)
Ключ
- Общение
- Игра
- Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.
- - сюжетно-ролевые
- театрализованные
- подвижные
- дидактические
- - Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
- Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
Консультация для педагогов "Речевое общение дошкольников в игре"
В статье рассказывается об обучении диалогическому общению дошкольников в форме разнообразных видов игр и видов деятельности....
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...
Игра как средство общения дошкольников. Сюжетно-ролевая Игра "Автобус"
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе «Транспорт» - Автобус Цель: Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.За...
Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа
Каждый год в нашем детском саду проводится месчник игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...
Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника (Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой» )
Дидактическая игра "Вопрос с подсказкой "прелназначена для .детей 4-7лет. В ходе игры ребенок познакомится с условными обозначениями - символами; научится составлять небольшой описательный р...