"Эссе учителя - логопеда"
материал

Грачёва Светлана Петровна

"Фестиваль педагогического мастерства - 2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_gotovoe.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе учителя – логопеда Грачёвой С.П.

«Дефектолог – профессия  на века?!

(прошлое, настоящее, будущее профессии)»

«Есть тихие дети. Дремать на плече 
У ласковой мамы им сладко и днём. 
Их слабые ручки не рвутся к свече,
Они не играют с огнём.

Есть дети - как искры: им пламя сродни. 
Напрасно их учат: "Ведь жжётся, не тронь!" 
Они своенравны (ведь искры они!) 
И смело хватают огонь.

Есть странные дети: в них дерзость и страх 
Крестом потихоньку себя осеня,
Подходят, не смеют, бледнеют в слезах
И плача бегут от огня...».
М. Цветаева "Разные дети"

Да...все дети разные, и у каждого из них есть свое неповторимое предназначение, в то же время, все дети так похожи, каждому из них  так необходима любовь, поддержка, понимание. Но  больше всего, в такой поддержке нуждаются дети, имеющие специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию. Ведь таким детям намного сложнее раскрыться, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, почувствовать свою необходимость в социуме. И мы должны дать стартовые возможности каждому ребенку, независимо от его проблем.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой  личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления.  Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Они помогают мне на разных этапах  коррекционно - речевой работы и являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Для реализации этой цели  в кабинете имеется большое количество дидактических, развивающих игр, пособий, картотек  артикуляционных, пальчиковых гимнастик, игр на развитие правильного дыхания, общей моторики. Использую как традиционные, так и не традиционные методы и приемы.

 Детям с ограниченными возможностями здоровья очень важно вовремя быть принятыми, понятыми, увиденными, услышанными. Приобретая опыт работы с особыми детьми, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. Помогать детям с ОВЗ, при неодинаковом  уровне речевого развития очень сложно, поскольку порой они стесняются своих дефектов. Дефекты речи бывают разными и без помощи специалиста сами не проходят, нужно начинать исправлять их как можно раньше, потому, что со временем ребенок привыкает говорить неправильно, да и родители перестают  обращать внимание на речь своего малыша. В такие моменты нужно помочь детям и их родителям. И с этого момента начинаются упорные тренировки и разные упражнения, чтобы помочь малышу, конечно и родители ребенка-логопата должны понимать, что все это требует не только моего квалифицированного профессионализма, но и усидчивость со стороны ребенка, и терпения со стороны родителей.

         Работа по преодолению речевых нарушений ведется сложно, медленно. Что могут наши дети в начале пути? Да практически ничего... Для начала нужно вызвать хотя бы минимальную речевую активность, желание произнести один звук. Но мы трудимся совместно с воспитанниками, учимся выдержке, терпению, пониманию, иначе нам не достичь ожидаемого результата. Научить понимать речь, накопить словарь, познакомить с грамматическими категориями, изменениями слов – вот только некоторые составляющие освоения родного языка детьми. Следующий этап - совершенствовать навыки свободной речевой деятельности, развивать творческие способности ребенка. Конечно же, все это происходит с применением игровых технологий и нетрадиционных форм работы. Не сразу все получается. Дети допускают в речи многочисленные ошибки, не могут произнести многосложные слова, меняют окончания слов, но самое главное – они уже говорят, а значит – общаются

Терпение и оптимизм - вот важные составляющие коррекционной работы. Желаемый результат будет достигнут, мы обязательно к нему придем. Главное не опускать руки перед трудностями. В процессе деятельности, исправляя речевые недостатки сегодня, делается большой вклад в завтрашний день.

Моя задача – помочь детям преодолеть имеющие речевые нарушения, способствуя становлению личности ребёнка, его социализации в сложном и быстро меняющемся мире.  Дети побуждают меня к поиску интересного, нового, важного. Каждый ребёнок требует к себе особого внимания и подхода, каждому надо протянуть руку помощи, принять его таким, какой он есть. Я верю в каждого воспитанника, верю, что он справится со свое проблемой. Терпеливо шаг за шагом веду ребёнка к достижению цели. Очень приятно  слышишь красивую, грамотную речь дошкольника, осознавая, что ты являешься  первой ступенькой в начале его пути.

Большое внимание я уделяю работе с родителями воспитанников. Объясняю им, что они самые главные помощники для своих детей в этом сложном и неизведанном мире. Только родительское внимание, терпение, поддержка, заинтересованность в детских успехах является важнейшим мотивационным компонентом в логопедической работе. Совместная работа учителя-логопеда и родителей делает ребёнка более трудолюбивым, целеустремлённым, уверенным в своих силах, а в дальнейшем, окрылённым своими достижениями, стимулирует на покорение новых высот.

