Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья
Хочу поделиться с вами из опыта своей работы с детьми по развитию творческих способностей детей при помощи наблюдений в природе,знакомства с декоративно- прикладным искусством, расссматривании иллюстраций, репродукций и с использованием средств художественной выразительности по месяцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность с точки зрения японских педагогов - это средство всестороннего развития личности, подготовки к жизни. Особая роль в воспитании детей принадлежит искусству. Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Создавая детям условия для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, формируем у них устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваем их способности. Понятие «изобразительное творчество дошкольника» включает в себя не только продукт – рисунок (аппликация, лепка), но и способность воспринимать действительность, развитую наблюдательность, творческое осмысление воспринятого, что связано со зрительной памятью и другими психическими процессами. Поэтому очень важно, чтобы у детей было достаточно представлений об окружающем, чтобы они могли отобрать наиболее интересные темы и осуществлять свой замысел в рисунке, лепке, аппликации. Поэтому во время прогулок обращаю внимание детей, как красивы цветы, листья, деревья. Не стремлюсь объяснить и рассказать ребенку обо всем, что он видит на прогулках. Для развития интереса возбуждаю его познавательную активность, стимулирую появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Детям часто удается выразить свое отношение к происходящим событиям.
Хочу поделиться с вами тем, как я строю свою работу по развитию творческих способностей в течении года с детьми старшего возраста.
В сентябре провожу с детьми целенаправленную работу по восприятию красоты осенних цветов, ягод, овощей, кустарников и деревьев. Показываю, как осенняя окраска листьев с преобладанием жёлтых и коричневых тонов придаёт пейзажу особую чарующую силу. Обращаю внимание на то, что красивый цвет встречается реже (листья отдельных кустарников, а также осины и рябины).
Показываю детям красиво цветущие осенние цветы (георгины, астры, хризантемы и др.), которые дают богатейший материал для развития эстетического восприятия и творческого развития.
Показываю симметричное и асимметричное размещение деревьев и кустарников, изменение цвета зелени в зависимости от освещения.
Побуждаю к созданию цветочных аранжировок, поэтических композиций пробуждающих творческую фантазию.
Рассматриваем произведения народного, декоративно прикладного искусства, в которых народные мастера и художники используют растительный орнамент (траву, цветы, листья ягоды и др.). Упражняю в смешивании красок, в умении классифицировать цвета и оттенки. Знакомлю с понятием «колорит» и тёплой гаммой цветов.
Организую выставку детских работ.
В октябре обращаю внимание детей на красоту и разнообразие цветов и оттенков в осеннем убранстве деревьев, кустарников. Предлагаю детям засушить несколько красивых листьев.
Привлекаю к составлению композиции из веток с ягодами, плодами и семенами. Выразительны в художественном отношении аранжировки можно составлять с красивыми по цвету и причудливым по форме ветками облепихи с ярко – оранжевыми плодами.
Знакомлю детей с изображением растительного узора (цветов, ягод и др.) в работах народных мастеров и произведений декоративно – прикладного искусства. Учу выделять и называть главные элементы узора, различать и чередовать два разных элемента. Развиваю чувство ритма на основе восприятия одинаковых элементов росписи.
Побуждаю детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности (цвет, форму ).
Побуждаю к созданию выразительных художественных образов в графических работах. Развиваю воссоздающее воображение ( Взрослый читает, либо рассказывает, а ребёнок рисует то, что представляет).
В ноябре обращаю внимание детей на то, что поздней осенью, когда земля покрыта снегом и растения находятся в состоянии покоя и без листьев, очень контрастно выделяются стволы и ветки некоторых деревьев и кустарников.
Помогаю убедиться в том, что на свете нет некрасивых деревьев. Даже в дождливую холодную пору они радуют людей своей неброской красотой.
Для работы с детьми использую произведения народного искусства, живопись, литературные произведения о природе.
Побуждаю детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные им средства выразительности (пятно, цвет, декор).
