Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»
рабочая программа (подготовительная группа)
(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением,
социальным миром, ознакомление с миром природы)
(подготовительная логопедическая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Аленький цветочек» города Саяногорска
Обсуждено Утверждаю
Принято методическим советом Заведующий МБДОУ д/с №21
МБДОУ д/с №21
«Аленький цветочек» «Аленький цветочек»
г. Саяногорск г. Саяногорск
«___» ______20 г.
Протокол №_______ «____»________20 г.
Председатель методического совета
_____________________ ____О.В.Пигальцева
Рабочая программа
по образовательной области
«Познавательное развитие»
(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением,
социальным миром, ознакомление с миром природы)
(подготовительная логопедическая группа)
Авторы составители: Кудрявцева М.А.,
воспитатель 1.к.к.
Пономарева Т.А. ,
воспитатель 1.к.к.
Саяногорск, 2018
Пояснительная записка.
Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика – Синтез -2016, которая комплексно представляет все содержательные линии воспитания и образования ребёнка от 2 до 7 лет.
Адаптированная образовательная программа – программа коррекционно – развивающей работы, реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В.; С-П.; Детство-Пресс, 2015.
Программы сформированы в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Актуальность:
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В подготовительной группе продолжительность образовательной деятельности 30 минут, 2 раза в неделю, 72 в год.
Рабочая программа состоит из четырёх составляющих: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром и ознакомление с миром природы.
Основные цели и задачи для подготовительной группы:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Представления об объектах окружающего мира.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.
Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
В подготовительной группе находятся дети с общим недоразвитием речи (второй год обучения), успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие ещё определённое отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Сроки реализации: Программа разработана педагогами подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год. Программа обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте 6-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным направлениям.
Реализуемые образовательные области: по образовательной области
«Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, социальным миром, ознакомление с миром природы)
Формы работы:
- Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей. Словесные методы: организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы. Этические беседы. Чтение художественной литературы.
- Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей). Знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы. Виды упражнений: коллективные; индивидуальные.
- Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитации
Планируемые результаты:
- Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
- Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.
- Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу
- Называет времена года, отмечает их особенности.
- Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
- Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
- Бережно относится к природе.
Система оценки индивидуального развития детей
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику. По методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова
Содержание воспитательно-образовательной работы
Сенсорное развитие.
Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.
Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.
Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).
Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).
Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.
Ознакомление с миром природы
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.
Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.).
Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения.
Осень.
Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц.
Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.
Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима.
Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.
Привлекать к посадке семян овса для птиц.
Весна.
Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.
Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето.
Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах.
Воспитывать желание помогать взрослым.
№ | Раздел (тематика) | Количество часов |
1. | С явлением общественной жизни | 18 |
3. | С природным окружением | 18 |
Итого: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
Лексические темы. | Предметное и социальное окружение. | Природное окружение. |
Сентябрь День знаний. Детский сад. Овощи. Фрукты. | День знаний. Уточнить представление детей о школе. Рассказать о празднике 1 сентября. Дать первоначальное представления о значении образования в жизни человека. Детский сад – знакомство с групповой комнатой, спальней, игровыми зонами. Воспитывать бережное отношение к предметам окружающих детей. | Как мы будем дежурить по уголку природы. Познакомить с новым видом дежурств. Объяснить обязанности дежурных по уголку природы. Напомнить правила ухода за растениями. Поупражнять в поливе растений и некоторых других видах работ по уходу за ними. Овощи и фрукты вырастили заботливые руки. Уточнить представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, способах их использования в пищу. Закрепить знание о значении свежих плодов для здоровья человека. Учить готовить салат. |
Октябрь Золотая осень. Одежда. Обувь. Россия | Что из чего шьют. Закрепить обобщающее понятие «одежда». Познакомить с классификацией одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания о свойствах ткани, познакомить с некоторыми названиями тканей и их использованием. Наша страна. Мой родной край. Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну. | Наступила осень. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Уточнить признаки осени в живой и неживой природе. Учить понимать поэтические образы стихотворения. Воспитывать любовь к родной природе. Как увидеть и услышать воздух. Познакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами и ролью в жизни живых организмов. Дать первоначальные представления о функции дыхания. |
Ноябрь Москва Игрушки. Посуда. Продукты. | Москва – столица России. Уточнить знания о Москве, познакомить с её гербом, воспитывать чувство любви и гордости за столицу. Закрепить знания о главном городе России. Познакомить с Красной площадью. Дать некоторые знания об истории Кремля, о названии отдельных башен. В гостях у бабушки Федоры. Закрепить знания о мебели и посуде, обобщающие понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная) и мебель (спальная, гостиная, кухонная) | Воздух, вода и свет. Дать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. Что нас окружает? Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба. Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
