Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес
учебно-методический материал
В настоящее время одной из важных проблем в развитии и становлении личности дошкольника является психоэмоциональная сфера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 81.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида Центрального района
Методическая разработка
НА ТЕМУ:
«Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес")»
Выполнила:
Ломовцева Любовь Борисовна
Харчевникова Татьяна Михайловна
г. Санкт-Петербург
2017г.
Введение……………………………………………………… | Стр. 3 | |
1 | Исследование теоретических основ развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительной деятельности и кукольного театра …………………………………………………………. | Стр. 3 |
1.1 | Особенности развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………. | Стр. |
1.2 | Проблемы развития речи детей с диагнозом тяжёлое нарушение речи………………………………. ….… | Стр. |
1.3 | Художественно-творческая деятельность детей младшего дошкольного творчества как средство развития эмоциональной сферы ...……………………………………. | Стр. |
2 | Программа дополнительного образования «Мастерская чудес» как средство развития эмоциональной сферы младших дошкольников……………………………………… | |
2.1 | Разработка программы дополнительного образования «Мастерская чудес»…………………………………………... | Стр. |
2.2 | Апробация программы дополнительного образования «Мастерская чудес»…………………………………………... | Стр. |
3. | Вывод....................................................................................... | Стр. |
4. | Список используемой литературы…………………………... | |
5. | Приложение…………………………………………………… | Стр. |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одной из важных проблем в развитии и становлении личности дошкольника является психоэмоциональная сфера.
27.05.2014 г. в выступлении[1] на заседании по вопросу разработки и принятия закона о защите детей, В. В. Путин, президент РФ, подчеркнул: «Необходимо усилить внимание … к эмоциональному состоянию детей со стороны родителей и учителей, …». Так же он отметил: «Несмотря на принимаемые государством усилия по охране здоровья детей подросткового возраста, уровень их заболеваемости увеличивается».
В 2013 году был принят ФГОС ДО[2]. Он основан на периодах развития ребёнка дошкольного возраста. В нём подчёркивается важность воспитания и развития личности каждого ребёнка. Подчёркивается необходимость реализации творческой деятельности дошкольников для последующего развития в школе. Ребёнок поступающий в дошкольное учреждение с первых дней включается во взаимодействие со сверстниками и взрослыми – погружается в атмосферу учреждения. Говорится о важности создания условий эмоционального благополучия дошкольников.
Важно уже на этапе младшего дошкольного возраста выявлять проблемы в развитии психического и физического здоровья детей, и проводить коррекционную работу. Каждый год увеличивается количество с проблемами речевого развития детей.
Дети коррекционной логопедической группы имеют проблемы в развитии из-за сопутствующих заболеваний. Дети, посещающие коррекционную логопедическую группу, часто страдают проблемами в развитии эмоциональной сферы, что снижает адаптивность к дошкольному учреждению, состоянию здоровья, психического и физического развития, происходит проблема в формировании и развитии познавательной сферы дошкольника. Часто такие дети не всегда могут справиться со своим эмоциональным состоянием, у них проблемы в общении со сверстниками, взрослыми. Также наблюдается неумение давать оценку своего состояния, неумение выразить свои чувства. Всё это затормаживает формирование и развитие полноценной личности ребёнка в период с 2-ух до 5-и лет.
К сожалению обычная образовательная программа не отвечает условиям развитию психоэмоционального благополучия дошкольников. В основном она несёт образовательную нагрузку. Дополнительная программа «Мастерская чудес» нацелена на создание условий, которые способствуют установлению отношений между взрослыми и сверстниками в интегрированной игровой деятельности.
Программа ДО «Мастерская чудес» строится с учётом периодов развития дошкольников. Важным из них является период с 3-ёх до 4-ёх лет – младший дошкольный возраст: адаптация детей в дошкольном учреждении, возникает мотивированность в познавательной развивающей деятельности, коррекция поведения, интерес к взаимодействию со сверстниками и взрослыми в развивающей деятельности. Может использоваться педагогами дошкольных учреждений во второй половине дня в совместной продуктивной творческой деятельности как дополнительная парциальная программа по изобразительной деятельности.
Цель дипломной работы: разработать программу "Мастерская чудес" для создания условий развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлое нарушение речи).
Цель программы: развитие и совершенствование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе творческой продуктивной деятельности.
Реализация поставленной цели требует решения определённых задач.
Задачи
- Исследовать теоретическую научную и педагогическую литературу влияния творческой продуктивной деятельности на эмоциональную сферу детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлое нарушение речи).
- Проанализировать литературу по проблемам развития речи детей с диагнозом тяжёлое нарушение речи.
- Рассмотреть вопросы организации работы «Мастерской чудес»
- Разработать и апробировать программу дополнительного образования «Мастерская чудес».
Практическая значимость исследования заключается в создании первого блока программы ДО «Мастерская чудес» в работе с детьми младшего дошкольного возраста с последующей разработкой блоков на средний и старший дошкольный возраст.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
1.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
Период развития детей младшего дошкольного возрастя является важным периодов в становлении будущей личности. В этот период происходит переход младшего дошкольника к новым отношениям со сверстниками и взрослыми. У ребёнка появляется потребность в самостоятельных действиях, но это не говорит о их сформированности.
