Технология развивающего обучения по театрализованной деятельности
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Технология развивающего обучения по театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология развивающего обучения по театрализованной деятельности | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развивающего обучения по театрализованной деятельности
Цель использования технологии :
Воспитание ребенка, развитие нравственных, волевых, творческих качеств личности, раскрытие индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно – богатой творческой личности.
Описание порядка использования(алгоритм технологии):
1-й этап– знакомство с театром. Дети смотрят представление, которое им показывает взрослый или старшие дети. Просмотр необходим для накопления детьми впечатлений и мотивации к театрализованной деятельности.
2-й этап – подготовка к представлению. Это выполнение упражнений для рук, пальцев рук на развитие, тренировку различных групп мышц, на развитие координации движений, выразительности пластики тела, на развитие голоса и речи.
3-й этап – игры –импровизации с куклами и без кукол, этюды, тренинги. На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий, терминологию сценического искусства, знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас, формируют грамотную речь.
4-й этап – выступление. Освоение техники управления куклой на ширме или на полу. Разучивание монологов,диалогов,разыгрывание сценок для кукольных спектаклей, либо для постановки драматизации. На этом этапе дети учатся общаться со зрителем,обучаются диалоговому общению,чувству партнёрства,учатся двигаться и ощущать пространство сцены.
Логика построения содержания работы показывает последовательность усложнения заданий и подведение детей к конкретному результату – выступлению.
Результат использования образовательной технологии :
Дети становятся более общительны, прекрасно развита речь, эрудированны,уверены в себе. Проявляют интерес к театру, музыке, танцам . Развивается стремление к творчеству.
В процессе использования образовательной технологии решаются следующие задачи . Это развитие :
- Сенсорики–основы чувственного познания окружающего мира (цвета, формы, величины, особенности звуков, запахов и пр.);
- Базовых психических процессов (внимание, мышление, память);
- Эмоциональной сферы;
- Речи, голоса;
- Выразительности движений, мимики, пластики;
- Воображения, фантазии, творческих способностей
А также :
*Воспитание коммуникативной культуры :
-развитие речи
- воспитание эмпатии( способности чувствовать ,понимать настроение другого человека)
*Формирование навыков кукловождения
*Формирование культуры поведения на сцене
Содержание технологии «Кукляндия» М.И Родиной
«КУКЛЯНДИЯ» - уникальная технология комплексного развития детей: речи, памяти, мелкой моторики, риторики, коммуникативных навыков, а также коррекции психологических проблем через театрализованную деятельность.
Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Известно, что дети любят играть театральными куклами. И эти игры побуждают ребенка к общению, творческому самовыражению.
Однако, несмотря на распространенность кукольного театра и, казалось бы, традиционность его использования в работе с дошкольниками, на мой взгляд, потенциал увлекательных театрализованных игр далеко не исчерпан. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности ребенка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей. Авторская технология «Кукляндия»М.И.Родиной – это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение, или выразить свои мысли, чувства, настроение.
Одна из важных задач – помочь ребенку решить главные проблемы, трудность в речевом общении, неуверенность в себе, в поступках и в действиях, взаимодействие со сверстниками и т.д. Спрятавшись за ширму ребенок чувствует себя более защищенным.
Проблема.
Через выстроенную систему занятий необходимо через театрально-сценическое искусство помочь в развитии ребенка. Сказка, игра имеют большое значение. Но как перенести детскую игру на сцену. Как из игры сделать спектакль?
На кружковых занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от этюдов, мимических игр, импровизаций. Все это происходит, пока нет зрителей.
Вот здесь взрослый и должен помочь ребенку показать, что он умеет, на что он способен. Умение слушать, слышать, смотреть, видеть очень важно и для актера – ребенка и зрителя – ребенка. Существует еще одна проблема – владение словом. Речь должна быть понятна и выразительна.
Основная цель – не показ шоу – спектакля, а воспитание ребенка, развитие нравственных, волевых, творческих качеств личности, раскрытие индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно – богатой творческой личности.
Основная работа проходит в форме групповых и подгрупповых занятий.
Построение и содержание занятий с использованием различных видов театра:
- Театр игрушек – обычные игрушки при помощи которых разыгрывается сценка или спектакль;
- Пальчиковый театр – миниатюрный куклы, которые надеваются на указательный пальчик руки. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, координации движений;
- Куклы – прыгунки – лёгкие мягкие игрушки,к голове которых прикреплена шляпная резинка. Прыгунки не могут ходить, поочерёдно передвигая ногами, он и прыгают, то медленно, то быстро, то высоко,то низко – в соответствии с образом куклы. Хороши для развития координации движений, поэтому активно используются в работе с младшими дошкольниками;
- Варежковый театр – надеваются куклы на кисть руки,как зимняя варежка. Манипуляция такой куклой развивает гибкость и подвижность рук, главным образом кистей и пальцев. Управление этими куклами способствует развитию плавности, выразительности, чёткости речи;
Куклы – говорунчики – эти куклы выразительнее всего «разговаривают» открывая и закрывая рот,за счёт активных движений пальцев и кисти кукловода. Способствуют развитию речи, дикции, интонационной выразительности и силы голоса. Они эффективно тренируют подвижность локтевых суставов,развивают фантазию и творчество.
