Отчет «Формирование у старших дошкольников самостоятельности и трудолюбия»
материал
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Стремление к самостоятельности свойственно детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.
Любая деятельность является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_formirovanie_u_doshkolnikov_samostoyatelnosti_i_trudolyubiya.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
«Формирование у старших дошкольников самостоятельности и трудолюбия»
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений. Стремление к самостоятельности свойственно детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.
Любая деятельность является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.
Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте неразрывно связано с освоением ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы. Игра привлекает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности. В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.
Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.).
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом.
Характерные черты развитой самостоятельности:
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая;
увидев беспорядок, устранить его);
б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);
г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;
д) умение переносить известные способы действия в новые условия.
Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями взрослых. В дошкольном возрасте оно может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формах труда.
Основные формы работы, используемые мною для организации самостоятельного труда отдельного ребенка и труда детей с взрослым:
• поручения, которые способствуют формированию у детей интереса к труду и чувства ответственности за порученное дело;
• дежурства, которые воспитывают у детей ответственность, заботу, а также понимание необходимости своей работы для всех;
• коллективная трудовая деятельность, что позволяет сформировать у детей умение трудиться в коллективе, помогать сверстникам и взрослым.
Свою работу по формированию самостоятельности и трудолюбия у детей я начала с создания соответствующей предметно развивающей среды, которая способствовала бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада.
С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, в книжном уголке мною подобран соответствующий иллюстративный материал, книги о профессиях.
Оборудованный в группе уголок природы, включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями. Также здесь хранится собранный детьми и родителями природный материал, который необходим нам для совместной продуктивной деятельности по ручному труду.
Зона для сюжетно-ролевых игр систематически пополняется необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, дети воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Я считаю, что этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.
В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомлению детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда (инструментами, трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности. Это «Что лишнее? », «Что изменилось?», «Как сделать? Что взять с собой?», «Профессии», карточки для развития памяти «Запоминай-ка. Спецмашины» и др. Их использование в работе позволяет закрепить знания детей об особенностях труда взрослых разных профессий, об инструментах и оборудовании так необходимых взрослым для осуществления трудовых действий. Кроме этого названные дидактические игры способствуют развитию познавательного интереса воспитанников и формированию их нравственно-трудовых качеств.
Уголок изодеятельности периодически пополняется раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Овощи», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью разнообразных художественных средств. Это способствует углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к человеку-труженику.
Оформленный уголок дежурства помогает привлекать ребёнка к выполнению трудовых поручений, имеющих общественную значимость для коллектива, что, в свою очередь, способствует нравственному воспитанию дошкольников.
Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, помогает дошкольникам выполнить имитационные трудовые действия, проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек. Сказочные герои, как известно, постоянно выполняют определенные трудовые действия, так как их создавал трудовой народ.
Трудно представить быт русского народа без трудовой деятельности, большая часть устного народного творчества посвящена труду. Воспитывая у своих детей интерес и к труду, я использую в работе с детьми потешки, заклички, сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки, народные приметы.
Таким образом, предметно-развивающая среда способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.
В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной и продуктивной. Среди них
• Наглядные, к которым относятся экскурсии, наблюдения, дидактические пособия, рассматривание картин, иллюстраций, рисунков, просмотр видео.
• Словесные, которые включают художественное слово, рассказ воспитателя, беседы, малые фольклорные формы, проблемные ситуации, высказывания и сообщения
• Практические – это: трудовые поручения, обучение отдельным способам выполнения, трудовых операций., игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры.
• Игровые, к которым относятся дидактические игры, игровые упражнения, игры с правилами, словесные игры, игры-воображения, игры-шутки, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты
Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это: показ, объяснение, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, обсуждение труда и его результатов, оценка.
Работая с детьми, я пришла к твёрдому убеждению: пробуждая любознательность, интерес к деятельности взрослых, я способствовала выработке положительного отношения и уважения детей не только к своему труду, но и к их труду тоже.
