Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».
статья по музыке (подготовительная группа)
Влияние музыкального репертуара на процесс развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2020.docx | 19.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».
Роль эмоций в музыкальном развитии и в музыкальной деятельности – исключительно велика. Музыка представляет неисчерпаемые возможности для познания духовного мира человека. В ней откристаллизовалось огромное богатство интонаций, выражающих бесчисленные оттенки человеческих чувств и переживаний. Вслушиваясь в различные музыкальные произведения, мы проникаемся их настроением, и испытываем чувства, вложенные в них композитором, усваиваем их и сверяем с собственным жизненным эмоциональным опытом.
Эта статья будет полезна для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных центров.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку приобретает всё большее значение в настоящее время. Эмоциональный компонент занимает исключительно важное место в структуре музыкальной деятельности (Б.М. Теплов, Н.В. Ветлугина, К.В. Тарасова, Л.В. Готсдинер). Эмоции представляют собой наиболее обобщенное отношение человека к явлениям окружающей действительности, другим людям, к самому себе.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность погружаться в настроение музыки, способность «вчувствования», «вживания» в её образы, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия. Эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основное психологическое содержание музыкальности (Б.М. Теплов, Л.В. Готсдинер, К.В. Тарасова).
Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке в дошкольном детстве зависит от музыкальных произведений, рекомендованных для восприятия детьми. Необходимо подчеркнуть, что проблема отбора репертуара для слушания – одна из актуальных и острых проблем методики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в последние 10-15 лет. Крупнейший отечественный ученый, основоположник методики музыкального воспитания дошкольников – Н.А. Ветлугина отмечала, что музыкальный репертуар – это основа музыкальной деятельности детей, первоисточник в развитии детской музыкальности.
Для ребенка-дошкольника наиболее любимым видом детской деятельности становится деятельность музыкальная. Именно в ней он раскрывается и сообщает о себе много интересного – с одной стороны. С другой - он в увлекательной форме учится понимать разнообразные эмоциональные состояния человека, познает мир эмоций, закодированных в музыкальном произведении, обогащая тем самым свою эмоциональность, чувственность.
Музыкальный репертуар может рассматриваться в качестве средства развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста к музыке, если он соответствует следующим критериям:
- глубокая эмоциональность, чувственность музыки;
- яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
- богатство эмоционально – переживаемых оттенков эмоции;
- подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (наличие опыта переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);
- инструментальные произведения, не связанные с текстом и с точно определённым сюжетом музыкального повествования;
- наличие солирующего инструмента (фортепиано; рожок, флейта, любой другой духовой инструмент и т.д.) передающего мелодию музыкального произведения;
- музыкальная драматургия произведения составляет погружение в одно эмоциональное состояние (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы 18 века, современные эстрадные композиции;
- произведения с многократной повторяемостью мелодии, (в этом случае у ребенка появляется возможность прожить и прочувствовать эмоциональное состояние);
- длительность звучания музыкального произведения (до 7-10 минут);
- художественность и выразительность исполнения музыкального произведения музыкальным руководителем или профессиональным исполнителем;
- качественность аудиозаписи музыкального произведения.
Использование музыкального репертуара в развитии эмоциональной отзывчивости к музыке старших дошкольников требует продуманного сочетания процессов восприятия-исполнительства-творчества детей в ходе слушания музыкальных произведений.
Основной формой организации музыкального воспитания ребенка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. Музыкальные занятия – это художественно–педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Содержанием музыкальных занятий являются пение песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально – ритмические движения в виде игр, упражнений, плясок. Наибольший интерес у детей вызывает слушание музыки. В этой части занятия решается одна из важнейших задач музыкального воспитания –развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Традиционно музыкальный руководитель посвящает слушанию музыки лишь часть занятия, используя при этом определенные методы и приёмы. В процессе восприятия музыкальных произведений дети усваивают простейшие знания, приобретают художественные умения по элементарному анализу музыки. Эффективность усвоения ребёнком знаний, умений и развитие его музыкальных способностей определяется, прежде всего, влиянием самой музыки, вызывающей эмоциональный подъём, сопереживание художественных образов, стремление к ответной музыкальной деятельности.
