Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО
консультация
Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.
Другими словами, необходимо создать территорию, на которой каждый воспитанник мог бы воплотить свои фантазии, например, по строительству песочного городка или снежной крепости, лепке куличиков и тортов из песка и глины, созданию «секретиков». Мог бы рисовать мелом, делать постройки из веток и травы, самостоятельно наблюдать за насекомыми и птицами, взаимодействовать с детьми не только из своей группы, а исходя из собственных игровых интересов и предпочтений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формируем предметно-развивающую среду
Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО
ФГОС ДО выдвигает определенные требования к организации игрового пространства в детском саду. Суть их сводится к тому, что ребенок может и должен сам, без помощи взрослого, организовывать свою игровую деятельность. Умелое использование природных элементов позволяет даже на небольших территориях предоставить максимум возможностей для игр и занятий, при этом они должны быть безопасны, экологичны, создавать радостное настроение.
Переносные игровые макеты
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), построение игрового пространства на территории дошкольной образовательной организации следует начинать с ответа на главные вопросы: какие места и физические объекты могут быть интересны детям дошкольного возраста и что привлекает их внимание, стимулирует игровую деятельность, познавательную активность? Речь идет не о том, какое оборудование поставить на участке группы или территории ДОО для развития физической ловкости, познавательной сферы детей и т. д., а о создании некого игрового поля, которое представляет интерес для них самих, дает им возможность свободной игры, двигательной активности, общения с воспитанниками разного возраста.
Другими словами, необходимо создать территорию, на которой каждый воспитанник мог бы воплотить свои фантазии, например, по строительству песочного городка или снежной крепости, лепке куличиков и тортов из песка и глины, созданию «секретиков». Мог бы рисовать мелом, делать постройки из веток и травы, самостоятельно наблюдать за насекомыми и птицами, взаимодействовать с детьми не только из своей группы, а исходя из собственных игровых интересов и предпочтений.
Если проанализировать требования ФГОС ДО к организации игрового пространства в ДОО, можно выделить следующие характеристики развивающей предметно-игровой среды на участке детского сада:
- проблемная насыщенность;
- открытость к активному достраиванию среды дошкольниками;
- диалогический способ функционирования;
- оригинальность;
- четкая оформленность предметных источников развития;
- многофункциональность;
- приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.
Эти принципы являются основанием для проектирования игровых сред во многих странах Европы (например, в Швеции).
По мнению специалистов Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек (МГППУ), «ребенок может и должен сам, без помощи взрослых, заниматься своим самым важным делом — игрой. Так он изучает окружающий мир, так он развивается, так он живет».
У каждого ребенка должно быть право на контакт с природой1, которое в городской среде часто нарушается или просто не учитывается. Современные дети склонны к сидячему образу жизни, много времени проводят за компьютером, вследствие этого имеют избыточный вес и хронические заболевания. Медицинские исследования утверждают, что причиной тому не столько экология, сколько недостаток движения, воздуха и солнечного света.
Традиционно ровные площадки считаются более безопасными, однако сегодня это требование подвергается сомнению: разнообразный ландшафт позволяет дошкольникам расширять границы возможностей, становиться более ловкими и, как следствие, меньше травмироваться. В таких игровых пространствах ребенок учится общаться с окружающим миром, развивается его крупная и мелкая моторика, речь, глазомер, соотносящие движения. Проба себя в разных условиях меняющегося ландшафта позволяет дошкольнику обрести особую устойчивость, уверенность в себе и своих поступках.
Не нарушая действующие санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию и содержанию территорий ДОО, для преобразования ландшафта можно использовать переносные плоские макеты, а также скульптуры, которые создаются с учетом игровых интересов детей.
Территория дошкольной образовательной организации, по которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок, должна представлять собой озелененную зону с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенную для проведения игр, развлечений, занятий физической культурой и культурно-просветительских занятий с детьми дошкольного возраста.
Здесь могут быть созданы сооружения особой парковой архитектуры, которая отвечает мировоззрению и поведению дошкольников, причем наряду со своими основными функциями они должны использоваться как элементы благоустройства (скамьи, навесы, заграждения). Игровые площадки, лужайки, искусственные горки, ручьи, аттракционы, сооружения для спортивных и развлекательных занятий, парковая декоративная скульптура и малые архитектурные формы вместе с зелеными насаждениями непосредственно задействуются в детских играх и занятиях и формируют особую атмосферу.
При создании детского игрового ландшафта следует обратить внимание на его безопасность как в экологическом плане, так и плане личной безопасности детей. Желательно, чтобы около территории, особенно игровых и спортивных зон, не было автомобильных дорог. Количество входов на территорию ДОО должно быть минимально. Все искусственные водоемы и плескательницы должны быть неглубокие.
По всему периметру территории ДОО желательно создать плотные полосы деревьев и кустарников для защиты от пыли, ветра, шума, но не вызывающие застоя воздуха. Высока роль озеленения при организации развивающей среды, больше внимания нужно уделять дендрологии, созданию систем открытых и закрытых пространств, вопросам стойкости ландшафта, его эстетической и научно-познавательной ценности. С этой целью комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.
Ассортимент растений следует максимально расширять, учитывая, что он выполняет не только декоративные функции, но и знакомит воспитанников с многообразием флоры, при этом из него необходимо исключить колючие и ядовитые растения.
Воспитательно-образовательная среда игрового ландшафта должна способствовать развитию детской фантазии, формировать бережное отношение к природе, воспитывать культуру поведения в естественной среде.
Естественный пейзаж хорошо дополняют яркие краски оборудования для игр и развлечений (включая спортивный инвентарь): желтые, оранжевые, красные, зеленые, которые придают территории ДОО живописность и способствуют созданию у детей приподнятого, радостного настроения.
