Использование макетов в развитии игровой деятельности дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Статья раскрывает содержание деятельности с дошкольниками по созданию универсальной игровой среды для игр с макетами и маркерами различных пространств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_maketov_v_razvitii_igrovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых макетов в развитии творческих способностей старших дошкольников
Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных фактора: это прежде всего играющий с детьми взрослый-партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения) как более сложного способа построения игры и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого. Игра с мелкими игрушками как раз в значительной мере способствует сюжетосложению – развертыванию разнообразных комбинаций событий, активизирует комментирующую речь; в ней ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиями. В активизации сюжетосложения в значительной мере и заключается педагогическая ценность игры с мелкими игрушками.
Место и функция макета как раз в обеспечении и поддержке игры с мелкими игрушками.
При этом игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета.
«Универсальные» макеты условно можно разделить на два типа:
1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов;
2) Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
К первому типу относятся «кукольный дом» и «крепость-замок/дворец»; ко второму типу – «улицы города/дороги» и ландшафтный макет (обозначающий обобщенное «природное» пространство).
Содержание и разновидность игровых макетов
для детей дошкольного возраста.
Макет «Зоопарк» :
фигурки персонажей (волк, зебры, лев, тигр, ящерица, носорог, черепахи, страус, медведь, обезьяны)
маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья, дорожки)
природные и бросовые материалы для изготовления детьми необходимых для игры предметов (питание зверей, предметы ухода за ними).
Макет «Улицы города»:
макеты домов, дороги и тротуары, зеленые насаждения, газоны
маркеры пространства: мост, гараж, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры; перекрестки всех видов;
предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, скорая помощь).
Макет - модель «Дом - семья»
предметы - фигурки (кукла - мама, кукла- папа, кукла - дочка, кукла - сын),
маркеры пространства (2 комнаты, 3 стола, кресла, диван, кушетка, дизайнерское оформление комнаты),
предметы, обозначающие события (бассейн, телевизор, лоскутки ткани),
бытовые предметы (полотенца, постельные принадлежности, одежда, посуда),
бросовый материал для изготовления детьми деталей и предметов для игры (в отдельной коробке).
Игра - макет «Деревня»:
предметы - фигурки (бабушка, дедушка, внучка, кошка, корова, овцы, ягнята, свинья, поросята, коза, утка с утятами);
маркеры пространства (дом, сарай, забор, огород, сад с плодовыми деревьями);
предметы, обозначающие события или действия (корыто с бельем, лейки, посуда).
Игра - макет «Фазенда»
предметы - фигурки (люди, собака, котенок);
маркеры пространства (дом с мансардой, балконом, верандой, заборчики, бассейн, теннисный корт, цветочные клумбы, фонтанчик, скамеечки); сад или огород с грядками, муляжи овощей и фруктов,
предметы для обозначения действий: качели, лейка, горка, ракетки теннисные,
Игра - макет «Квартира»
предметы - фигурки членов семьи, домашних животных,
маркеры пространства (столики, платяной шкаф, этажерка, диван, трельяж, трюмо, кресла, телевизор, кухонная техника),
предметы, обозначающие действия (телевизор, часы на стене, шторы на окне).
Игра - макет «Детский городок»
предметы - фигурки (пластмассовые человечки, машинки, деревья, цветочные клумбы),
маркеры пространства (кафе, беседка, деревья, скамейки, заборчики, качели, цветники, фонтаны, светофоры),
предметы, обозначающие действия (качели, машинки, лодочки-качалки).
Игра - макет «Лесная полянка»
площадка с небольшими деревцами, травой, кустиками, цветами, ягодами, грибами,
мелкие фигурки насекомых, птиц,
фигурки людей (мальчик, девочка, мужчина, женщина),
корзинка для сбора ягод.
