Проект «Наша Родина-Россия»
проект
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasha_rodina-_rossiya.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №53 комбинированного вида
Проект
«Наша Родина-Россия».
Выполнила: воспитатель
Рузанова О. М.
Д. Ликино
2018г
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Наша Родина-Россия»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
В. Гудимов
Цель проекта: формирование у детей патриотических качеств к своему краю и стране.
Задачи проекта: Обучающие:
- дать сведения об истории страны, ее символике;
- познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
- познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
- рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства.
Развивающие:
- формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
- развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
- воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: с 8 по 15 июня (краткосрочный).
Участники проекта: родители, воспитатели, дети старшей группы
Возраст детей: 5-6 лет.
Предполагаемый результат:
- формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
- повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, любви к Отчизне;
- знать историю своей страны, ее героев.
Этапы работы над проектом.
1 этап.
Проблема: Задача воспитания чувства патриотизма традиционно решалась в ДОУ, но результаты бесед, опроса, наблюдений, изучения продуктов деятельности детей показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашей страны. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Наша Родина - Россия». Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
2 этап.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
3 этап.
Мероприятия с детьми.
1. Познавательное развитие.
-Организационная образовательная деятельность: «Наша Родина-Россия»,
- Рассказ воспитателя: «День независимости России», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому», «Россия – Родина моя».
- Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему.
- Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
- Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России».
-Просмотр мультфильма «Россия».
2. Речевое развитие.
-Организационная образовательная деятельность: «Дорогая моя столица!».
- Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
- Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина».
- Приобщение к художественному слову: чтение И. Токмакова «Чудо Георгия о змее».
3. Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
-Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Московская семья».
-Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России».
-Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания; аудиозапись с военным маршем, флаги; фото и репродукции различных времён с изображением боёв, парада и т. п.
-Наблюдение: «Где мы видим флаг России».
-Коллекционирование магнитов с изображением городов России.
4. Художественно-эстетическое развитие.
-Рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль».
-Лепка: «Царь-колокол»
-Оригами: «Матрешка и неваляшка».
-Аппликация:«Русская березка».
-Конструирование: «Кремлевская стена», «Старинная крепость».
Музыкальная деятельность:
-Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш».
-Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
5. Физическое развитие.
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».
- Хороводная игра «Веночек», «Платочек».
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
Мероприятия с родителями:
-Выставка творческих работ детей.
- Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».
- Викторина «Что? Где? Когда?».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
-Участие в создании коллекций, предоставление коллекции старинных монет.
-Беседы с родителями об организации экскурсии в краеведческий музей.
Заключительный этап:
- итоговое интегрированное занятие «День независимости России».
- выставка детского творчества: «Наша Родина-Россия».
Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Приложение 1
Конспект НОД «Наша Родина – Россия»
Образовательные области: Познание, художественная литература, развитие речи, музыка, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, здоровье.
Цель: Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с Государственным гербом и гимном России. Формировать уважительное отношение к символам страны. Обогащать словарный запас детей. Развивать двигательную координацию.
Предварительная работа: Беседа о странах. Знакомство с флагом России. Беседа о флагах, гимнах и гербах.
Материал: Карта России; Государственный флаг (изображение); Государственный герб (изображение); документы с изображением герба России (паспорт, монеты); аудиозапись Государственного гимна. Полоски бумаги белого, синего и красного цвета на каждого ребёнка. Скрученные цветные полоски, бумага коричневого цвета, ножницы, клей, простой карандаш, листы белого цвета – на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Давайте, ребята, поздороваемся с нашими гостями. Я предлагаю вам сыграть в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящее слово. Подумайте, кого или что мы можем назвать родным. (Папа, мама, дом, детский сад, село, край, страну). Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте, послушаем, как слово «родная» может звучать в стихотворении. Дети читают:
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России ни бывал.
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля –
Всё напомнит мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба ни заносила,
Не дано забыть нам об одном –
Эта ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом!
Воспитатель: «Родимая, родная сторона» - как вы думаете, что это? (ответы детей). «Родная сторона» - это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное. Хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становится богаче и сильнее.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия).
На земле существует много разных стран, больших и маленьких. Какие страны мира вы знаете? (Ответы детей). А какая страна в мире самая большая? (Предположения детей). Самая большая страна в мире – наша родина, Россия.
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга.
Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Есть они и у России. С одним из них – флагом(показываю) - вы уже знакомы. Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (белоствольные берёзки, снег, облака, ромашки на лугу.) Синяя полоса? (небо, реки, озёра, моря.) Красная полоса? (цвет солнца, огня, тепла.) Кто расскажет стихотворение В.А Степанова «Флаг России»? (ребёнок рассказывает стихотворение.)
Флаг России.
