Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

В статье описывается опыт применения логопедических игр непосредственно на занятиях и в самостоятельной деятельности детей-дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство обучения детей с нарушениями речи в образовательном процессе

Учитель-логопед: Жорник Виктория Сергеевна

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста- истина неоспоримая. То, что дети  легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Д. Б. Эльконин и мн. др. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Игра , являясь ведущим видом деятельности дошкольников не потеряла свою значимость и при введении ФГОС на современном этапе развития дошкольного образования. Одним из основных принципов государственного стандарта является  принцип реализации Программы , в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей с речевыми проблемами  игра обретает особое значение. В игре дети без всякого стеснения отображают свои представления об окружающей их действительности, раскрывается индивидуальность ребёнка, развиваются творческие способности.  Занимательная игра  улучшает внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает доступное восприятие нового материала.

Из вышесказанного следует, что в коррекционной работе логопеда необходимо широко использовать игры , игровые приёмы для улучшения речевого развития детей дошкольного возраста. При этом следует учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Имея речевой дефект,  ребёнок чаще всего раздражителен, замкнут, заторможен либо возбудим. У детей появляется чувство закомплексованности  от осознания своего дефекта . Особенности поведения таких детей отмечаются в играх. По наблюдениям дети с речевыми расстройствами нередко теряют возможность самовыражения в совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни быть обсмеянным другими детьми.  Нарушение общей и речевой моторики у детей-дизартриков вызывает  быструю утомляемость. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение их  в коллективные игры. Своеобразно поведение детей-алаликов  в игре. У таких детей игры однообразны, чаще всего носят подражательный характер. Дети перекладывают игрушки из рук в руки, вертят их, не производя никакого игрового действия. Кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой. У детей  с заиканием наблюдается робость либо отказ от игры. Такие дети чаще всего выступают зрителями или берут на себя подчинённые роли. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению. Игры могут проводиться как самостоятельные, как предваряющие или закрепляющие занятия, а так же как отдых.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры со строительным материалом, игры театрализованные. На сегодняшний день в логопедической практике апробировано множество разнообразных игр,  целью которых является коррекция различных дефектов речи у детей дошкольников. Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Придерживаясь, этого принципа работы, логопед подбирает игры, игровые задания для работы с детьми, разделяя материал на три части:

- подготовительные игры и упражнения;

- игры для формирования правильного звукопроизношения;

- потешки, чистоговорки, считалки, сказки.

Подготовительные игры и упражнения подготавливают органы речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука, правильной звуковой артикуляции. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Игры подбираются в строгой последовательности:

- для развития слухового внимания;

- для развития речевого слуха;

- для развития фонематического слуха.

Для произношения правильного звука требуется координированная, чёткая работа артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти мягкого нёба. Широко применяется артикуляционная гимнастика в игровой форме, например,  игровой куб с  нарисованными упражнениями, карточки с игровыми заданиями и т.д. Игры на развитие дыхания и голоса также относятся к подготовительным. Они необходимы в работе с детьми страдающими дизартрией, ринолалией, и могут быть полезны при нарушении у дошкольников темпа, ритма, плавности речи  и при различных расстройствах голоса.

Игры для формирования правильного звукопроизношения подбираются на различные трудно произносимые звуки с учётом дефекта речи . Игры на звукоподражание используются для вызывания правильного звука после хорошо усвоенных ребёнком подготовительных игр и упражнений. Здесь должны подбираться игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности.

Потешки, чистоговорки, считалки подбираются на те же звуки и группы звуков что и в предыдущем разделе. Дети повторяют за логопедом потешки, считалки, чистоговорки; заучивают их наизусть, тем самым автоматизируя и дифференцируя поставленные звуки в самостоятельной речи.

Общение логопеда с детьми-логопатами в процессе совместной игровой деятельности создаёт у каждого ребёнка с речевым нарушением положительную мотивацию при выполнении задания логопеда, уверенность в своих возможностях в преодолении имеющихся трудностей. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Для этого мы и превращаем скучные занятия в интересную игру. Желание ребёнка участвовать в процессе обучения определяется в первую очередь его интересом к занятиям, стремлением к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому логопедические занятия должны проходить в лёгкой занимательной форме, доступной восприятию дошкольников. Ребёнок должен испытывать комфорт и психологическую защищённость. Каждый логопед, будучи увлечённый своей профессией, может совершенствовать, дополнять, находить другие варианты распространённых игр в логопедической практике, используя свои творческие способности.

Список используемой литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ «Сфера», 2015 г.
  2. Практическая психология и логопедия № 1-2 2003 г. / Игровые приёмы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза / А.Ю. Никитина
  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ТЦ «Сфера», 2007
  4. «Логопед» для ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
  5. Наука и школа № 8 1997 г. / Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника / С. Ильина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

ЦОР "Использование ИКТ при обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"

Цифровой образовательный ресурс для  проведения консультации с воспитателями  дошкольной образовательной организации...

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...

«Использование ИКТ в обучении детей дошкольного возраста ПДД»

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.Вовлечение родителей и детей в изу...

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ РАЗВИТИЕ

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (челове...

Необходимость использования наглядности при обучении детей дошкольного возраста

Следует отметить, что на начальном этапе, в силу возрастных психологических особенностей учащихся и уровня владения ими учебным материалом, предпочтительна статическая (не динамическая) зрительная наг...