Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации
статья
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Возникает проблема социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_kak_sredstvo_sotsialnoy_adaptatsii.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Возникает проблема социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что требует речевого общения между ними.
В то же время, период старшего дошкольного возраста характеризуется высокой чувствительностью детей к усвоению речи. Причем, если к 5-6 годам ребенок не достигнет необходимого уровня владения родным языком, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества и т.д. Полноценное общение ребенка требует не только владения правильным звукопроизношением, обладания связной речью, но и умения выражать свои мысли эмоционально, выразительно и т.д. Все это делает важным изучение развития речи детей старшего дошкольного возраста как средства социальной адаптации.
Одним из основных условий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста являются позитивные взаимоотношения между детьми в группе ДОУ. Быстрая адаптация детей произойдет в том случае, если детский коллектив характеризуется благоприятной дружеской атмосферой, заботой друг о друге, психологическим комфортом. Посредством контактов со сверстниками ребенок учится восприятию окружающих людей, оценке самого себя, что представляет собой необходимое условие социальной адаптации личности. Установление контактов между детьми, в свою очередь, требует владения ими связной речь, характеризующейся выразительностью, умением выразить свои мысли и т.д. И.В. Белокопытова обращает внимание на то, что именно в процессе развития речи, педагоги учат детей разговаривать на определенные темы, высказывать свою точку зрения касательно вопросов, которые ставит взрослый и т.д. [1, с. 89].
Организуя речевое общение между детьми старшего дошкольного возраста, педагоги стимулируют активность детей в части составления рассказа о своих новостях другим детям; привлекают внимание детей к тому, что говорят и какие мнения высказывают другие дети, побуждая их тем самым к высказываниям. В процессе речевого развития дети учатся рассказывать сверстникам о том, что они увидели на улице; грамотно отвечать на вопросы других детей; высказывать свое мнение касательно увиденных явлений ит.д. Все это способствует успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Напротив, в том случае, если ребенок имеет проблемы в развитии речи, у него затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. Наличие активного диалогического общения между детьми, использование разнообразных средств общения в зависимости от конкретной ситуации, включение интонационной стороны речи, являются необходимыми условиями для их успешной социальной адаптации.
На взаимосвязь успеха социальной адаптации детей, в том числе, старшего дошкольного возраста, и уровня развития их речи, что определяет особенности их взаимоотношений в коллективе, а также со взрослыми, обращают внимании такие ученые, как С.Б. Думов, С.Ю. Прачук [3, с. 197]. Отмечается, что посредством речевого общения, контактируя со сверстниками, у ребенка «формируется умение воспринимать и адекватно оценивать как самого себя, так и других детей», адекватно соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями детского коллектива [3, с. 197]. В свою очередь, данное умение представляет собой необходимое условие успешной социальной адаптации ребенка, что объясняется следующим:
- в случае совпадения направленности личности ребенка (его потребностей и желаний) с социально-психологическими условиями коллектива, результатом чего становится формирование благоприятной дружеской атмосферы, социальная адаптация ребенка проходит успешно;
- в случае не совпадения направленности личности ребенка с социально-психологическими условиями коллектива, социальная адаптация ребенка проходит успешно, наблюдается возникновение ситуации психологического дискомфорта.
Важная роль в процессе социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста отводится формированию речевого этикета ребенка. Речевой этикет представляет собой выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для правил поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста тесно связано с особенностями их деятельности и общения. В данном возрасте совершенствуется практическое употребление речи ребенка в общении с другими людьми. В то же время, как отмечает О.Е. Кондрашина, «на основе речи перестраиваются психические процессы» [4, с. 72]. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются способностью активного участия в беседе. Они могут давать достаточно полные и точные ответы на вопросы, поправлять ответы других детей, формулировать вопросы и т.д. Тем самым возникает диалог между детьми, определяемый сложностью задач, которые дошкольники решают, осуществляя совместную деятельность, что, в свою очередь, способствует успешной социальной адаптации детей.