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Воспитатель: Выложите из полосок бумаги Государственный флаг России. (Дети выполняют задание.) Воспитатель: Сегодня вы познакомитесь с гербом нашей страны. (Показываю изображение герба).
На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу добра над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», так как изображение Георгия с копьём издавна чеканили на мелких монетах. В правой лапе у орла скипетр, в левой – держава. (Показываю фото скипетра и державы). Это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Покажите на гербе скипетр (дети показывают.) Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его. Вика расскажет нам стихотворение «Герб России»
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Игра «Найди герб» Дети находят российский государственный герб среди множества других гербов разных стран.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть Государственный герб? (предположения детей)
Воспитатель: А теперь немного отдохнём.
Физминутка:
По России мы идём (маршируют)
Звонко песню мы поём (покачивают головой вправо – влево, напевая ля-ля)
По селу шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги)
Делай шаг – раз, два.
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону)
Руки вверх и ноги шире
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.
Воспитатель: Третий отличительный символ – гимн – это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, иногда подпевая, (включает аудиозапись гимна, все встают.) Что мы сейчас слушали? (Гимн России.) Вы где-нибудь слышали его ещё? (по телевизору, когда проходят олимпиады звучит гимн той страны, чей участник выиграл олимпиаду.)
Итог занятия
Воспитатель: Понравилось вам занятие? Что больше всего вам запомнилось? А как вы думаете, почему наша страна такая огромная? (Потому, что здесь живут люди разных национальностей – казахи, белорусы, украинцы, армяне, грузины, азербайджанцы, буряты, эвенки и многие другие.) И живут они дружно в мире. Я предлагаю вам сделать дерево дружбы. Крона его будет из разноцветных листиков – это люди, живущие в нашей стране. А ствол – наша страна, наша Родина – Россия, которая нас оберегает и защищает. Присаживайтесь за столы. Наклеиваем сначала листочки, а потом обводим свою ладошку и вырезаем. Работаем аккуратно и осторожно. Какие вы молодцы! Покажите свои работы гостям.
Самоанализ интегрированного занятия.
Тема занятия: «Наша родина - Россия»
Интеграция образовательных областей: Познание, художественная литература, развитие речи, музыка, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, здоровье.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная. В ходе занятия реализовывались следующие задачи:
-Расширить представление детей о Родине;
-Закрепить знания детей о российской символике;
-Развивать память, сообразительность, находчивость;
-Прививать уважение к традициям и обычаям своей родины;
-Развивать конструктивные и творческие способности;
-Воспитывать интерес к знаниям;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Приложение 2
Детям о Дне независимости России
12 июня - День независимости России для детей
День независимости России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране.
В 1994 году первый президент России Борис Ельцин своим указом объявил 12 июня Днём принятия Декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами раньше на Первом Съезде народных депутатов. Это было время, когда бывшие республики Советского Союза одна за другой становились независимыми. Позже его стали называть Днём независимости, или просто Днём России. Именно 12 июня наша страна обрела первого всенародно избранного президента, новую Конституцию и символику государства — флаг, герб и гимн.
Флагом России стал трёхцветный бело-синий стяг, а гербом — двуглавый орёл, который пришёл к нам из Византии в конце XV века и был гербом Российской империи ещё при Петре I.
В этот день мы славим нашу Родину, страну с тысячелетней историей и уникальным наследием, страну, объединившую на огромном пространстве множество народов и культур. Для каждого человека Россия начинается с его малой родины. Где бы мы ни родились, где бы ни выросли — всё это наше родное Отечество. А вместе мы — один, единый, могучий российский народ. Только сплочённый народ может сделать свою страну богатой, открытой миру, только сообща можно сделать государство прочным, надёжным, а страну — счастливой.
С. Михалков «Гимн России»
Россия - священная наша держава!
Россия - любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена.
Припев:
Славься, Отечество наше свободное –
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля.
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
Т. Коти «В родном краю»
Мне на тебя не наглядеться,
Пока дышу, пока живу.
Любовь к земле родится в сердце,
Как тонкий стебель на ветру.
Мне всё в краю родимом мило,
Мне всё здесь душу веселит:
Вьюнок запутался игриво,
И речка песенку журчит.
Вот белокрылая ромашка
Открыла солнечный глазок
И видит лес, луга и пашни,
И цвета неба василёк.
Вот одуванчик распушился
И разлетелся от лица,
Дубок при встрече поклонился
И машет веткой до крыльца.
Мне на тебя не наглядеться,
Заветный с детства уголок:
Любовь к земле родится в сердце
И расцветает как цветок!
Александрова «Родина»
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Под скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
В. Степанов «Песня»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в небе бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Приложение 3
Рассказ «Памятник Минину и Пожарскому»
Даже те, кто ни разу не был в Москве, без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. Это памятник Минину и Пожарскому. Он посвящен нижегородцам Кузьме Миничу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период смутного времени на Руси.
Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, "на том самом месте, где Минин представил народу все имущество своё и воспламенил тем соревнование своих сограждан", а установку приурочить к 200-летию памятных событий. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс лучший проект памятника. Более с 1804 по 1815 г. трудился скульптор над созданием памятника (начавшаяся Отечественная война 1812 года повлияла на многие сферы жизни и значительно замедлила ход работы). Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны, на волне подъема патриотизма, он вырос еще больше! Итак, в 1815 году Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путём и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год". В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у Собора Василия Блаженного.
4 ноября 2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине К. Маковского "Воззвание Минина".
1. Начало смутного времени
После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия: Годунов Борис Фёдорович!
Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!
И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
2. Цари - самозванцы
Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.
Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!" Тогда и наступил конец терпению народа.
3. Народное единство
Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство.
Собрали жители Нижнего большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".
4. Так и случилось!
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Приложение 4
Ирина Токмакова «Чудо Георгия о змие»
Посмотрим с вами на наш герб — Государственный герб Российской Федерации.
Золотой двуглавый орёл на красном поле.
Над головами орла изображены три исторические короны, которые символизируют суверенитет страны, а также её частей — суверенных республик.
В лапах орла — скипетр и держава. Это символы государственной власти.
А на груди орла — всадник, поражающий копьём дракона. Это победа добра над злом, защита Отечества. А всадник — это святой Георгий Победоносец.
О нём-то мы с вами и перескажем древнерусскую повесть, которую перевели ещё в XI веке с греческого языка, а последний дошедший до нас пересказ был сделан в XIII веке. Конечно же, чтобы нам её прочесть, приходится переводить повесть с древнерусского на современный русский язык.
Но сначала скажем несколько слов о святом Георгии. Жил он в конце третьего века от рождества Христова в Каппадокии (Малая Азия, территория современной Турции), бывшей тогда под властью Римской империи. Как говорят, был он сыном знатных родителей и ещё в юном возрасте вступил в армию. Слыл он замечательным, бесстрашным воином. Служил в войсках римского императора Диоклетиана. В те века в Риме господствующей религией было языческое многобожие, а христиане подвергались нападкам, их бросали в тюрьмы, пытали, всячески истязали, требуя отказаться от Христовой веры. Так и святой Георгий, хранивший верность своим христианским убеждениям, в свой час с терпением и мужеством перенёс истязания своих гонителей-язычников и был казнён в 303 году всего около тридцати лет от роду.
С распространением христианства в Византии началось и почитание святого Георгия, примерно века с V. Его считали своим заступником византийские императоры. Их примеру следовали и русские князья.
А знаменитый князь киевский Ярослав Мудрый при крещении принял имя Георгий.
Примерно с X века на Руси, особенно в южнорусских землях, святой Георгий становится чуть ли не самым почитаемым среди православных святых.
Наибольшую известность получило повествование об одном из эпизодов в жизни святого Георгия — его победе над чудовищным змеем, то есть драконом, и об освобождении царской дочери от неминуемой смерти. Об этом и говорится в древнерусской повести, дошедшей до нас из далёкого XIII века и называемой «Чудо Георгия о змие». Вот что рассказывается в этой повести.
Был в древности город, который назывался Гевал. Был это город обширный, многолюдный. Жители его были язычниками, поклонялись деревянным языческим идолам, и, как говорится в повести, «отвернулись они от Бога, и Бог отвернулся от них». Стоял этот город на берегу большого озера. И вот так случилось, что поселился в этом озере огромный и страшный змей. Каждый день выходил змей из глубины, с угрожающим свистом нападал на людей и утаскивал их на дно. Ужас объял жителей города Гевала. Отправились они за советом к царю. Но что мог поделать со страшным змеем царь?
Вот как он им ответил:
— Чтобы умилостивить змея, будем каждый день отдавать ему кто сына своего, а кто дочь. А когда дойдёт очередь до меня, то и я отдам свою дочь.
Что было делать? Так по очереди и верховные вожди, и самые простые граждане отдавали проклятому змею по одному из своих детей.
Стон и плач стояли в городе Гевале.
И вот наступил день, когда все жители города отдали своих детей страшному змею. Тогда вновь отправились они к царю и сказали ему:
— Все мы отдали своих детей, одного за другим. Что повелишь нам делать дальше?
И отвечал им царь в большой печали:
— Отдам и я единственную мою дочь.
И позвал он слуг, и призвал к себе дочь, и повелел, обрядив её в лучшие наряды, отвести на берег озера. Горько плакал царь-отец, горько плакали все приближённые царя и слуги. Но ничего не поделаешь, отвели царевну на берег озера да там её одну и оставили.
