«Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами народного творчества»
консультация
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости. Музыкальное искусство, как никакое другое адресовано к миру человеческих чувств и эмоций. Чтобы эмоциональная отзывчивость у ребенка развивалась достаточно успешно необходимо обогащать палитру чувств музыкальными народными средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_otzyvchiv_v_nar_tvorchestve.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 1 "Ручеек"
Барабинского района Новосибирской области
«Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами народного творчества»
Музыкальный руководитель ВВК:
Шульга Галина Николаевна.
«Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами народного творчества»
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости. Музыкальное искусство, как никакое другое адресовано к миру человеческих чувств и эмоций. Чтобы эмоциональная отзывчивость у ребенка развивалась достаточно успешно необходимо обогащать палитру чувств музыкальными народными средствами. Ни один другой народ не имел таких богатых танцевальных и певческих традиций, как русский. Сегодня, с большой силой возрастает интерес к народному творчеству, к нашей забытой старине, ведь в ней нужно искать истоки наших исторических корней. Раньше на деревенских околицах можно было слышать девичье пение, на проезжих дорогах – протяжную песнь ямщиков, а как пели наши бабушки, на интересном, уже нам не понятном языке. Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное содержание. Оно необходимо детям на этапе становления их личности. Очень важно, чтобы песни, танцы, которые являются для детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции нашего народа. Народное творчество создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует, природе дошкольников, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
К идее о народных праздников пришла не случайно. Современная жизнь с её социальными противоречиями вызывает у ребёнка чувство неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике. Я веду поиск новых захватывающих приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народному творчеству посредством использования атрибутов, костюмов, декораций. С помощью росписи на ткани ребенок может оказаться в древней Руси, березовой роще, встретиться с Бабой ягой, поиграть с избушкой. Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями о старинных, крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята использовали свои знания во время праздника «Осинины». Творческая активность нашла своё отражение в фольклорном празднике «Зимние святки», где дошкольники знакомились с колядой, переодевались в ряженных. Готовясь к «Деревенским посиделкам» подбирались весёлые частушки, поговорки, считалки, небылицы, ребята учились игре на деревянных ложках.
После изучения обрядов зимнего цикла дети с удовольствием приняли участие в подготовки праздника «Масленица». Разучивали игровые сценки, играли роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели обрядовые песни. Надо отметить большую роль в проведении этого праздника взрослых персонажей, которые играли сотрудники ДОУ.
В поиске ответов на вопросы: «Как повысить эмоциональную отзывчивость? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребёнка?» пришла к выводу: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими народными сказками, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам русских сказок требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Вместе с сотрудниками детского сада были подготовлены сказки "Репка", "Курочка ряба". Дети эмоционально воспринимали содержание, сочувствали героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя. Именно сказки раскрывают нравственно-этические понятия добра и зла, честности, уважения к старости, взаимопомощи.
На весеннем утреннике дети продемонстрировали русский хоровод «Матрешечки». Воспитатель показала, как плетут веночки, а родители готовили своим детям праздничные костюмы, и играли вместе с детьми в народные игры. Совместная деятельность детей и взрослых создает общее эмоциональное переживание, все оказывали помощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. При подготовке народных праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощённых, инициативных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...
Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников
Предназначено для воспитателей ДОУ...
Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Данный материал по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...
"Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников"
Для педагогов ДОУ...
Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».
Влияние музыкального репертуара на процесс развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке....
Опыт работы "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"
Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не толькокла...