Дети с тяжёлым нарушением речи, в большинстве, страдают задержкой психического развития[3]. Это усугубляет их развитие. И у многих существует конфликт – «Я хочу!» и «Я могу!» с реальными возможностями проявления самостоятельности.
В период младшего дошкольного возраста[4] у детей проявляется интерес к общению со взрослыми и сверстниками. Но из-за различных причин задержки развития речи это усугубляется конфликтом в проявлении эмоциональной сферы – дети не владеют способами общения со взрослыми и сверстниками, так как они:
- имеют отставание в развитии психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление и речь);
- имеют некоторые соматические проблемы.
В этот период главная задача взрослого – поддержать стремление ребёнка к самостоятельности. Важно не потворствовать его капризам, не подорвать веру в свои собственные силы.
Необходимо помочь детям почувствовать уверенность в своих действиях, ощутить поддержку от взрослых (родители и педагоги дошкольного учреждения), и как результат ощутить радость от результатов своей деятельности в процессе исследования окружающего мира вокруг себя[5].
Эмоции являются составляющим компонентом психической и физической активности человека, что обуславливает влияние и на здоровье человека – с медицинской точки зрения. Это важно, так как в Законе об Образовании говорится о сохранении здоровья.
Педагог и философ В. В. Звеньковский[6] говорил, что в период детства преимущественное развитие лежит в развитии эмоциональной сферы.
Эмоция (6) (от латинского «emovere») имеет значение волновать, потрясать, возбуждать.
Эмоции[7] – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Где пристрастное переживание – эмоциональное переживание.
Сфера[8] - область, пределы распространения чего-либо.
Отсюда выходит понятие «эмоциональной сферы» как субъективного переживания ребёнком его отношения к объектам, явлениям, событиям и другим людям.
На современном этапе эмоции рассматриваются[9] как –
- субъективное отношение к окружающей действительности (к объектам и явлениям);
- способность отразить и понять окружающую действительность.
Ещё Чарльз Дарвин[10] говорил об эмоциях, генетически заложенных природой и развивающихся в дальнейшей жизнедеятельности человека. В зависимости от степени физического и психического здоровья человека эмоции имеют различную степень выраженности, что влияет на деятельность человека в окружающей действительности. Также подчёркивается адаптивная функций эмоций.
Изучая литературу по проблемам развития эмоциональной сферы у младших дошкольников, страдающих отставанием в развитии речи специалистами отмечается: эмоциональная глухость, аффективность проявления эмоций, неумение ориентироваться в различных ситуациях, отсутствие мотивации к общению.
Л. С. Выготский, в своих исследованиях, говорил о важности развития эмоционально-мотивационной сферы личности ребёнка, которая позволяет формировать познавательный интерес к окружающей действительности на протяжении всего периода детства. Это важно учитывать для мотивации младших дошкольников с речевыми нарушениями в общении со сверстниками и взрослыми для дальнейшего их развития.
У таких детей на низком уровне социальная адаптация. Важно установить эмоциональный контакт с ребёнком. Необходимо создать атмосферу радости, которая будет способствовать (4 Реан, Бордовская):
- на биологическом уровне – усилению социальных связей, уменьшению неприятных переживаний;
- на психологическом уровне – возникновению социального взаимодействия, уверенности в себе и мужества ребёнка.
Ощущение радости, счастья создаёт условия для положительного восприятия младшим дошкольником взрослых и сверстников, улучшается память (легче запоминается стихотворение, информация об окружающем мире), забываются второстепенные, не значимые события, негативные переживания.
Чувство радости создаёт мотивацию к успеху. Ребёнок счастливый[11] – плодотворнее ребёнка подавленного и с плохим самочувствием. Эмоции влияют на осознание мотива, принятие решения и способа достижения цели.
Ещё П. В. Симонов[12] говорил о том, что эмоция определяется познавательным процессом. На сколько познавательный (информационный) процесс правильно организован педагогом, на столько высока будет заинтересованность в общении с ним ребёнка.
Эмоции дошкольника развиваются в активной деятельности[13] и зависят от её содержания и структуры. Эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности зависит от его эмоционального опыта, который он приобрёл в деятельности. Важна в деятельности и побудительная сила, с помощью которой он приобретает определённый эмоциональный опыт. Не должно быть оценки качества деятельности ребёнка, должна быть радость от того – что получилось, что нового узнал.
То есть, важен процесс достижения цели ребёнком младшего дошкольного возраста. При отрицательном результате возникают отрицательные эмоции и тогда существует возможность формирования негативного опыта, что может сказаться на его взаимодействии со взрослым, сверстниками. Важно, чтобы ребёнок научился справляться с негативными эмоциями. В этой ситуации важна позиция взрослого – умение руководить процессом реализации задуманного ребёнком – умение видеть и предупреждать возникновение отрицательного результата.