В работе с детьми стараюсь уделять достаточно внимания наблюдениям за трудом сотрудников детского сада. В старшем возрасте наблюдения усложнились, и теперь в них присутствует непосредственно общение детей с людьми труда, более близкое знакомство с орудиями и трудовыми действиями, возможность участия в труде самих детей, благодаря чему содержание игр детей обогатилось новым содержанием, дети отражают не только функциональную часть труда, но подражают и взаимоотношениям взрослых, стараются повторять жесты, манеру общения.
В беседах рассматриваются такие темы, как: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «О труде людей транспортных профессий» и др. Здесь особое внимание уделяется рассказам детей о труде своих родителей. Благодаря чему формируется положительное отношение детей к труду родителей, желание стать, такими же, как папа или мама. С целью уточнения и систематизации знаний детей мы провели беседу «О самостоятельности». Детям предлагались вопросы, побуждавшие пользоваться термином «самостоятельный» («надо быть самостоятельным, чтобы никого не просить…», «самостоятельный - кто делает все сам…» и др.).
Активно использую в работе по формированию самостоятельности и трудолюбия у детей чтение художественной литературы, побуждающее детей к обмену впечатлениями по поводу содержания в виде реплик, оценочных суждений, в виде связных высказываний, созвучных услышанному повествованию (В. Бычко «Невеличка» - В.Степанов «Умелые помощники» - М. Зощенко «Глупая история» - Н. Носов «Заплатка» и т.д.).
Просмотр мультфильмов – «Шапка-невидимка» реж. Ю. Прытков, «Фока на все руки дока» реж. А. Белокурова – «Ох и Ах» реж. Ю.Прытков - «Как кошечка и собачка мыли пол» реж. А. Волков.
Расширилась продуктивная творческая деятельность дошкольников, теперь мы вместе с детьми занимаемся изготовлением поделок из собранного природного материала, рисованием некоторых сюжетных ситуаций как коллективных, так и индивидуальных. Эта работа нравится детям, потому что поделки, рисунки – это результат развития нравственных и трудовых качеств.
В трудовой деятельности основным видом является труд по самообслуживанию, я предоставляю детям больше самостоятельности и использую игровые приёмы. Значительное место в нашей работе занимает коллективный труд, где основной формой организации являются поручения, они позволяют мне систематически привлекать детей к разнообразной трудовой деятельности и объединять нескольких детей в общем труде. Дети дежурят по столовой, занимаются подготовкой учебного и игрового материала к НОД, дежурят в уголке природы. Не малое значение, я уделяю привлечению детей к анализу результатов труда, т. е. объективной оценки деятельности детей. При подведении итогов стараюсь оценивать не только результат, но и отношение детей к трудовой деятельности, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе были недостатки, о них обязательно говорю. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей даю в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей.
Детей стараюсь не опекать, чаще предоставлять возможность проявлять творчество, смекалку, трудовые и волевые усилия. В этих целях использую такие приемы: «Сделай сам, как у меня», «Сделай сам, без меня», «Сделай сам, но по-другому», «Подумай и сделай, как хочешь» и др. Метод поощрения и на данном этапе имеет большое воспитательное значение («Сегодня ты хорошо справился с заданием, в следующий раз я смогу доверить тебе более трудное дело). Похвала стимулирует ребенка к выполнению следующего задания с большим старанием
Свою работу с воспитанниками я строю исходя из интересов детей, с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка продумываю дифференцированные задания для детей, что обеспечивает заинтересованность всех воспитанников в выполнении заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника
Статья для родителей о значении семьи в формировании грамотной речи дошкольника...
«Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме в проектной деятельности».
ВСЁ о ЧЕЛОВЕКЕ....
Формирование у старших дошкольников правил пожарной безопасности на улице и в доме через организацию развивающих и дидактических занятий.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях – одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, сви...
Роль и место педагога в процессе воспитания у старших дошкольников самостоятельности как качества личности
Воспитание самостоятельности у старших дошкольников, как отмечалось, раньше не означает, безусловно, устранения взрослого. На первых этапах детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководи...
Консультация для родителей старших дошкольников «Самостоятельность ребёнка. Её границы»
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть само...
Отчет ( из опыта работы) Театрализованные игры как средство формирования готовности старших дошкольников к речевому общению
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....
Презентация - отчет на педсовете "Сюжетно ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых"
Задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, ...