Декабрь Мебель. Дикие животные. Домашние животные. Зима. | Как живут люди в сёлах и деревнях. Познакомить с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине. Опасности вокруг нас. Уточнить правила обращения с опасными предметами. Закрепить знания о поведении с незнакомыми животными. | И. Никитин «Встреча зимы» Учить понимать поэтические образы природы, эмоционально откликаться. Дать представления о лесе как среде обитания диких животных. Познакомить с приспособлением разных животных к зимним условиям (медведь, ёж, белка). Домашние животные: корова, коза, лошадь, овца. Продолжать формировать обобщённое представление о домашних животных. Уточнить знание о внешнем виде, роли в хозяйстве, заботе о них человека. |
Январь Зима. Зимние забавы. | Что такое театр. Что такое музей. Познакомить с историей создания музеев. Дать знания о некоторых музеях города Дать знания о театре как виде искусства. Формировать интерес к театральному искусству как источнику радости, переживаний. Дать представления об особенностях разных театров. Масленица. Обобщить знания о народных промыслах Познакомить детей с народным праздником, обрядами, поэзией. Учить детей называть продукты питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить. Воспитывать любовь к старине. | Зима. Уточнить представления о признаках зимы, зимних явлениях природы: изменение долготы дня, снегопад, метель. Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле. Показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лёд. Зима. Зимние забавы. Воспитывать интерес к изменениям в природе в зимний период. Расширять знания об играх и забавах зимой. Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызывать радость от открытия. |
Февраль Птицы. Домашние птицы. Армия. Транспорт. | Наши защитники. Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости героизма воинов. Закрепить знания о родах войск, службе в армии. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память. На чём люди ездят. Закрепить знания о родовом понятии «транспорт», познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Познакомить с профессией шофёра. Учить детей правилам поведения в транспорте, правилам дорожного движения. Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности. | Как люди заботятся о диких животных и птицах. Учить детей группировать птиц: зимующие, кочующие, перелётные. Закреплять умение различать птиц по внешнему виду.Приучать заботиться о птицах. Зимняя посадка овощей. Закрепить знания об овощах. Дать знания о том, что в тёплой комнате можно вырастить зелёные листья овощей. Воспитывать желание ухаживать за растениями. Развивать наблюдательность. |
Март Семья. Народная культура и традиции Профессии. | Моя семья. Закрепить представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Воспитывать представления о событиях, связанных с празднованием «Международного женского дня». Хакасия – земля, где я живу. Закрепить знания детей о символике Республики Хакасия, о жилище хакасов, о национальной одежде. Продолжать знакомить с бытом, обычаями, традициями хакасского народа. Закрепить знания о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. Воспитывать интерес к родному краю. | Что такое почва. Водоёмы родного края. Дать элементарное представление о разном составе почвы (земля, песок, глина), показать различие. Обобщить знания о значении почвы для роста растений. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Воспитывать бережное отношение к природе. К нам весна шагает быстрыми шагами. Закрепить знания о весенних явлениях природы. Уточнить и расширить представления об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны. |
Апрель Весна, признаки весны. Космос. Наш город. | Экскурсия в библиотеку. Познакомить с особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотеки. Архитектура родного города.Мой город. Закрепитьзнания о достопримечательностях родного города. Дать знания о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми интересными зданиями. Познакомить детей с предпраздничным городом. Наш город – часть большой страны. Познакомить с основной символикой родного города. Воспитывать любовь к родине. | Космос. Звёзды. Вселенная. Разнообразие природы Земли. Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах. Познакомить детей с многообразием растительного мира Земли, со значением растений в природе и жизни людей. Как человек охраняет природу. Дать представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Познакомить с красной книгой, рассказать об охраняемых растениях своего региона. Воспитывать желание охранять и заботиться о природе. |
Май Гражданство. День победы. Лес - растения-насекомые. Школа. | Они прославили Россию. Уточнить знания о знаменитых россиянах (А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, И.И. Шишкин) и известных людях родного города. Воспитывать чувство гордости за свою страну и её народ. Этот День победы – закрепить знания о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | Вода и её обитатели. Что такое лес. Дать знания о значении воды в жизни человека, растений и животных, о формах её существования (жидкое, твёрдое, газообразное). Уточнить знания о водных обитателях – растениях и животных. Дать представление о лесе, его значении. Уточнить представление о том, кто живёт в лесу, что растёт в лесу. Дать представление, что леса бывают лиственные, хвойные, смешанные. Учить видеть красоту леса в разное время года на картинках и репродукциях. Экскурсия в школуУточнить и систематизировать знания детей о школе о предметах нужных для обучения. |
Список литературы:
- Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением.-М: Мозаика-Синтез, 2016.
- Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир.- М: Мозаика-Синтез, 2005.
- ДыбинаО.Б.Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: Сфера,1999
- Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. 2007
- Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. – М.: Сфера, 2009.
- Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Серия наглядных пособий «Мир в картинках». - М.: Мозаика-Синтез,2005.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство: М.; Мозаика-Синтез, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп
Рабочая программа(перспективный план организации образовательной деятельности) по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)
Рабочая программапо образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Озна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы (разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-исследовательская деятельность, конструирование)
Рабочая программа разработана по образовательной области «Познавательное развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медв...
- Мне нравится (2)