Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие»
рабочая программа (подготовительная группа)

Пономарева Татьяна Александровна

(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением,

социальным миром, ознакомление с миром природы)

 (подготовительная  логопедическая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №21 «Аленький цветочек» города Саяногорска

Обсуждено                                                                                                 Утверждаю

Принято методическим советом                                                           Заведующий МБДОУ д/с №21

МБДОУ д/с №21                                                          

«Аленький цветочек»                                                                              «Аленький цветочек»

г. Саяногорск                                                                                              г. Саяногорск

«___»  ______20   г.                                                                              

Протокол №_______                                                                               «____»________20   г.

Председатель методического совета

_____________________                                                                          ____О.В.Пигальцева

Рабочая программа

по образовательной области

«Познавательное развитие»

(развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением,

социальным миром, ознакомление с миром природы)

 (подготовительная  логопедическая группа)

Авторы составители: Кудрявцева М.А.,

                                                                               воспитатель 1.к.к.

Пономарева Т.А. ,

                                                                               воспитатель 1.к.к.

Саяногорск,  2018


Пояснительная записка.

     Детский сад работает по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой,  М.: Мозаика – Синтез -2016, которая комплексно представляет все содержательные линии воспитания и образования ребёнка от 2 до 7 лет.

   Адаптированная образовательная программа – программа коррекционно – развивающей работы, реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева Н.В.; С-П.;  Детство-Пресс, 2015.

   Программы сформированы в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным стандартом. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного образования.

  Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Актуальность:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В подготовительной  группе продолжительность образовательной деятельности 30 минут,  2 раза в неделю, 72 в год.

 Рабочая программа состоит из четырёх составляющих: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром и ознакомление с миром природы.

Основные цели и задачи для подготовительной группы:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Представления об объектах окружающего мира.

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.

Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

В подготовительной группе находятся дети с общим недоразвитием речи (второй год обучения), успешно усвоившие программу старшей группы, но имеющие ещё определённое отставание, как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Сроки реализации: Программа разработана педагогами подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год. Программа обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте 6-7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным направлениям.

Реализуемые образовательные области: по образовательной области

«Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением, социальным миром, ознакомление с миром природы)

  Формы работы:

  1. Словесные: пояснения, указания, разъяснения используются при демонстрации способа действия и в ходе выполнения работ, рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей. Словесные методы: организация развивающих проблемно-практических и проблемно-игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы. Этические беседы. Чтение художественной литературы.
  2. Наглядные: показ иллюстрированного материала, показ реальных предметов, картин. Экскурсии,  наблюдение  за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей).  Знакомство  с  элементами национальной культуры народов России: национальная  одежда,  особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы. Виды упражнений: коллективные; индивидуальные.
  3. Практические методы: игровые проблемно-практические ситуации, имитации

Планируемые результаты:

  • Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.
  • Классифицирует предметы, определяет материалы,  из которых они сделаны.
  • Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу
  • Называет времена года, отмечает их особенности.
  • Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.
  • Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
  • Бережно относится к природе.

Система оценки индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику.                                                                                 По методике Н.А.Коротковой, П.Г.Нежнова

Содержание воспитательно-образовательной работы

Сенсорное развитие.

Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.

Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.

Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Продолжать знакомить детей с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся.

Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).

Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).

Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.).

Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения.

Осень.

Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц.

Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.

Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима.

Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Привлекать к посадке семян овса для птиц.

Весна.

Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.

Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето.

Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах.

Воспитывать желание помогать взрослым.

Раздел (тематика)

Количество часов

1.

С явлением общественной жизни

18

3.

С природным окружением

18

Итого:

36

Календарно-тематическое планирование

Лексические темы.

Предметное  и социальное окружение.

Природное окружение.

Сентябрь

День знаний.

Детский сад.

Овощи.

Фрукты.

День знаний.  Уточнить представление детей о школе. Рассказать о празднике 1 сентября. Дать первоначальное представления о значении образования в жизни человека.

Детский сад – знакомство с групповой комнатой, спальней, игровыми зонами. Воспитывать бережное отношение к предметам окружающих детей.

Как мы будем дежурить по уголку природы.

Познакомить с новым видом дежурств. Объяснить обязанности дежурных по уголку природы. Напомнить правила ухода за растениями. Поупражнять в поливе растений и некоторых других видах работ по уходу за ними.

Овощи и фрукты вырастили заботливые руки.

Уточнить представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, способах их использования в пищу. Закрепить знание о значении свежих плодов для здоровья человека. Учить готовить салат.

Октябрь

Золотая осень.

Одежда.

Обувь.

Россия

Что из чего шьют.

Закрепить обобщающее понятие «одежда». Познакомить с классификацией одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания о свойствах ткани, познакомить с некоторыми названиями тканей и их использованием.

Наша страна. Мой родной край. Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну.

Наступила осень.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Уточнить признаки осени в живой и неживой природе. Учить понимать поэтические образы стихотворения. Воспитывать любовь к родной природе.

Как увидеть и услышать воздух.

Познакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами и ролью в жизни живых организмов. Дать первоначальные представления о функции дыхания.

Ноябрь

Москва

Игрушки.

Посуда.

Продукты.

Москва – столица России.

Уточнить знания о Москве, познакомить с её гербом, воспитывать чувство любви и гордости за столицу.

Закрепить знания о главном городе России. Познакомить с Красной площадью. Дать некоторые знания об истории Кремля, о названии отдельных башен.

В гостях у бабушки Федоры.

Закрепить знания о мебели и посуде, обобщающие понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная) и мебель (спальная, гостиная, кухонная)

 Воздух, вода и свет.

