Лекция
учебно-методический материал (старшая группа)
Тема: Инновационные подходы во взаимодействии с родителями воспитанников.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» (А.С. Макаренко)
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольной организации. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольной организации на современном этапе модернизации системы образования. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости. Кроме того, родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Поэтому задача педагогов – поиск новых форм взаимодействия с ними и уход от стандартных шаблонов.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного образования и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Работу с родителями я реализую через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Одной из основных - остается родительское собрание. В течение 1,5 лет, я провожу собрания в форме дискуссий «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор (компьютер) – друг или враг в воспитании детей», «Традиции семьи»; мастер-классы «нетрадиционные техники рисования», «куклы – берегини» и т.д; применяю игровые технологии для повышения коммуникативной культуры, а так же на снятие тревожности, игры на укрепление семейных традиций; тренинги по сплочению коллектива родителей «остров», «творческий прорыв» и т.д., поощрение активных родителей благодарственными письмами и грамотами. Создавая единое образовательное пространство для равноправного заинтересованного партнерства я использую в своей работе информационно – коммуникативные технологии. Оповещение и быстрое взаимодействие я осуществляю через интернет ресурсы. Организационные вопросы, объявления о проводимых мероприятиях, актуальные проблемы решаются в режиме реального времени в специально созданном чате. Родители в течении дня в любое время могут наблюдать все режимные моменты в онлайн. Совместно с родителями был создан родительский клуб «Радуга», цель которого – организация и проведение семейных спортивных встреч, круглых столов, конкурсов семейных талантов, совместных анимационных мероприятий и т.д. Также мам и пап приглашаем на утреннюю гимнастику, мастер классы «цветы для мамы», и т.д., участвуем совместно в различных конкурсах.
Для проведения просветительской работы мною был создан сайт ……. На котором публикую статьи по направлениям: «Советы педагогов родителям», «Проверено. Семья рекомендует», «Родителям на заметку», «детсадовский альбом». На сайте имеется обратная связь. Родители могут задать мне любой интересующий их вопрос по воспитанию ребенка и я по мере возможности им отвечаю.
Со своей стороны могу резюмировать, что в результате внедрения инновационных форм возросла заинтересованность родителей в жизни группы и детского сада, улучшились и окрепли взаимоотношения всех участников образовательных отношений, эмоциональная взаимоподдержка сблизила и подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе как хозяйственных, так и досуговых.
В своей группе мы практикуем такую открытую форму работы с родителями как демонстрация достижений детей. Это означает открытые занятия для родителей. Один раз в месяц родители ставятся участниками образовательного процесса в группе. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии повышается .
Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения семей. В результате выявляются примеры хорошего воспитания в семье, выявляются родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Педагоги предлагают родителям готовые знания: что-то из детской психологии, что-то из методики оздоровления, что-то из практики обучения. Но как и во всяком учении, родители берут из своего предложенного лишь то, что созвучно их собственным мыслям, соответствует их потребностям. Мы предлагаем начинать не с формальных собраний и стендов, а с объединения, сближения людей, сопричастных жизни ребёнка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той простой причине, что их не было рядом.
Теперь словосочетание "инновационные формы работы с родителями" не вызывает у нас затруднений.
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
- активность взрослых в жизни детского сада и группы.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило нам пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.» А.С.Макаренко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya2.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Инновационные подходы во взаимодействии с родителями воспитанников.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.» (А.С. Макаренко)
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольной организации. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольной организации на современном этапе модернизации системы образования. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости. Кроме того, родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Поэтому задача педагогов – поиск новых форм взаимодействия с ними и уход от стандартных шаблонов.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного образования и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Работу с родителями я реализую через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Одной из основных - остается родительское собрание. В течение 1,5 лет, я провожу собрания в форме дискуссий «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор (компьютер) – друг или враг в воспитании детей», «Традиции семьи»; мастер-классы «нетрадиционные техники рисования», «куклы – берегини» и т.д; применяю игровые технологии для повышения коммуникативной культуры, а так же на снятие тревожности, игры на укрепление семейных традиций; тренинги по сплочению коллектива родителей «остров», «творческий прорыв» и т.д., поощрение активных родителей благодарственными письмами и грамотами. Создавая единое образовательное пространство для равноправного заинтересованного партнерства я использую в своей работе информационно – коммуникативные технологии. Оповещение и быстрое взаимодействие я осуществляю через интернет ресурсы. Организационные вопросы, объявления о проводимых мероприятиях, актуальные проблемы решаются в режиме реального времени в специально созданном чате. Родители в течении дня в любое время могут наблюдать все режимные моменты в онлайн. Совместно с родителями был создан родительский клуб «Радуга», цель которого – организация и проведение семейных спортивных встреч, круглых столов, конкурсов семейных талантов, совместных анимационных мероприятий и т.д. Также мам и пап приглашаем на утреннюю гимнастику, мастер классы «цветы для мамы», и т.д., участвуем совместно в различных конкурсах.
Для проведения просветительской работы мною был создан сайт ……. На котором публикую статьи по направлениям: «Советы педагогов родителям», «Проверено. Семья рекомендует», «Родителям на заметку», «детсадовский альбом». На сайте имеется обратная связь. Родители могут задать мне любой интересующий их вопрос по воспитанию ребенка и я по мере возможности им отвечаю.
Со своей стороны могу резюмировать, что в результате внедрения инновационных форм возросла заинтересованность родителей в жизни группы и детского сада, улучшились и окрепли взаимоотношения всех участников образовательных отношений, эмоциональная взаимоподдержка сблизила и подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе как хозяйственных, так и досуговых.
В своей группе мы практикуем такую открытую форму работы с родителями как демонстрация достижений детей. Это означает открытые занятия для родителей. Один раз в месяц родители ставятся участниками образовательного процесса в группе. Обычно участвуют в занятии 3-4 родителя. После таких занятий активность родителей во взаимодействии повышается .
Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения семей. В результате выявляются примеры хорошего воспитания в семье, выявляются родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Педагоги предлагают родителям готовые знания: что-то из детской психологии, что-то из методики оздоровления, что-то из практики обучения. Но как и во всяком учении, родители берут из своего предложенного лишь то, что созвучно их собственным мыслям, соответствует их потребностям. Мы предлагаем начинать не с формальных собраний и стендов, а с объединения, сближения людей, сопричастных жизни ребёнка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той простой причине, что их не было рядом.
Теперь словосочетание "инновационные формы работы с родителями" не вызывает у нас затруднений.
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
- активность взрослых в жизни детского сада и группы.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило нам пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира.» А.С.Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция-презентация. Формирования позиции ответственного родительства.
Взаимодействие семьи и ДОУ в аспекте формирования позиции ответственного родительства...
Лекция - беседа " Знаете ли своего ребёнка?"
Она поможет подготовиться и провести беседу с родителями....
Лекция о формах музыкального воспитания
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...
Лекция для конференции "Православие в моей жизни"
"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным ...
Актовая лекция участника профессионального конкурса педагогического мастерства «Сердце, отданное детям» Тема: «Задачи и перспективы московского образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования уже были закреплены в Конституции РФ, Законе «Об образовании», Конвенции о правах инвалидов и ряде других законов РФ....
Лекция для родителей «Конфликты в семье. Избегать или разрешать?»
ссориться надо грамотно, вот несколько советов как это дела...
Лекция для родителей «Приучаем к горшку»
Ни один ребенок не станет пользоваться самостоятельно горшком, пока соответствующие нервные окончания не достигнут достаточного развития — процесс, который абсолютно не подвластен влиянию ...