Педагогу необходимо владеть целой гаммой чувств, умением их проявлять для переключения внимания, перенаправления деятельности младшего дошкольника. Важно распределять своё внимание к каждому ребёнку. Постепенно, ребёнок может научиться справляться с неудачей, преобразовывая отрицательную эмоцию с помощью волевого усилия в положительную. Таким образом любая неудача в процессе творческой деятельности у ребёнка может стать основой для нового образа. Дошкольник научится постепенно управлять своим психофизическим состоянием, регулируя его, с помощью эмоциональной сферы. И важно с младшего дошкольного возраста закладывать основу развития эмоциональной сферы.
Важно использовать младший дошкольный возраст как период подготовки ребёнка к активной деятельности в играх со сверстниками, во взаимодействии с новыми взрослыми.
Для этого необходимо обогатить, наполнить опыт эмоционального восприятия, задействовав все анализаторы восприятия окружающего мира. У младших дошкольников появляется наглядно-образное мышление. Но у не малой части детей, присутствует наглядно-действенно мышление, что говорит об отставании в развитии. А. Ю. Татаринцева[14] считает в своей работе важным элементом для эмоционального заражения детей использование кукол, как мотивирующего стимула для плодотворного взаимодействия детей со сверстниками и взрослым.
Использование иллюстраций, кукол эмоционально обогащает деятельность. Совместное переживание детьми различных ситуаций позволяет формировать интерес к совместной интегрированной деятельности.
Изучив опыт работы Зотовой И. В. и Крайчак А. Е.[15], Е. Н Трешиной[16], я выделила театрализованные игры как сюжетную игровую эмоционально окрашенную деятельность, способствующую возможности раскрытию творческого потенциала детей начиная с младшего дошкольного возраста, обогащению эмоционального опыта, создания мотивации детей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
Интегрированная деятельность должна носить яркую эмоциональную окраску. Важно дать выразить младшим дошкольникам свои эмоциональные переживания, образы в творческой деятельности – в изображении объекта переживаний. Что даст для ребёнка ощутимость его деятельности, он сможет увидеть объект радости и при правильном поведении взрослого получить радость от своего творчества.
А. Н. Леонтьев[17], в своих исследованиях, говорил, что эмоциональное развитие — это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием ребёнка, с процессом его социализации и введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод:
- что дошкольное детство является базовым периодом для закладки и развития эмоциональной сферы личности;
- что эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста возможно при целенаправленном педагогическом процессе, связанном с межличностным развитием ребёнка, в процессе его социализации и творческой самореализации.
1.2 СПЕЦИФИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ «ТЯЖЁЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ»
В своих исследованиях О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова[18], А. Н Корнев[19], В. М. Акименко[20] и многие другие специалисты говорят о повышении уровня числа детей с нарушениями в развитии речи. Они подчёркивают, что уровень развития речи детей влияет на:
- формирование межличностного взаимодействия;
- общее психологическое развитие;
- развитие познавательных процессов (память, воображение, внимание, мышление).
Проблемами развития речи на разных этапах развития детей дошкольного возраста занимались многие педагоги, психологи: Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, Н. Н. Подъяков, В. С. Мухина, Л. С. Выготский и другие.
Период развития детей 3-4 летнего возраста является периодом интенсивного психического развития:
- внимание носит непроизвольный характер;
- появляются[21] предпосылки перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному;
- происходит намеренное запоминание[22] в целях последующего воспроизведения материала;
- подражание[23] отдельным формам поведения сверстников и взрослых;
- происходит[24] большая динамика в развитии речи.
Важным достижением детей 3-4 лет является то, что деятельность носит целенаправленный характер. В этот период важно взаимодействие ребёнка со взрослым, которое должно носить положительный, доверительный характер. Это позволяет развивать познавательный интерес детей к окружающей действительности.
И если мы говорим о детях, страдающих нарушениями развития речи, то происходит задержка и психического развития, то есть происходит отставание детей в развитии. Это вносит дисбаланс во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, что влечёт проблемы в познание окружающего мира и вхождение в культуру.
Официально дети, страдающие тяжёлым нарушением речи[25], (О. Г. Угоренко) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Это определяется тем, что при обследовании таких детей выявляются комплексные нарушения в развитии речи и сопутствующие этому проблемы психического и физического развития. Таким детям ставят диагноз ТНР – тяжёлое нарушение речи.
Тяжёлое нарушение речи[26] (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающихся у детей при сохранном слухе и сохранном интеллекте.
В своих исследованиях Т. Б. Епифанцева[27] отмечает причины задержки развития речи:
- отсутствует речевое общение со взрослым;
- угадывание желаний ребёнка и потакание капризам;
- замедленный темп созревания нервных клеток (приобретённое или заложенное генетически);
- поражения, заболевание головного мозга;
- нарушение слуха;
- заболевания, перенесённые в первые годы жизни;
- наследственные факторы, сочетающиеся с проблемами развития двигательной и нервной системы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия.
В следствии этого наблюдается снижение познавательной деятельности, которое проявляется в проблемах развития памяти, речи, восприятия мышления.
Человек является единицей социума и взаимодействие происходит через общение. Язык является средством взаимодействия.
Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и другие логопеды тяжёлое нарушения речи классифицируют и кодируют следующим образом:
- Моторная алалия (расстройство экспрессивной речи) – делится на уровни общего недоразвития речи (ОНР):
- ОНР I уровня – отсутствие речевых форм или лепетное состояние речи;
- ОНР II уровня – общение посредством использования постоянного, но искажённого и ограниченного запаса слов;
- ОНР III уровня – наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
- Детская афазия – частичная или полная утрата речи, обусловленная поражением головного мозга.
- Сенсорная алалия – нарушение понимания речи при сохранённом слухе и первично сохранённом интеллекте (ребёнок слышит, но не понимает речь – отсутствует анализ и синтез звуковых кодов).
- Дизартрия – частичное нарушение поступления сигналов в мозг или из мозга к речевому аппарату (при тяжёлых парезах происходит вторичное отклонение в развитии).
- Ринолалия – расстройство звукопроизношения из-за аномального строения носовой полости.
Также у детей с тяжёлым нарушением речи специалисты отмечают:
- отклонения в эмоционально-волевой сфере;
- соматическая ослабленность;
- отставание в двигательной сфере;
- замедленное развитие локомоторных функций.
Е. В. Кирилова[28] отмечает, что «у дошкольников, страдающих задержкой речевого развития присутствуют: проблемы поведения, негибкость в общении, пресыщаемость и истощаемость». Поэтому важно на ранних этапах работы по формированию личности ребёнка сделать акцент на развитие эмоционально-волевой сферы.
Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.
Коррекционные логопедические группы посещают дети с различной комбинацией диагнозов нарушения речевого развития, дети группируются по возрасту. Дети в таких группах могут быть неговорящими, замкнутыми, тревожными, с преобладанием жестов и набором определённых звуков, сопровождающих жестикуляцию. Есть дети, владеющие обиходной речью, прослеживается искажение в фонетическом и грамматическом строе речи.
У детей в период с 3 до 4 лет проходит кризис «Я действующий» или «Я сам!». В это время у детей обнаруживаются проблемы прохождения этого периода, так как частично происходит гиперопёка со стороны взрослых, не компетентность педагогического персонала (проблема с образованием и самообразованием), проблемы со здоровьем и нарушение развития психических функций.
У детей с общим недоразвитием речи нарушены психические функции[29]. Это затормаживает их интеллектуальное развитие.
На основании всего выше сказанного можно сделать вывод, что важно в младшем дошкольном возрасте у детей с тяжёлым нарушением речи – эмоционально мотивировать развитие речи (вызывать проявления и развитие речи) для дальнейшей возможности познания мира и деятельности в нём в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1.3 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В наше время всё больше и больше встречается детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно много появляется детей с проблемами в развитии речи. Работу с такими детьми затрудняет то, что у них наблюдаются органические или комплексные нарушения. Е. В. Кириллова[30] отмечает, что положительный эмоциональный настрой детей необходим для взаимодействия, а для этого целесообразно использовать игровую и изобразительную деятельность.
Первичным в развитии является язык эмоций. Потом в процессе развития, ведущую роль начинают вести слова, хотя эмоции его сопрягают, внося яркую окраску. Эмоции[31] проявляются в виде жестов, мимики, пантомимики, выразительности речи. Так как эмоции и движение первичны, а слово вторично, то детям младшего возраста при сопутствующем диагнозе ТНР (тяжёлое нарушение речи) эмоциональная окраска деятельности важна. Она наиболее проста в выражении отношения к предмету взаимодействия.
В младшем дошкольном возрасте особая роль отводится игровой деятельности как ведущей в познании окружающей действительности. В игре ребёнок проигрывает ситуации, приобретает социальный опыт взаимодействия. Особую эмоциональную окраску носят театрализованные игры, которые обеспечивают активность детей, поддерживает их внимание.
Как отмечает М.И. Лисина, эмоциональное развитие дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами[32] [16,c.129]. В данном аспекте большое внимание учёные уделяют исследованию феномена игры.
Чрезвычайно важны в речи невербальные аспекты. Многие психологи считают, что:
- недостаточное владение невербальной речью обедняет речь людей;
- через невербальные средства общения происходит получение большей информации.
Дети с тяжёлым нарушением речи[33] имеют отклонения в развитии, у них сохранён слух, первично сохранён интеллект. У таких детей есть проблемы в становлении психики из-за речевого дефекта.
Во время принятия образа на себя у детей задействована мимика и пантомимика, что способствует приобретению, а в последующем проявлению чувственного опыта. У ребёнка происходит развитие эмоциональной сферы.
Театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению. Снятию психофизического напряжения.
По высказыванию Л. С. Фурминой, театрализованный игры способствуют воссозданию образа с помощью выразительных средств – мимика, пантомимика, поза, походка, интонация. Как ранее уже было сказано, активная деятельность требует проявления эмоциональной сферы – чувств, настроения.