Эмоциональная отзывчивость к музыке ребенка старшего дошкольного возраста требует и ряда психолого-педагогических критериев к воспринимаемой им музыке. Это:
- подготовленность ребёнка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (наличие опыта переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни);
- длительность звучания музыкального произведения (до 7-10 минут);
- качественность аудиозаписи музыкального произведения.
Технологий организации восприятия музыки детьми базируется на алгоритме слушания музыкальных произведений дошкольниками
- Привлечение детей к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первоначальное слушание музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него.
- Повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
- Закрепление представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нём.
- Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности художественной, игровой, танцевальной.
Традиционно используемые произведения не всегда интересны современным детям, музыкальные образы некоторых из них уже, чем эмоциональный опыт ребенка, палитра его переживаний и чувств. Средства музыкальной выразительности традиционно используемых музыкальных произведений не всегда позволяют детям активно реагировать на них, проявляя творчество в интерпретации музыкальных образов
- устаревание музыкального репертуара, рекомендуемого для слушания детям старшего дошкольного возраста в некоторых образовательных программах для детских садов;
- однообразие музыкального репертуара и несовпадающие с ним расширяющие эмоциональные возможности и потребности ребенка старшего дошкольного возраста.
Использовался диагностический метод – полихудожественная тест-игра (методика Н.Г.Куприной), направленный на выявление своеобразия эмоциональных переживаний старших дошкольников в процессе слушания музыки; на изучение особенностей понимания музыкального образа; и изучение особенности реагирования на музыку детей старшего дошкольного возраста.
После многолетней работы с детьми, анализа музыкального репертуара и развития эмоциональной отзывчивости детей к музыке, я подобрала и ввела новые произведения, которые способствовали расширению эмоциональных переживаний, а полихудожественная деятельность дошкольников стала разнообразней в выборе атрибутов для детских танцев –импровизаций, в выборе разнообразной цветовой палитры для передачи эмоциональных впечатлений в детских рисунках.
Репертуар.
- А. Вивальди Largo.
- А. Вивальди Из цикла "Времена года": Весна (allegro) "Приход весны"; Лето (adagio) "Птицы и ветер", (presto) "Летняя гроза"; Осень (allegro) "Охота"; Зима (largo) "У камина", (allegro) "В погожие дни на лед, на широкие просторы".
- В.А. Моцарт Rondo из "Маленькой ночной серенады".
- Г. Форе Пробуждение.
- Дворжак Largo Симфонии № 9 ми минор ("Из Нового Света"), соч. 95.
- Дебюсси "Море", три симфонических эскиза.
- Дебюсси "Туманы", "Мертвые листья", "Вереск" из шести прелюдий второй тетради.
- Ж. Оффенбах Barcarolle из оперы "Сказки Гофмана".
- И. Брамс 3 часть Allegretto Grazioso Симфонии № 2 до мажор, соч. 73.
- И. Брамс 3 часть Poco allegretto Симфонии № 3 фа мажор, соч. 90.
- И. Брамс Интермеццо ми мажор, соч. 116 № 4.
- И. Брамс Каприччио фа-диез минор, соч. 76 № 1.
- И.С. Бах Воздух из Сюиты № 3.
- К. Сен-Санс Ave Maria.
- Каччини Ave Maria.
16. Е. Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
17. М. Таривердиев. Музыка из к/ф «Ирония судьбы» (увертюра и финал);
18. М. Таривердиев. Музыка из к/ф «Ночные забавы».
19. Оркестр Paul Mauriat «Love Story»; «Toccata»;
20. Е. Morricone «Chi Mai»
21. Г. Свиридов «Вальс», из к/ф «Метель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе прослушивания музыки
Интеграция муз.деятельности с другими видами деятельности в развлечении....
Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников
Предназначено для воспитателей ДОУ...
"Игры и игровые ситуации как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников"
Для педагогов ДОУ...
Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников через музыку и музыкальную деятельность.
Статья о развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников...
Опыт работы "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"
Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не толькокла...
Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хо...