Упражняю в использовании приёма получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою.
Продолжаю развивать воссоздающее воображение. Развиваю зрительную и слуховую память.
В декабре, январе, феврале наблюдаю с детьми за красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, кустами и деревьями, покрытыми инеем и припорошенными снегом. Показываю детям на конкретных примерах зелёных насаждений города, как важны для создания декоративных композиций формы крона и силуэт дерева.
Рассказываю детям о профессии художника: это люди, которые пишут картины, рисуют иллюстрации в книгах, делают красивыми окружающие предметы. Создание произведений искусства требует много времени и труда, поэтому художники хотят, чтобы зритель понял и оценил их труд. У каждого художника для изображения есть своё любимое содержание.
Формирую у детей умение, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании и лепке. Упражняю в использовании в рисунке приёма цветного контраста.
Учу самостоятельно получать разные оттенки серого, коричневого и зелёного цветов для выразительной передачи стволов деревьев.
Организую с детьми выставку работ.
В марте обращаю внимание на первые признаки приближения весны. Вношу в группу ветку тополя. Предлагаю детям вдохнуть аромат его почек, любуемся совершенством их формы.
Рассказываю о творчестве художников – иллюстраторов. Более подробно останавливаюсь на творчестве одного из тех художников, работы которых знакомы детям. Рассматриваю иллюстрации (две-три), в которых с помощью различных средств выразительности передано определённое настроение. Интересуюсь, почувствовали ли дети эту разницу или нет («Как вы считаете, эта картина – весёлая или грустная ?» Дети высказывают свою точку зрения. На примере двух – трёх иллюстраций демонстрирую детям, как меняется восприятие при изменении формы предмета, передаче соотношения их частей.
Вызываю интерес к работе с краской, побуждаю интерес к активному экспериментированию с различными цветами и оттенками.
Способствую проявлению и реализации в рисовании и лепке индивидуальных интересов и предпочтения детей.
В апреле продолжаю вместе с детьми наблюдать приход весны. Любуемся набухшими почками, первыми травинками, цветами.
Предлагаю детям рассмотреть иллюстрации, в которых с помощью различных средств выразительности передано определённое настроение ( радость, грусть, страх и т.д.).
Рассматриваю с детьми иллюстрации, репродукции с произведением живописи, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой – то тайне и по – разному толковать изображённые там события ( рисунки В.Лебедева к сказке С.Маршака «Тихая сказка», Б. Дехтерева к «Волшебным сказкам» Ш.Перро, Ю.Васнецова к сказке «Гуси – лебеди» и др.).Дети могут рассматривать такого рода иллюстрации независимо от того, знакомы им эти художественные произведения или нет. Главное, чтобы предложенная иллюстрация или репродукция вызывала у них эмоциональный отклик на происходящие события.
Постепенно, с учётом индивидуальных и возрастных особенностях детей, повышаю требования к их изобразительным умениям и навыкам, не делая их целью учебных заданий. Побуждаю к активному экспериментированию с изобразительными материалами.
В мае продолжаем любоваться с детьми красотой природы. Обращаю внимание детей на очарование весенних цветов. Объясняю им, что это первые весенние цветы, радующие человека, и из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.
Продолжаем рассматривать иллюстрации и репродукции с произведением живописи, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой – то тайне и по – разному толковать изображённые события.
Продолжаю знакомить детей с изображением растительного узора (цветов, ягод, и др.) в работах народных мастеров и произведениях декоративно – прикладного искусства. Упражняю в выделении и назывании главных элементов узора.
Продолжаю побуждать детей к активному экспериментированию с красками разных цветов и оттенков: красная + синяя = фиолетовая и т далее.
Рассматриваем с детьми их работы, выполненные в начале года, сравниваем с теми, которые нарисованы сейчас. Подробно анализирую достижения каждого ребёнка, радуюсь его успеху вместе с ним и его родителями.
Относитесь бережно к детскому творчеству, собирайте и храните детские работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...
Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...