И вот что говорится дальше в древнерусской повести: «Святой же и великий мученик, страдалец за веру Христову Георгий, чтимый Небесным Царём воин, который жил и по смерти, сияя великими чудесами, по Божьему соизволению желая спасти нас, гибнущих, и избавить город наш от этой напасти, в тот же час оказался на месте том в виде простого воина, идущего с боя и спешащего в родные места».
Увидел святой Георгий роскошно одетую девицу, стоящую на берегу озера, и спросил:
— Что ты тут делаешь одна?
А царская дочь, ничего не объясняя, только сказала ему:
— Поскорее отойди отсюда, господин, иначе погибнешь.
Не понял Георгий:
— Разбойники, что ли, тут нападают или другое что?
Тогда она поведала:
— Здесь, в озере, гнездится страшный змей. Ты молод и красив, жаль мне тебя, очень тебя прошу, отойди отсюда, чтобы не погибнуть в лапах страшного змея.
— А ты почему не уходишь и не спасаешь себя? — спросил её Георгий.
Он попросил рассказать ему всю правду и пообещал не оставить её в беде.
И тогда поведала ему царская дочь грустную повесть о своём родном городе.
— Послушай, господин мой. Я — дочь здешнего царя. Как видишь, город этот большой и богатый, всего в нём вдоволь, и отец мой не хочет покинуть его. Но живёт здесь в озере страшный и кровожадный змей и, выходя из озера, поедает много людей. И вместе с царём, отцом моим, порешили люди, чтобы умилостивить змея, отдавать ему каждый день в свою очередь сына или дочь. Дошёл черёд и до отца. И решил он, как и было обещано людям, отдать меня, свою единственную дочь, змею на съедение. А теперь ты знаешь всё. Уходи отсюда поскорее, иначе, может, и ты не спасёшься.
Услышав это, святой Георгий воскликнул:
— Не бойся, девица!
И, взглянув на небо, вознёс молитву Богу и просил Его оказать ему милость и повергнуть лютого зверя к его ногам, чтобы люди этого города поверили в единого Бога и отказались от своего языческого, идольского многобожия.
Но тут внезапно воскликнула царская дочь:
— Беги отсюда, слышу я страшный свист злобного чудища!
В тот же миг взбурлили воды озера, и появился огромный змей, и раскрыл свою страшную пасть, и, издавая оглушительный рёв, ринулся на девушку и святого Георгия. Но не устрашился могучий воин и вскричал:
— Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною.
И, как говорится в повести, «тут же силою Божьей и великого мученика за веру Христову Георгия подломились колени у страшного змея».
И обратился Георгий к царевне, говоря:
— Сними свой пояс и поводья с моего коня, обвяжи ими голову змея и веди его в город.
Она послушалась. И вслед за ней послушно поплёлся страшный змей. Впереди же шагал святой Георгий со своим конём.
А в городе в это время стояли плач и стон, и царь с царицей убивались о единственной дочери своей. И что ж они видят?
Идёт воин с конём, а следом их дочь ведёт страшное чудовище на поводу.
И напал на них страх великий, но святой Георгий сказал им:
— Не пугайтесь. А только веруйте во Христа и увидите своё спасение.
— Как зовут тебя, воин? — спросил его царь.
— Георгием зовут.
И тут все жители воскликнули:
— Через тебя уверовали мы в единого Бога и сына его Иисуса Христа!
А святой Георгий выхватил свой меч и отрубил чудищу голову. Царь с царицей и все спасённые жители города подошли к Георгию и поклонились ему, и воздали ему хвалу и Богу, по чьей милости совершил великий чудотворец Георгий это чудо.
И повелел царь построить церковь во имя святого Георгия и украсил эту церковь золотом и драгоценными камнями.
А святой Георгий, увидев их веру, свершил ещё одно чудо. Он послал жителям города свой щит и велел повесить его в церкви над алтарём. И повис его щит в воздухе, ничем не удерживаемый, как сказано в повести: «во все времена на веру неверным».
Добавим от себя, что главный день памяти святого Георгия — день его гибели — 23 апреля, или 6 мая по новому стилю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наша Родина Россия"
Познавательно игровой проект, расчитаный на три месяца...
Проект «Наша Родина - Россия»
Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о символах России....
проект "Наша Родина - Россия". Автор педагог Шкилева Елена валерьевна
Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Проект «Наша Родина - Россия»
Проект «Наша Родина - Россия»Старший дошкольный возраст.Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально – культурных традициях, о городах и столице, о...
Проект «Наша Родина-Россия».
Проект в старшей группе «Наша Родина-Россия»....
Проект "Наша Родина Россия" подготовительная группа
Проект "Наша Родина - Россия" подготовительная группа...