А. Н. Леонтьев[34] в своих исследованиях говорит о том, что игра-драматизация способствует выстраивания ситуаций взаимодействия с другими людьми – сверстниками, взрослыми. Ребёнок проигрывает в ситуации сказки, сюжета определённую ситуацию взаимодействия, примеряет на себя роль. В этом процессе участвуют эмоции, так как ребёнок пытается показать чувства, характер персонажа. Иногда ребёнок проявляет эмоцию на роль, показывая своё отношение к персонажу, к его поступкам. Всё это способствует адаптации, социализации ребёнка.
Театрализованная игра способствует проявлению и развитию речевых способностей, является средством самовыражения и самореализации дошкольника.
Театрализованная деятельность позволяет младшим дошкольникам ненавязчиво познавать окружающий мир через звуки, краски, образы. Для этого необходимо правильно организовать диалог (вопросы по ходу сюжета действия), который поможет сделать детям обобщение, вывод.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети обогащаются впечатлениями, знаниями, умениями, развивается речь детей.
Дефекты речи у детей с тяжёлым нарушением речи влияют на становление психики, а это влияет на становление и развитие коммуникативной функции речи. Также у таких детей есть невербальные средства общения, которые развиты в той или иной степени, в зависимости от тяжести речевого диагноза.
К невербальным средствам общения относят[35]:
- акустические – мелодики-интонационные и темпо-ритмические проявления речи, экстралингвистические (смех, темп речи, речевые паузы и так далее);
- визуальные – различные движения (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика и так далее);
- пространственная подсистема – межличностное пространство;
- взгляд;
- «околоречевая» подсистема – тембр, вокальные качества, тональность, диапазон.
У детей с нарушениями речи присутствуют такие средства невербального общения как мимика и визуальное взаимодействие. Дети с нормой в развитии речи используют в общении преимущественно жесты, а мимикой и взглядами пользуются реже.
Всё это[36]:
- нарушает процесс формирования представлений об окружающем мире;
- нарушает речемыслительную деятельность;
что ведёт к патологическим изменения сознания.
И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова[37] рекомендуют использовать кукол для развития эмоциональной сферы дошкольников. Подчёркивают важность их использования для развития психоэмоциональной и физической сфер младшего дошкольника.
Кукла развивает воображение, уводит в мир сказки, наделяя обладателя чертами сказочного персонажа. Она как «волшебная палочка» открывает в нас наши жизненные ресурсы. Она заряжает нас положительными эмоциями, даёт возможность высказаться, обрести чувство жизненного равновесия.
В процессе взаимодействия с куклой ребёнок выстраивает не только внешний диалог, но и внутренний. Ребёнок общается посредством своего эмоционального, чувственного опыта. У ребёнка непроизвольно проявляется мимика и пантомимика движений, возникают эмоции, чувства.
Кукла выступает посредником во взаимодействии с миром, его объектами, реализуя все возможности психики и тела.
Театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей детей. В младшем дошкольном возрасте использование кукол способствует развитию элементов театральной деятельности, которая в дальнейшем поможет ребёнку как культурная практика войти в мир искусства.
Я считаю, что в театрализованной игре важно использовать куклы как стимул для эмоционально насыщенного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Взрослый может накануне при детях, по возможности привлекая их, создавать кукол, возможно небольшое обыгрывание с куклой. Это может являться стимулом для дальнейшего взаимодействия с куклой. Куклы могут быть традиционными из тряпочек, по типу народной игровой или обрядовой куклы, могут быть сделаны из бросового материала, а возможен вариант кукол из деревянных ложек больших и маленьких.
Первые куклы[38] изображали животных, потом позже появились «куклы-человечки». Все эти куклы служили оберегом или участвовали в обрядах. Куклы помогают вести диалог, наладить взаимодействие, создать атмосферу радости. Они помогают принять образ персонажа, зарядиться энергетикой персонажа через внешний вид. Кукла — это культурно-историческое проявление нас – нашего рода. Кукла вбирает в себя прошлый опыт добра и опыт будущего.
Л. С. Выготский в своих исследованиях говорил о том, что ребёнок, непосредственно совершаемый действия в процессе художественного творчества, как разыгрываемого действия, связывает с ним свои личные переживания. Он подчёркивал важность этого, так как это наиболее яркий образ, эмоционально окрашенный.
Изобразительная деятельность способствует возникновению эмоционального фона, что влияет на возникновение ассоциативных связей мозга, что важно для плодотворной созидательной деятельности на любом этапе развития человека. В своём исследовании Ахмедова Э. М.[39] говорит о важности положительных эмоций, которые повышают тонус коры головного мозга – приводит к возникновению ассоциативных связей.
Изображение объекта проходит через чувственную сферу в любом возрасте. Ребёнок запомнит эмоциональный настрой во время работы и при получении результата. Запечатлённый образ ляжет в память при помощи ассоциативных связей: эмоция – образ и действие. В дальнейшем при восприятии запечатлённого образ ребёнок будет выстраивать ассоциацию с предыдущим эмоциональным (чувственным) опытом.
Дошкольники младшего возраста с диагнозом тяжёлого нарушения речи страдают некоторыми проблемами в развитии навыков, умений и представлений в изобразительной деятельности. В период работы с детьми с 3 до 4 лет проводится работа по развитию двигательной активности детей, так как у них наблюдаются различные нарушения в моторике движений: артикуляционная, мимической, недоразвитие кистевой, пальчиковой, общей видов моторик.