Игровая зона «Деревенский дворик»
Основные сооружения — веранды, спортивную площадку, площадку для игр на асфальте, транспортных игр, плодовый сад, огород, альпинарий — следует равномерно размещать по всей территории и объединять системой прогулочных аллей и дорожек со свободной ландшафтной планировкой.
Так, на территории МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 11 „Рябинушка“» специально созданы индивидуальные маршруты разной сложности для воспитанников всех возрастных групп в соответствии с уровнем их подготовки.
Дети раннего возраста, как правило, наблюдают, слушают, активно участвуют в игровой деятельности ( в т. ч. играх на асфальте) и только в специально созданных условиях могут проводить опыты, собирать безопасный природный материал.
Представим наиболее популярные формы игровой деятельности, вызывающие у детей данной ДОО особый интерес.
Геокэшинг
Для детей старшего дошкольного возраста организованы маршруты, предполагающие их активное участие (ориентирование на местности, «геокэшинг», прохождение маршрута с картами-«находилками» и т. д.) и знакомство с более широким кругом достопримечательностей на территории ДОО.
Основная идея туристической игры (геокэшинга) состоит в том, что одни участники прячут тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, привлекать к участию родителей, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОО или устроить соревнования между семьями.
Геокэшинг (от греч. γεο — Земля и англ. cache — тайник) — туристическая игра, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.
Для проведения игры заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты), игрушка или сувенир. «Клад» нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать в «тайном месте». Лучше всего для этого подойдет угол веранды, кусты и другие малозаметные участки.
Дети ищут «клад», руководствуясь подсказками взрослого. Для воспитанников средней группы они могут быть как самыми простыми (например, «горячо — холодно»), так и более сложными (например, сделай два шага налево, потом три шага вперед и т. д.).
Для детей старшей и подготовительной групп интересно составить «Карту сокровищ». При этом лист бумаги для будущей карты можно замочить в чае, высушить, слегка помять и подрезать края, сделав ее по-настоящему «старинной». На карте следует изобразить самые различные «сказочные» ориентиры, придумав привычным и всеми узнаваемым местам красивые названия или соотнести их с природными островными объектами (водопадами, бухтами, пещерами и т. д.).
- «Остров сокровищ» (вся территория ДОО);
- «Круглая бухта» (бассейн);
- «Качающаяся колыбель» (качели);
- «Долина мудрости» (скамейки для отдыха);
- «Коралловая бухта» (спортивная площадка);
- «Банановая роща» (цветник);
- «Пещера» (вход в погреб для хранения овощей);
- «Джунгли» (травяной газон);
- «Сонная лощина» (беседка);
- «Ледник мамонта» (тень за верандой);
- «Вулкан» (солнцепек на асфальте);
- «Водопад» (кран для полива);
- «Мост» (игрушечный мост на участке одной из групп);
- «Плато» (вход перед ДОО);
- «Луковая роща» (огород).
Геокэшинг можно дополнить дидактической игрой «Поиск клада»3. На первом этапе игры («Учусь составлять план») воспитатель и дети совместно рисуют план какого-нибудь участка (например, своей группы), применяя условные обозначения предметов, которые были использованы во время игры в геокэшинг. Взрослый обращает внимание дошкольников на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.
На втором этапе игры («Учусь искать клад по плану») воспитатель вводит детей в ситуацию, которая может быть как игровой, связанной со сказочными персонажами, так и проблемной, например: «Пираты похитили жемчужины у принцессы Воды», «Пираты похитили ключи от домика с игрушками» или «Чтобы помочь друзьям, надо найти клад, зарытый пиратами». Воспитатель прячет предмет — «клад» — и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его (этот этап игры повторяется несколько раз).
На третьем этапе («Учусь обозначать на плане место клада») педагог и воспитанники меняются ролями. Теперь уже дети прячут «клад» и отмечают его место на плане, а воспитатель ищет его. При этом он намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий дошкольников.
На заключительном, четвертом, этапе («Учу играть другого») дети одной группы приглашают принять участие в игре воспитанников другой группы и совместно с воспитателями, родителями знакомят их с правилами, показывают свои карты, планы-схемы, условные обозначения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья:Создание детских учебно-игровых проектов.
в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского музея с учётом тре...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/22/picture-208410-1471853408.jpg)
«Проект по обустройству, созданию туристической рекреационной зоны на территории городского озера» в подготовительной к школе группе
Образовательная деятельность по физической культуре «Проект по обустройству, созданию туристической рекреационной зоны на территории городского озера» в подготовите...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/27/picture-927817-1495886007.jpg)
проект"Создание детского игрового ландшафта на территории ДОУ"
В данной разработке освещены основные идеи и этапы реализации проекта по созданию игрового ландшафта на территории ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-1038215-1663921421.jpg)
Создание детского игрового ландшафта на территории детской площадки.
Вы никогда не задумывались о том, как вернуть наших детей на улицу в век стремительного развития электроники и влияния большого города? Конечно, просто так гулять ребенка одного уже не отпус...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/05/picture-1228565-1730818699.jpg)
План работы творческой группы педагогов по созданию театральной студии «Петрушка» на территории МБДОУ №11
План работы творческой группы педагогов по созданию театральной студии «Петрушка» на территории МБДОУ №11 ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-80166-1473142638.png)
Формирование первоначальной профориентации детей дошкольного возраста посредством создания детского медиа-холдинга «Территория успеха»
Инновационный проект по ранней профориентации детей. Цель (основная идея) проекта: создать условия для успешной социализации дошкольников путем ранней профориентации.Задачи проекта:- наметить пут...