Трудности педагогов в условиях реализации ФГОС ДОУ
статья

Васильева Светлана Анатольевна

Статья- трудности педагогов в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Трудности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»

П. Лаплас "То - что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно".

Преодоление затруднений в условиях реализации ФГОС – главная задача для воспитателя ДОУ. Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования, наравне с начальным общим и средним общим образованием. В период перехода к ФГОС дошкольного образования каждый детский сад должен провести ряд мероприятий, чтобы соответствовать в своей деятельности требованиям Стандарта: разработать образовательную программу ДОО на основе одной из утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных программ, создать условия для реализации данной программы, куда входит кадровое обеспечение обученными специалистами, финансовое обеспечение, материальное обеспечение. На сегодняшний день приведение ДОО в соответствие стандарту является актуальной проблемой каждого детского сада. В этот период у педагогов возникают определённые личностные проблемы и трудности (связанные с особенностями личности педагога): Психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, непринятие идеологии ФГОС ДО; неготовность воспитателя к смене привычной модели поведения; не осознание себя как педагога "нового типа" консервативное мышление в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др. Дидактические: обусловленные недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности; неготовность педагогов организовать детскую деятельность.

Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педагогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость. Воспитатель сегодня должен: - уметь и хотеть самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их в практике работы с дошкольниками; - уметь грамотно работать с информацией, критически мыслить, перерабатывать приобретённые идеи и воплощать их в свою работу; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях. В числе прочих в ФГОС заложены следующие принципы, на которые необходимо опираться при его реализации. Теперь разберем более подробно, что скрывается за данными определениями. Первый принцип гласит о том, что реализация программы теперь должна осуществляться в игре в форме творческой активности и деятельности. Считается, что занятия как форма себя исчерпали: на первое место выходит развитие познавательных способностей ребенка, а не заучивание каких-либо знаний. Т. е. знания теперь не самоцель, а лишь инструмент для развития ребенка в определенной области. Пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и их содержание позволяют сформировать полноценную личность ребенка. Более того, провести занятия с группой детей гораздо проще, нежели обеспечить их познавательное развитие в процессе игры сформировав у них параллельно и необходимые знания. Начнем с того, что дети по приказу играть не будут, т. е. их надо увлечь соответствующей игрой, а если игра не «пошла», то ее надо сменить. Только деятельность сменить нельзя: в планах она на сегодняшний день прописана и результат надо выдать. Другой момент: не будет вся группа детей играть в одну игру, разные игры будут, а соответственно и разные результаты. Теперь вернемся ко второму принципу, где образовательная деятельность должна выстраиваться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а теперь это умножим на развитие познавательных способностей и получим в итоге на выходе личностноориентированный подход как средство реализации ФГОС ДО. Т. е. педагог должен постоянно знать на каком этапе познавательного развития находится каждый ребенок. Для этого у него должны быть солидные знания по психологии, методики и тесты по выявлению сформированности уровней познавательного развития для каждого возраста соответственно. Чего нет, как и нет разрешения тестировать детей. Более того, личностно-ориентированный подход подразумевает что детей в группе будет не более десяти, иначе результатов невозможно достичь. Какова средняя наполняемость групп на сегодняшний день все и так прекрасно знают. К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день реализация ФГОС ДО не всегда выполнимая задача, кроме, наверное, единичных образцово показательных центров развития ребенка. Это и подтверждает и опрос более 120 педагогов различных дошкольных образовательных организаций. Из них только три прочитали ФГОС ДО целиком. Семь человек пытаются реализовать какую-то одну из областей ФГОС ДО — потому что она им импонирует и им самим интересно. Остальные только осуществляют присмотр за детьми «чтобы те были целы и невредимы». Таким образом, современному обществу требуется уже не воспитательисполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям. Другими словами, должно измениться отношение воспитателя к ребенку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно, при этом, учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание. В заключении хочется привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться». И если вы не будете забывать слова известного философа и педагога Джона Дьюи «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера», Вам будет легче выстраивать образовательный процесс по-новому, думая прежде всего о благополучии детей. Творите, развивайтесь! нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

актуализация развития профессиональной компетентности педагога (Форма проведения - Круглый стол)...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г.  № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО»  наше дошкольное учреждение  вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому м...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»

Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов в условиях реализации ФГОС ДО Мастер-класс для педагогов

Тренинговое занятие для педагогов, напраленное на профилактику эмоционального выгорания...