В своих исследованиях М. М Кольцова[40] кисть руки противоставляет органу речи. Если движения пальцев рук развито слабо, то и речь ребёнка развивается с задержками. Также важно развивать мелкую моторику кисти руки, так как это может считаться показателем развития интеллекта дошкольника, его восприятия, памяти, мышления, внимания, умения логически размышлять, развития связной речи, формирования грамматического строя речи и звуковой культуры, интонационной выразительности речи.
Важно также учитывать, что у многих детей не сформировано наглядно-образное мышление в связи с их психофизическим развитием, поэтому в этом возрасте большая часть детей младшей коррекционной логопедической группы находятся на доизобразительном этапе.
Педагогу, в работе с младшими дошкольниками, необходимо:
- наладить контакт с детьми, эмоционально их «заражая» и поддерживая;
- использовать потенциал художественно-эстетического развития – музыкальные инструменты, музыкальные произведения как фон, характер объектов изучения, использование пластичных материалов лепки для развития моторики рук и тактильных ощущений кистей рук, использование нетрадиционных методик и приёмов рисования, использование приёмов работы с бумагой в конструктивной и аппликативной деятельности;
- использование и развитие восприятия сенсорных эталонов в работе: цвет, форма, линия, пятно, величина, обоняние (запах), осязание (вкус), звук, ритм;
- создание условие для творческой, экспериментально-исследовательской деятельности детей;
- обеспечить переход с доизобразительного этапа развития на изобразительный этап.
В течении года дети осваивают навыки, умения, представления доизобразительного и начальной ступени изобразительного этапа. Это связано с тем, что по существующим возрастным критериям развития дошкольников в художественно-эстетической области, дети с тяжёлыми нарушениями речи подводятся, в процессе развития и образования, к «норме в развитии». Но это не способствует их «подъёму» в развитии.
Ежегодное педагогическое обследование детей (мониторинг) выявляет постоянный «откат», на начало учебного года, в развитии навыков, умений и формировании представлений об окружающем мире у таких детей. При составлении программы по развитию и образованию дошкольников делается учёт этого фактора. При ежегодной, планомерной, специально организованной коррекционной работе с детьми логопедических групп, на выходе в школьные заведения, видна динамика в развитии таких детей.
В течение года дети младшего дошкольного возраста:
- знакомятся с цветом и способами его реализации на бумаге в виде цветовых пятен, линий, точек, его интенсивности по яркости, его многообразии и сочетании некоторых цветов;
- овладевают некоторыми изобразительными техниками – рисование пальчиками, кистью руки, использование некоторых инструментов для работы с краской (ватные палочки, кисти №3-№6 колонок и щетина, тычки, штампы, трафареты, бумага);
- начальные этапы развития графо-моторных навыков – использование в работе масляной пастели, фломастеров, цветных карандашей;
- начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности;
- эмоционально реагируют на процесс создания образа и на полученный образ;
- опираясь на свой эмоциональный деятельностный опыт получают радость от самостоятельной творческой продуктивной деятельности.
На основании всего выше изложенного можно сделать вывод, что художественная творческая деятельность детей (продуктивная изобразительная и театральная) сама по себе носит яркую эмоциональную окраску, поэтому на ряду с эмоциональной сферой развивается когнитивная и психическая сферы, что способствует осознанию себя как успешно творящего (хотя, где-то на интуитивном уровне) и поэтому проявляющему себя в некоторой самостоятельности, носящей деятельностный характер (относительно возрастным особенностям развития дошкольника); происходит развитие речи, так как происходит её мотивация с помощью эмоций, выражения чувств.
Дошкольникам в младшем дошкольном возрасте свойственны следующие особенности эмоционального развития:
- кратковременные, неустойчивые, бурные эмоциональные переживания, впечатлительность, импульсивность, эмоции выступают мотивами поведения;
- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
- включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника; сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка; основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, в процессе игры происходит преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте; становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
2 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Опытно-экспериментальное исследование по разработки и апробации программы дополнительного образования "Мастерская чудес" было проведено на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 83 комбинированного вида Центрального района СПб. Была разработана программа по дополнительному образованию, адоптированная для воспитанников логопедической младшей группы.
Программа имеет структуру построения:
- пояснительная записка, в которой раскрывается актуальность;
- цель программы;
- задачи программы;
- условия реализации программы;
- тематическое планирование;
- планируемые результаты;
- список литературы.
Цель программы: развитие и совершенствование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе творческой продуктивной деятельности.
Задачи опытно-экспериментального исследования:
- Провести анализ развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
- Разработать программу развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
- Провести анализ динамики развития эмоциональной сферы у детей младшего дошкольного возраста.
Принципы программы:
- соответствие содержания программы цели и задачам,
- соответствие возрасту,
- доступность - от простого к сложному,
- последовательность,
- системность,
- использование ведущего вида деятельности - игры,
- учёт индивидуальных особенностей развития детей с диагнозом тяжёлое нарушение речи.
