«Использование русского фольклора в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников».
методическая разработка (младшая группа)
В статье рассматривается детский русский фольклор – как одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Использование малых фольклорных форм в режимных моментах для облегчения адаптации ребёнка к новым условиям дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
детям о малых формах фольклора | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская песня, попевка, потешка, прибаутка, пестушка, колыбельная – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные потешки, прибаутки, песенки легко запоминаются детьми. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка.
Фундамент психофизического благополучия ребенка закладывается в ранние годы. Общепризнано: ранний возраст обладает сензитивностью, то есть благодатной восприимчивостью. Наряду с поиском современных моделей воспитания не нужно забывать и о детском русском фольклоре. Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок, поэтому воспитатели, особенно младших групп, должны знать много песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с дошкольниками.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Ведь малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит «летучий» характер.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста; расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.
Обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.
Немаловажное значение для укрепления здоровья и нормального развития ребенка имеет режим дня, который необходимо соблюдать на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Правильная организация режима дня детей дошкольного возраста предполагает учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, и использование на каждом возрастном этапе соответствующих педагогических приемов и методов.
Воспитателю необходимо уметь использовать малые фольклорные жанры в режимных моментах с детьми для того, чтобы они стали средством всестороннего воспитания дошкольников: способствовали развитию их познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям дошкольного образовательного учреждения. Маленький ребенок в этот период скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт воспитателя и малыша.
Так во время «тяжелого» расставания с родителями можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку, сопровождая ее движения чтением потешки, например:
Петушок, петушок, Золотой гребешок,
Маслина головушка, Шелкова бородушка.
или
Вот собачка Жучка, Хвостик – закорючка,
Зубки острые, Шерстка пестрая…
С ребенком можно поздороваться и таким способом:
Здравствуй, Настенька! Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал? По воспитателю скучал?
Сейчас на ручки возьму, Прямо к сердцу прижму!
Поцелую, обниму, Тебя к небу подниму!
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Умывание ребенка должно сопровождаться положительными эмоциями, иначе ребенок становится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и так далее:
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл носик, вымыл ухо,
Вытер сухо.
Или
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
А теперь перед едой
Руки вымоем водой.
Ритмичные слова вызывают у малышей радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Завтрак. Потешка помогает при процессе кормления вызвать желание все съесть, ничего не оставляя на тарелке.
Умница Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
или Гу-ту-ту, гу-ту-ту
Варю кашу крутую,
Подливаю молочка,
Накормлю я казачка!
Сон - важнейшая потребность организма человека. Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость впервые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, поэтому поможет ласковая, убаюкивающая песенка, способствующая эмоциональному успокоению.
Вот и люди спят, Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках, лисицы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке, утки на муравушке,
Детки все по люлечкам. Спят - поспят, Всему миру спать велят.
Одевание (раздевание) – это один из режимных моментов. Малыши не умеют и не любят одеваться (раздеваться) сами, часто отвлекаются на посторонние вещи, для этого создается эмоциональный комфорт, который способствует освоению навыков, необходимых для одевания:
Чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шею шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настеньки любимый.
Будешь ты как гномик,
Цветик мой, родимый.
Завяжи потуже шарф,
Будем делать снежный шар,
Я шар качу, гулять хочу.
Наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми. На родительском собрании мы говорим о роли детского фольклора в жизни детей, объясняем, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок можно поместить в папку - передвижку. Можно оформить тематическую выставку с разделом «Детский фольклор».
Таким образом, обогащение педагогического процесса малыми фольклорными жанрами - действенный метод эмоционального гуманистического воспитания с первых лет жизни ребенка.
Литература:
1. Воспитание и развитие детей: Пособие для воспитателя детского сада/ В. В. Гербова, Р. Г. Козакова.; под редакцией Г. М. Ляминой - М., Просвещение 1981.
2. Зуева Т. В., Кирдай Б. П. Русский фольклор: Учебник для ВУЗов. 3-е изд. - М: Флиита: Наука, 2001.
3. Зуева Т. В. Русский фольклор: словарь-справочник: книга для учителя. - М. Посвящение, 2002.
4. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2101 "русский язык и литература"- М.: Просвещение 1987.
5. Мигунова Н. "Волшебные слова".- Ростов-на-Дону: Издательский Дом "Проф-Пресс", 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»
Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
Методическая разработка НА ТЕМУ: «Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес")»
Разработка программы по дополнительному образованию для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через творческую продуктивную деятельность....
Роль продуктивной творческой деятельности в развитии эмоциональной сферы младших дошкольников (на примере программы "Мастерская чудес
В настоящее время одной из важных проблем в развитии и становлении личности дошкольника является психоэмоциональная сфера....
Развитие социально - эмоциональной сферы младших дошкольников в условиях детского сада.
hellip;Воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружаю...
Итоговое занятие по развитию эмоциональной сферы для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья младшего и среднего возраста (3-4 года) по теме «Азбука настроения»
Данное занятие направлено на: закрепление представления детей о базовых эмоциях; закрепление навыка распознавания чувст человека или персонажа; развитие способности понимать эмоциональные реакции окру...
«Использование театра теней в развитии эмоциональной сферы и коммуникативных навыков старших дошкольников»
Театрализованная теневая деятельность в ДОУ позволяет развивать у детей дошкольного возраста не только художественные способности и творческий потенциал, но и помогает адаптации в обществе, освоению...