Использование игр с прищепками для развития мелкой моторики детей.
статья
Предварительный просмотр:
Использование игр с прищепками для развития мелкой моторики детей
Задачи:
- развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук;
- развитие пространственных ориентаций;
- уточнение и развитие словаря;
- развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти;
- развитие конструктивного мышления;
- стимуляция речевой активности;
- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.
Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок, рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям. Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре. Так соревноваться дети могут как парами, так и группами.
Варианты игр:
1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.
«Верёвочка»
«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка)
«Кто быстрее наденет 10 прищепок?»
«Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая».
«Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.»
«Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.».
«Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)»
«Украсим коробочку».
Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки. Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой.
Варианты заданий к игре «Коробочка»:
«Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки».
«Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета»
«Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую».
2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.
«Посмотри – запомни».
На край прямоугольного листа картона, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.
«Чего не стало?».
На край листа картона ребенок надевает 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.
«Что изменилось?».
Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего.
3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.
«Волшебный ряд».
Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: — дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,…) прищепку слева (справа) от….
«Сделай сам».
Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от… надень эту прищепку справа от… надень эту прищепку между … и т.д.
«Скажи сам».
Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.
4. Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук.
«Сушим платочки».
На веревку (разной длины и толщины) повесить с помощью прищепок одного размера платочки из ткани (разного цвета и размера). Можно усложнить игру инструкцией «Вешай платочки, чередуя их цвет или размер».
«Ленточки».
Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.
Список используемой литературы.
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н «Развиваем руку ребенка». Москва 2004г.
Безруких М.М. «Леворукий ребенок» Москва 2002г.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва 1990г.
Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» Москва 2002г.
Мальцева И. «Упражнения для пальчиков» Москва 2001г.
Макарьев И. «Если ваш ребенок левша» С-Петербург 1995г.
Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представлен творческий отче по теме самообразования с презентацией...
Мультимедийная презентация к творческому отчету по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих методик в развитии мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи".
Презентация с фотографиями 20 слайдов...
Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста"
Нестандартное оборудование для развития мелкой моторики...
Проект «Использование синельной проволоки для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
Метод проектов прочно вошел в нашу жизнь. Проектнаядеятельность используется не только в сфере обрзования, но и в других сферах общественной жизни. Проектная деятельость объединяет...
Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...
Презентация "Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17665839","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17665840","...
Мастер- класс «Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики детей раннего возраста»
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторикой пальцев рук....