Организационные аспекты реализации программы.
1.Характеристика особенностей участников. Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
2. Количество участников. Предлагается работа с участием до 15 дошкольников.
3. Количество, продолжительность и частота проведения занятий. Продолжительность занятий 10-15 минут. Занятия предполагают парную и групповую форму работы.
При разработке программы дополнительного образования "Мастерская чудес" была учтена адоптированная образовательная программа дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного учреждения детского сада № 83 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга на период 2015 – 2020 г. , а также программа группы на которой проводилась апробация программы дополнительного образования
Темы совместной образовательной деятельности определяются соответственно плану коррекционной программы логопеда учреждения. Темы на каждый возраст развития воспитанников ДОУ утверждаются на установочном педагогическом собрании в конце августа и соответствуют общей адоптированной программе учреждения и группы.
Инсценировка несложных сюжетов с использованием игрушек.
С целью коррекции эмоционального состояния ребёнка специалисты рекомендуют показы – инсценировки с использованием игрушек.
Рассказы и сказки, иллюстрируемые сюжетными игрушками[41], радуют детей, активизируют речь, развивают умение общаться, корректируют эмоциональное состояние, способствуют адаптации детей в группе сверстников.
2.2 АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
В начале учебного года был проведён педагогический мониторинг детей 3 - 4 летнего возраста логопедической группы. Использовались данные обследования по диагностическому материалу Н. В. Верещагиной "Мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Младшая группа".
В частности были отобраны показатели обследования:
- Социально-коммуникативное развитие:
- имитирует мимику, движения, интонацию героев сказок, песенок-потешек;
- принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию;
- способен придерживаться игровых правил;
- разыгрывает самостоятельно отрывки из знакомых сказок.;
- идёт на контакт со взрослым;
- вступает в игры со сверстниками.
- Речевое развитие:
- способен кратко рассказать об увиденном на сюжетной картинке;
- отвечает на вопросы взрослого;
- использует все части речи, простые не распространённые предложения и предложения с однородными членами;
- чётко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
- Художественно-эстетическое развитие ?
Оценка коррекционно-педагогического процесса связана с уровнем овладения ребёнком необходимых навыков и умений в образовательных областях. Они выражаются в баллах:
- 1 балл - ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- 2 балла - ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры;
- 3 балла - ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- 4 балла - ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
- 5 баллов - ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Также была включена диагностика эмоциональной сферы по методике “Выбери нужное лицо» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена на
Мониторинг проводится два раза в год - в начале и в конце учебного года. Так как программа была реализована только на половину, то был сделан промежуточный срез - педагогический мониторинг, из которого видно что есть динамика развития воспитанников.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Исследование эмоционального состояния проводилось с помощью методики “Выбери нужное лицо” Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Данная методика представляет собой тест тревожности и используется для обследования детей с младшего дошкольного возраста. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребёнка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. По мнению авторов методики, высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно также проявляться в другой социальной ситуации, это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретённого ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное поведение ребёнка.
Как объясняют авторы, повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, даёт полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размеров 8,5х11 см. каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка – дошкольника ситуацию.
Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.
Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными отображениями детской головы, по размерам точно совпадающим с контуром лица ребёнка на рисунке. На одном и дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом - печальное.
Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети – дошкольники и которые могут вызвать у них повышенную тревожность. Так, например, игра с младшим детьми, игра со старшими детьми, ребёнок с родителями имеют положительную эмоциональную окраску. Объект агрессии, выговор, агрессивное нападение и изоляция имеют отрицательную эмоциональную окраску. Укладывание в постель в одиночестве, умывание, собирание игрушек, еда в одиночестве имеют двойной эмоциональный смысл, который может быть как положительным, так и отрицательным. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.
Двусмысленные рисунки в методике имеют основную “проективную” нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они представлены в методике, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию – разъяснение.
Выбор ребёнком соответствующего лица его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.
Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу.
Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально – негативных выборов к общему числу рисунков.
Количество эмоциональных негативных выборов:
ИТ= 14 х 100%
По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:
- Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.
- Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.
- Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.
Результаты обследования эмоциональной сферы приведены в диаграмме:
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Далее эмоциональное состояние детей на момент обследования определялись с помощью Цвето-цветового теста Люшера.
Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе дошкольного детства.
Описание диагностических методик прилагается в Приложении Б.
По предварительным результатам обследования детей видно, что у детей уровень развития по всем показателям вырос индивидуально их развитию в соответствии с диагнозам тяжёлого нарушения речи.
В основном улучшения видны в развитии эмоциональной сфере, художественно-эстетической деятельности. Развитии речи происходит индивидуально соответственно речевого диагноза.