Н.И. Левшина и Л.В. Градусова отмечают, что одной из функций речи является функция сообщение информация, обеспечения социальной связи, что обеспечивает формирование мысли. С развитием речи осуществляется перестройка всех психических процессов ребенка, «которые достигают уровня произвольного, сознательного функционирования» [5, с. 188].
Речь представляет собой непременное условие и необходимый компонент осуществления любой деятельности. В процессе развития речи у детей старшего дошкольного возраста, развивается социальная и многоплановая их совместная деятельность со сверстниками и взрослыми. По мере усложнения деятельности ребенка, каждый этап его развития характеризуется возникновением все большего количества задач, решение которых требует осуществления речевой коммуникации. У детей происходит постепенное формирование средства, приемов и способов коммуникации; увеличение потребностей в речевом общении, вследствие чего развиваются умения и навыки, способствующие успешной социальной адаптации.
О.А. Бизикова обращает внимание на то, что речевое общение способствует развитию познавательной деятельности ребенка, и, «проходя через призму его личностных качеств, формирует внутренний мир, с позиции которого он воспринимает окружающую среду и строит с ней стиль общения в широком смысле этого слова» [2, с. 26]. Все процессы воспитания и обучения при этом отличаются выраженной коммуникативной природой. Речевое общение в процессе общения сочетается с коммуникаций, соответствующей структурой общества и господствующими в нем межличностными отношениями.
Реализация дидактических и воспитательных функций посредством речевого общения определяет весь характер психического развития и социального становления формирующегося человека, тем самым способствуя социальной адаптации, в частности детей старшего дошкольного возраста. Осуществление данного процесса происходит на протяжении всей жизни, постепенно совершенствуясь, изменяясь под воздействием «воздействием развивающихся рефлекторных свойств личности и различных ситуаций общения» [2, с. 39].
А.И. Хаустова, занимаясь исследованием взаимного психического влияния людей друг на друга в ходе общения, рассматривает его в качестве основного условия социализации личности. Общение выступает как механизм объединения людей в группы, при этом, «чем оно разнообразнее и богаче, тем успешнее осуществляется развитие личности» [6, с. 614]. Речевое общение, основной формой реализации которого является диалог, таким образом, выступает как основное условие познания человеком действительности, формирования его как личности и адаптации в обществе.
Процесс сообщения, являющийся основным условием социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста, требует о ребенка таких умений, как:
- слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;
- формулировать в ответ собственное суждение;
- правильно выражать его средствами языка;
- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
- поддерживать определённый эмоциональный тон;
- следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать нормативность, и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Речевые умения, формирующиеся спонтанно, оказываются недостаточно сформированными для перехода на новый вид деятельности для детей старшего дошкольного возраста – учебную деятельность. Все это требует осуществления работы по речевому развитию ребенка.
Таким образом, развитие речи обеспечивает активное общение между детьми, которое, влияет на уровень развития социальной адаптации ребенка, на способность вступать во взаимоотношения с окружающими, усваивать культуру и нормы, принятые в обществе. Посредством речевого общения у ребенка формируется умение воспринимать и адекватно оценивать как самого себя, так и других детей, адекватно соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями детского коллектива. В процессе развития речи у детей развивается социальная и многоплановая их совместная деятельность со сверстниками и взрослыми. Следовательно, развитие речи является необходимым условием социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников и литературы.
1. Белокопытова И.В. Социальная адаптация старших дошкольников в процессе речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации / И.В. Белокопытова // Детский сад от А до Я. – 2018. - № 2. – С. 89-92.
2. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие / О.А. Бизикова. – Нижневартовск, 2014. – 235 с.
3. Думов С.Б. Теоретические основы социальной адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий / С.Б. Думов, С.Ю. Прачук // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 196-197.
4. Кондрашина О.Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – т.118. -№ 2. – С.72-76.
5. Левшина Н.И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 188-192.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста как средство социально – коммуникативного развития.
В статье представлены цель, предмет, объект, задачи исследования по формированию эмоциональной сферы дошкольников....
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации
В статье исследуется важность развития речи детей старшего дошкольного возраста для обеспечения эффективности их социальной адаптации. Рассматривается речевое общение как основное условие познания реб...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности.
Опыт работы. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности....
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...
Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...