Дать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.

Что нас окружает?

Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Декабрь

Мебель.

Дикие животные.

Домашние животные.

Зима.

Как живут люди в сёлах и деревнях.

Познакомить с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине.

Опасности вокруг нас.

Уточнить правила обращения с опасными предметами. Закрепить знания о поведении с незнакомыми животными.

И. Никитин «Встреча зимы»

Учить понимать поэтические образы природы, эмоционально откликаться.

Дать представления о лесе как среде обитания диких животных. Познакомить с приспособлением разных животных к зимним условиям (медведь, ёж, белка).

Домашние животные: корова, коза, лошадь, овца.

Продолжать формировать обобщённое представление о домашних животных. Уточнить знание о внешнем виде, роли в хозяйстве, заботе о них человека.

Январь

Зима.

Зимние

забавы.

Что такое театр. Что такое музей.

Познакомить с историей создания музеев. Дать знания о некоторых музеях города

Дать знания о театре как виде искусства. Формировать интерес к театральному искусству как источнику радости, переживаний. Дать представления об особенностях разных театров.

Масленица.

Обобщить знания о народных промыслах

Познакомить детей с народным праздником, обрядами, поэзией. Учить детей называть продукты питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить. Воспитывать любовь к старине.

Зима.

Уточнить представления о признаках зимы, зимних явлениях природы: изменение долготы дня, снегопад, метель. Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле. Показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лёд.

Зима. Зимние забавы.

Воспитывать интерес к изменениям в природе в зимний период. Расширять знания об играх и забавах зимой.

Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызывать радость от открытия.

Февраль

Птицы.

Домашние птицы.

Армия.

Транспорт.

Наши защитники.

Познакомить детей с обороной Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости героизма воинов.

Закрепить знания о родах войск, службе в армии. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.

На чём люди ездят.

Закрепить знания о родовом понятии «транспорт», познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Познакомить с профессией шофёра.

Учить детей правилам поведения в транспорте, правилам дорожного движения.

Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Как люди заботятся о диких животных и птицах.

Учить детей группировать птиц: зимующие, кочующие, перелётные. Закреплять умение различать птиц по внешнему виду.Приучать заботиться о птицах.

Зимняя посадка овощей.

Закрепить знания об овощах. Дать знания о том, что в тёплой комнате можно вырастить зелёные листья овощей. Воспитывать желание ухаживать за растениями. Развивать наблюдательность.

Март

Семья.

Народная культура и традиции

Профессии.

Моя семья.

Закрепить представление о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Воспитывать представления о событиях, связанных с празднованием «Международного женского дня».

Хакасия – земля, где я живу. Закрепить знания детей о символике Республики Хакасия, о жилище хакасов, о национальной одежде.  Продолжать знакомить с бытом, обычаями, традициями хакасского народа. Закрепить знания о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности. Воспитывать интерес к родному краю.

Что такое почва. Водоёмы родного края.

Дать элементарное представление о разном составе почвы (земля, песок, глина), показать различие. Обобщить знания о значении почвы для роста растений.

Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

К нам весна шагает быстрыми шагами.

Закрепить знания о весенних явлениях природы. Уточнить и расширить представления об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны.

Апрель

Весна, признаки весны.

Космос.

Наш город.

Экскурсия в библиотеку. Познакомить с особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотеки.

Архитектура родного города.Мой город.

Закрепитьзнания о достопримечательностях родного города. Дать знания о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми интересными зданиями. Познакомить детей с предпраздничным городом. Наш город – часть большой страны. Познакомить с основной символикой родного города.

Воспитывать любовь к родине.

Космос. Звёзды. Вселенная. Разнообразие природы Земли.

Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.

Познакомить детей с многообразием растительного мира Земли, со значением растений в природе и жизни людей.

Как человек охраняет природу.

Дать представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Познакомить с красной книгой, рассказать об охраняемых растениях своего региона. Воспитывать желание охранять и заботиться о природе.

Май

Гражданство.

День победы.

Лес -

растения-насекомые.

Школа.

Они прославили Россию.

Уточнить знания о знаменитых россиянах (А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, И.И. Шишкин) и известных людях родного города. Воспитывать чувство гордости за свою страну и её народ.

Этот День победы закрепить знания о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Вода и её обитатели. Что такое лес.

Дать знания о значении воды в жизни человека, растений и животных, о формах её существования (жидкое, твёрдое, газообразное).

Уточнить знания о водных  обитателях – растениях и животных.

Дать представление о лесе, его значении. Уточнить представление о том, кто живёт в лесу, что растёт в лесу. Дать представление, что леса бывают лиственные, хвойные, смешанные. Учить видеть красоту леса в разное время года на картинках и репродукциях.

Экскурсия в школуУточнить и систематизировать знания детей о школе о предметах нужных для обучения.

Список литературы:

  1. Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением.-М: Мозаика-Синтез, 2016.
  2. Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир.- М: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. ДыбинаО.Б.Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: Сфера,1999
  4. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. 2007
  5. Можейко А.В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. – М.: Сфера, 2009.
  6. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  7. Серия наглядных пособий «Мир в картинках». - М.: Мозаика-Синтез,2005.
  8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией H.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Издательство: М.; Мозаика-Синтез,  2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп

Рабочая программа(перспективный план организации образовательной деятельности) по образовательной области «Познавательное развитие» (Познание окружающего мира/Природа) для средних групп...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром)

Рабочая программапо образовательной области «Познавательное  развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Познавательное  развитие (Озна...