 Логопедическое занятие – это не урок. Это процесс захватывающий ребёнка и логопед должен заполнить его занимательным смыслом, завлечь ребёнка. Зажечь в нём огонёк любознательности. Для этого  нужно придумывать что-то новое.  Я в своей логопедической работе применяю нетрадиционные инновационные технологии: метод су-джок терапия и массажные колечки. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей. Так же  использую пескотерапию.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

 В настоящее время одной из главных проблем коррекционно-образовательного процесса является проблема мотивации дошкольников, успешно преодолевать которую, позволяет применение ИКТ. Данная технология помогает поддерживать интерес дошкольников и стимулирует речевую активность у детей с различными нарушениями речи.

Создавая условия для коррекции речевых нарушений у детей, стараюсь сделать окружающую обстановку привлекательной и комфортной, где каждый предмет несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно сказку или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать ребенка. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В.А. Сухомлинский) Ребенок и сам принимает участие в создании благоприятной обстановки, принося любимые игрушки, игрушки- самоделки, рисунки выполненные им самим или вместе с мамой и папой. И тогда окружающая обстановка становится ребенку близкой и дорогой, поскольку рядом с ним частичка его дома. Наши занятия начинаются с взаимного приветствия, улыбки, ласкового слова и очень приятно видеть в ответ улыбки детей и широко распахнутые глаза в ожидании чего-то нового и интересного. Чтобы быть интересной детям, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю дидактический материал, использую интернет ресурсы.

Современный логопед –это интеллигентный и разносторонне развитый человек. В нём присутствует милосердие медицины так как логопед врачует речь и влияет на психические процессы. Современный логопед напоминает библиотекаря, так как собирает, хранит, использует в работе множество книг, рекомендует  специальную литературу коллегам и родителям. Логопед как музыкант. Речь сродни музыке, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. Логоритмические занятия, где сочетается речь, ритм, музыка занимают важное место в системе коррекционной логопедической  работы. Логопед часто становится поэтом и писателем. Стихи и рассказы собственного сочинения приходят на помощь при подготовке к занятию. В тоже время логопед становится художником –оформителем когда готовит  наглядный материал. Современный логопед современен во всём, ему подвластны разные технические средства.

Мне очень повезло, что я пошла работать по специальности и работаю с профессиональными педагогами, опытными руководителями, которые помогут организовать педагогический процесс, но и создают благоприятную эмоциональную среду для деятельности педагогов и развитии творческого потенциала каждого сотрудника. Всегда ощущаю наслаждение от своей профессиональной деятельности, потому что  всегда спешу на работу как спешу к любимой семье. Смотрю на наш детский сад с верой и надеждой  пока открыты там двери  для меня, буду трудиться и приносить пользу детям.

Любя эту профессию, мне хотелось пожелать коллегам всегда быть достойным представителем интеллигенции, раскрыть свои лучшие стороны интересной и нужной профессии и жить в ногу со временем, быть современным логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе учителя-логопеда на тему "Моё педагогическое кредо"

Небольшое по размеру прозаическое произведение, в котором в  свободной форме неформальным литературным языком высказываются собственные мысли и чувства о профессии логопеда.  Данное эссе дем...

Эссе учителя-логопеда "Детям отдано сердце"

Я из семьи учителей!    С детства мы учились любить детей!  Легко любить красивого умного и опрятного малыша.  А как принять больного неухоженного плохоговорящего ребенка из н...

Эссе учителя-логопеда дошкольного учрежедния.

В детстве мальчики мечтают стать пожарными, милиционерами, шоферами, президентами. Девочки хотят стать балеринами, докторами, воспитателями и даже принцессами. С самых малых лет, я знала, что...

Эссе учителя-логопеда

Рассуждение на тему :"Моя педагогическая философия"...

Эссе учителя-логопеда

Я горжусь своей  профессией...

Эссе учителя-логопеда

Радужным цветом я жизнь свою окрасила,Уверена, что в этом есть жизни цель и счастье!И, не лукавя, знаю, что сердце открываюДобру, теплу, надежде,Люблю детей, как прежде!...

Эссе учителя-логопеда "Логопед - волшебник из Детства"

Эссе раскрывает мотивы выбора профессии, взгляд на профессию, основные моменты педагогической философии...