- Штоковые куклы–есть малые и большие куклы,которых водят при помощи одной или нескольких штоков(палочек) кукла двигается за счёт движений кисти. Держать палочку нужно подушечками пальцев . Большинство тих кукол используется в работе с детьми младшего – старшего возрастов;
- Платковые куклы – сделаны из платков.Изготавливаетсяголова,к ней крепится платок,а по краям платка пришиваются резинки. Голова куклы крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук;
- Перчаточные куклы – сделаны в виде перчатки. «Би-ба-бо» - довольно сложны в управлении,но очень нравятся детям;
- Марионетки и полумарионетки–«аристократы»
кукольного мира. Способствуют развитию координации движений,помогают научить ребёнка концентрироваться на одном предмете. Способствует гибкости пальцев и суставов;
- Театр теней–«В царстве теней нет ничего мрачного. Искусство теневого театра –светлое искусство». Синтез штоковых кукол и марионеток .
- Большие напольные куклы – этой куклой может управлять один ребёнок или двое детей. Развивают чувство партнёрства и координации движений.
Упражнения и этюды на создание игрового образа на координацию речи и движения.
Игры - сказки, сказки – импровизации.
Чтобы достичь значимых результатов важно соблюдать последовательность и систематичность в работе.
Возраст 3-4 года
1.Знакомство с различными театральными куклами(настольными, пальчиковыми,прыгунками, штоковыми и т.д) и их заменителями(атрибутами) и освоение элементарных действий с ними. Подведение детей к пониманию того, что в качестве куклы может быть любой предмет.
2.Освоение основных театральных действий: выход на сцену, представление. поклон и уход.
3.Развитие воображения и фантазии,внимания,памяти,речи,выразительности мимики и пантомимики в коммуникативных играх,упражнениях,этюдах,сценках.
4.Подведение детей к пониманию театральной игры как представления для зрителей.
Возраст 4-5 лет
1.Знакомство с новыми видами кукол и освоение действий с ними.
2. Формирование культуры поведения на сцене(взаимодействие с партнёром, техника управления куклой ,развитие чувства пространства сцены)
3.Совершенствование навыков кукловождения.
4.Освоние элементарных средств выразительности образа(речь,пластика,мимика)
5.Развитие способности к импровизации.
Возраст 5-6 лет
1.Развитие осознанного отношения к исполнению роли в кукольном представлении (исполняются не только короткие сценки,но уже и авторские,народные импровизированные сказки).
2. Совершенствование навыков кукловождения.
3.Развитие выразительности речи,мимики,пластики.
4. Продолжение работы по формированию культуры поведения на сцене.
5.Развитие творческих способностей детей.
Возраст 6-7 лет
1.Продолжение работы по всем направлениям предыдущих этапов.
2.Синтез всех видов театра в общих театрализованных представлениях.
3.Развитие личностных качеств детей (креативности, эмпатии,рефлексии, эмоционально-волевой сферы, познавательной активности, ответственности и пр.),способствующих достижению школьной зрелости.
4.Укрепление психологического статуса ребёнка(адекватной самооценки, способности играть главные и второстепенные роли в спектакле и др.)
Занятия должны проводиться в игровой форме – весь не зря же игру называют восьмым чудом света! Важно уйти от муштры и сосредоточить внимание на выразительности речи,пластики,умении ребёнка по-своему озвучить своего персонажа. Ориентация на творчество – один из основных принципов данной технологии. Детский театр – это школа общения, это радость общения,это культура взаимодействия,это искусство делать жизнь яркой и увлекательной.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологий развивающего обучения в игровой деятельности дошкольников
Реализация технологий развивающего обучения в игровой деятельности дошкольников...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»
Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”
Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме "Стежок за стежком из старины глубокой..."
Образовательная деятельность с детьми подготовительного возраста осуществляется по программе “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой, Москва, Моз...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Край, где живёт русская старина”
Воспитание у детей интереса к истории, традициям и обычаям русского народа; рассказ детям о русской избе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием технологии развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Знакомство со швейными принадлежностями”
Знакомство детей со швейными принадлежностями. Рассказ о правилах безопасности при работе с иглой. Активизация словаря за счет существительных: игла, ткань, нитки, ножницы. Развивитие у де...
Методическая разработка «Технология развивающего обучения через театрализованную игру дошкольников»
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, ...