Игра - макет «На водоеме»
площадка, обозначающая сам водоем,
мелкие деревца для размещения по периметру водоема,
травянистые растения (сделанные руками детей),
фигурки водоплавающих птиц,
фигурки насекомых (бабочки, водные жуки, стрекозы),
плоские фигурки рыб (живущих близко к поверхности воды, в средней толще воды, на дне),
бросовый материал для изготовления детьми необходимых деталей и предметов (в отдельной коробке с крышкой).
Игра-макет «Космос»
макет лунного ландшафта,
пластилин для изготовления детьми лунных кратеров,
мелкие фигурки космонавтов, луноходы, спутники,
среда в группе: объемные модели планет, знаки зодиака,
игрушки для обыгрывания: карты, ракеты,
центр управления (панели, экран, картинки с изображением видов Земли из космоса),
бросовый материал для изготовления самими детьми необходимых атрибутов и предметов для игры.
Методические рекомендации по созданию игровых макетов в семье
- Чтобы в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра не ушла на второй план, необходимо сделать ее зоной ближайшего развития ребенка. Для детей 5-7 лет такой зоной могут стать игры с маркерами.
- Что представляет собой такая игра? Это сюжетно-ролевая игра с мелкими игрушками. Макет – уменьшенный предметный образец пространства объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
- Как сделать универсальный макет для игры? Очень просто. Самое главное, что нужно иметь, - любовь к своему ребенку и желание играть с ним; второе – различный бросовый материал, ножницы, цветную бумагу, ткань, клей; третье – определить, во что хочет играть Ваш сын или дочка. При изготовлении макета нужно выполнить следующие условия: весь игровой антураж помещается в плотную коробку с крышкой, основные маркеры пространства наклеиваются прочно, все остальные фигурки (предметы-фигурки, предметы, обозначающие действия: качели, машины) хранятся в той же коробке или другой, поменьше. При этом игра не доставляет хлопот при уборке, занимает немного места, удобна в обращении, не портит интерьер квартиры.
- Не рассчитывайте на то, что вы сделаете один макет и ребенок оставит вас в покое. Когда он наиграется в одну игру, то захочет продолжения: соединить сюжеты двух игр-макетов, реальный с фантастическим. Возможно он сам попробует выполнить часть макета, но быть рядом, помочь ему – ваша задача.
- Ваш малыш мечтает об игре-макете «Улица города»? Возьмите крагис 120 х 40 (или 60 х 20) см, оклейте цветной бумагой, разметив места для домов, дорог, оформите клумбы, сделайте разметку на проезжей части. Можно все покрыть прозрачной бумагой или скотчем. Из коробки сделайте дома, их надо прочно прикрепить к основанию, так же как и светофоры, деревья, светильники, дорожные знаки, мост, гараж, автозаправочная станция и т.д. Подберите мелкие машинки, фигурки персонажи людей и животных. Игра готова.
- Темы игр подскажет вам ребенок. В игры он может играть и один, выполняя роль режиссера, процесс сюжетосложения захватывает его, но играть с партнером-взрослым еще интереснее и полезнее, так как увеличивается зона развития, а особенно ценно то, что взрослый учится понимать ребенка и может незаметно влиять на его воспитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ТРИЗ в игровой деятельности дошкольника
В основе ТРИЗ лежат три принципа:1. Принцип объективности законов развития системы, технической и социальной.2. Принцип противоречия.3. Принцип конкретности в решении проблемных ситуаций.День ребёнка ...
«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».
Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для развития игровой деятельности дош...
Сообщение из опыта работы. Презентация на тему: "Использование макетов в развитии речи старших дошкольников"
В ФГОС ДОО выделена как основная образовательная область "Речевое развитие". Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно...
Использование ИКТ в театрально - игровой деятельности дошкольников
Презентация " Использование ИКТ в театральной деятельности дошкольников"...
Игротренинг для педагогов ДОУ по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга...
Познавательный ликбез по теме «Использование макетов в свободной речевой деятельности дошкольников»
Приказ на проведение познавательного ликбеза и выписка из годового плана...
Познавательный ликбез по теме «Использование макетов в свободной речевой деятельности дошкольников»
Документы, подтверждающие проведение познаватель ного ликбеза...