КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Индивидуализация предметно – развивающей среды».
консультация
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_v_prostrastvenno-razvivayushchy_sredy_kon-ya.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №120 общеразвивающего вида»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
на тему:
«Индивидуализация предметно – развивающей среды».
Подготовила: воспитатель
Спирина Л.А.
Саранск 2019 г.
Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
-п. 1.4 Основные принципы дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (т. е. индивидуализация дошкольного образования);
- 1.6 Задачи стандарта – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
3.2 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
-п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Таким образом, главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.
Стандарт ориентирует работников дошкольного образования на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.
Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:
- Изменение форм взаимодействия педагога и ребенка.
- Изменение содержания образовательной деятельности.
- Организация предметно - пространственной среды.
- Взаимодействие детского сада с семьей.
За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?
Возникает проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!
Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми - создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
Пространство дошкольного учреждения - это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики - тенденции дошкольников» заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении групповое пространство организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает:
- Развитие общения
- Развитие любознательности
- Развитие инициативности
- Развитие самостоятельности
- Развитие творчества
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:
- Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.
- Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения предметно-пространственной среды
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности (зон, центров детской активности) и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
- Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
- Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
- Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Помещение наших групп разделены на Центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей.
Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство. С этой целью приобретены трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки, лэпбуки):
1."Здравствуйте, я пришел"
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых
2. «Наш день», «Новости дня»
Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение
Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)
3. «Панорама добрых дел» или «Дерево добрых дел», «Добрые дела» "Ладошки успеха"
Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения.
4.Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.
5. Стены творчества
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.
6."Мое творчество" (Центр изо.творчества)
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))
7."Уголок именинника"
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.
8."Мое настроение" "Азбука настроения"
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
9."Деловые хлопоты", «Наши интересы», помощники – карточки, бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
10. Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.
11. Лэпбук – тематическое пособие
Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем
12.Мини-музеи
Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем.
13.Портфолио ребенка
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни
14.Взаимодействие с семьей
- фотоминутки
- знакомство с темой недели, дня, проекта
- выставки совместного творчества
- семейные альбом
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Список литературы:
- Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4.
- Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
- Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.
- Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2001
- Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».
Моя консультация предназначена прежде всего тем родителям и педагогам, которые интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...
консультация для воспитателей по теме "Создание предметно-развивающей среды по ПДД в группе"
Как создать предметно-развивающею среду по ПДД в группе...
Консультация для воспитателей детских садов: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС ДО»
В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».
Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также...
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах по трудовому воспитанию»...
Консультация для воспитателей «Требования к созданию предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС»
В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Орган...
Консультация для воспитателей на тему: «Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей на тему: «Создание предметно-развивающей среды в первой младшей группе в соответствии в требования ФГОС ДО»...