ВЫВОД
На основании предварительного среза развития детей младшей группы можно сделать вывод, что если систематически вести работу по творческой продуктивной деятельности по программе дополнительного образования "Мастерская чудес", которая носит яркую эмоциональную окраску, то это:
- будет стимулировать речевое развитие детей 3 - 4 летнего возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи;
- повысит эффективность коррекционно-развивающей работы по развитию речи;
- повысит уровень развития общей, ручной и пальчиковой моторики;
- будет стимулировать развитие высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления);
- поможет сформировать навыки и умения в продуктивной изобразительной деятельности;
- наглядно-образное мышление.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что работа по программе дополнительного образования "Мастерская чудес" способствует успешному развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
[1] Репортаж СМИ «5 канал ТВ» http://www.5-tv.ru/news/84828/
[2] Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 и вступил в силу с 01 января 2014 г.
[3] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС. - 1995
[4] Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: КСп "Института психологии РАН". - 1997
[5] Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада.//Дошкольное воспитание. - 1977. - №2
[6] Ахмедова Э. М. «Арт-педагогическое пространство как инновационная среда творческого развития дошкольника» Журнал ВЕКТОР НАУКИ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ Издательство: Тольяттинский государственный университет (Тольятти) 2011
[7] Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с. (с. 110)
[8] ВикипедиЯ Свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
[9] Крылов А. А Психология http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl21.shtm
[10]Ю.В. Гранская , канд. психол. наук, доц. – / Альберт Александрович Крылов Психология «Психология: учебник (2-е издание)»: Издательство Проспект; 2005 ISBN 5-482-00235-7 http://www.studfiles.ru/preview/5647155/
[11] ДВ 1 2005 Т. Балакирева Эмоции и дети с 65 – 64 (128)
[12] Крылов А. А. Психология 2005 год http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl72.shtm
[13] Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / А. В. Запорожей, Я. З. Кошелева и др. ; Под ред. А. Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985. – 176. (20)
[14] Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2006. С. 5-9
[15] Зотова И.В., Крайчак А.Е. Проблемы современной науки и образования. 2017. № 16 (98). С. 99-102.
[16] Трешина Е.Н. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 930-932.
[17] Немов Р.С. Психология. - Кн.II. Психология образования. - М.: Просвещение. - 1994.
[18] Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
[19] Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. СПб.: Речь, 2006. 380 с.
[20] Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко.- Ростов н / Д: Феникс, 2008. 141 с.
[21] Логопедия: методическое наследие / авт.-сост. Р. И. Лалаева; под ред. Л. С. Волковой. М.: Владос, 2003. 304 с.
[22] Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
[23] Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2008. 368 с.
[24] Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Юрайт, 2009. 464 с.
[25] Дети с ТНР О.Г.Угоренко саут Логопедия 5 курс https://sites.google.com/site/logopedia5kurs/osobennosti-narusenia-pisma-u-mladsih-skolnikov-s-tnr-i-puti-ih-korrekcii
[26] Г. С Гуменная Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Просвещение, 1991. С. 41 - 72http://www.logoped.ru/nar02.htm
[27] Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога - дефектолога /Т.Б. Епифанцева. Ростов н /Д: Феникс, 2006. 576 с.
[28] Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 462 с. (428)
[29] Н. В. Нольд, Р. В. Скочилов, Т. Н. Березина, М. Н. Ильина ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / Ананьевские чтения – 2015: Фундаментальные проблемы психологии: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г. / отв. ред. В.М. Аллахвердов. – СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2015. – 396 с.
[30] Логопатопсихология: учеб. Пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С.Н Шаховской. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – (коррекционная педагогика) (С. 431)
[31] Громова О.Е. Жесты русскоязычных детей на начальном этапе развития вербальной коммуникации. В кн.: Детская речь: психолингвистические исследования. Сборник статей / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.В. Уфимцевой. – М.: ПЕРСЭ, 2001.
[32] Лисина М.И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребёнка // Дошкольное воспитание. 1992, №8.
[33] Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург : Изд-во АРДЛТД, 1998.
[34] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. 497с. https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/460/ (Дата обращения 11.11. 2017)
[35] Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности.\\ Исследования речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985.
[36] Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами // Вопросы языкознания. – 1981. - №1.
[37] Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
[38] Т. Шишова, И. Медведева Игра как лекарство http://medvedeva-shishova.ru/?q=node/54
[39] Ахмедова Э. М. «Арт-педагогическое пространство как инновационная среда творческого развития дошкольника» Журнал ВЕКТОР НАУКИ ТОЛЬЯТТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ Издательство: Тольяттинский государственный университет (Тольятти) 2011
[40] Использование спиралевидной техники рисования цветными карандашами в работе с детьми дошкольного возраста Петренко С.С. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 387-390.
[41] Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»
Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...
Методическая разработка НА ТЕМУ: «Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес")»
Разработка программы по дополнительному образованию для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через творческую продуктивную деятельность....
«Использование русского фольклора в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников».
В статье рассматривается детский русский фольклор – как одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах д...
Игра как ведущая деятельность в развитии эмоциональной сферы и эмоциональной отзывчивости дошкольников
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире.В статье рассматривается взаимосвязь совместной игровой деятельности и развитием эмоциональной отзыв...
Роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольника
В статье рассматриваются внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей-дошкольников, становление исходно благополучной психики и важнейшие условия, определяющие это благополучие....
Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности
В последние годы всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером, меньше общаются со взрослыми и друг с другом, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети...