Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда на тему: "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи
Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми средней группы на тему: «Путешествие в зимний лес »
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять представления о зиме и её приметах.
- Уточнять и расширять словарь детей о зиме. (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает).
- Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.
- Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).
- Совершенствовать навык рассматривания картины.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма, зрительное внимание, мышление, память.
- Развивать творческое воображение, общую и тонкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоционально-радостного отношения к зимней природе.
- Формировать положительную установку на участие в занятии.
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
Компьютер, экран, зеркало, листы бумаги, цветной мел, снежинки.
Предварительная работа:
Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки зимой.
Разучивание артикуляционной гимнастики «Путешествие Веселого Язычка» Разучивание пальчиковой гимнастики на зимнюю тематику.
І. Организационный момент.
Логопед:
- Ребята вы не замерзли, когда шли сегодня в детский сад?
- А почему вы не замерзли? (Потому что на нас теплая одежда.)
- А почему вы надели теплую одежду?
(Потому что наступила зима, стало холодно)
Логопед загадывает загадку:
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И надолго к вам пришла…..(Зима).
Логопед: Ребята, о ком идет речь в этой загадке? (О зиме)
(Слайд 1) « Красавица Зима»
(Слайд2) « Дома под снегом»
Логопед:
Снег кружится, снег ложится- Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И ,конечно, человек!
Логопед:
- Давайте скажем, зима, какая?
Дети:
Холодная, морозная, снежная, белая, веселая, волшебная, чудесная, великолепная, белоснежная и т.д.
Логопед: А это наш детский сад под снежным покрывалом:
(Слайд3) «Детсад зимой» (фото)
Логопед:
- Ребята, а хотели бы вы увидеть, какой зима бывает в лесу? (Да.)
- Сегодня мы с вами отправимся в сказочный зимний лес.
- Для того чтобы попасть в зимний лес, нам с вами нужно совершить «волшебный ритуал». В этом нам поможет «волшебное зеркало».
(Логопед подводит детей к зеркалу.)
Логопед:
-Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова»:
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас зеркало в зимний лес».
Логопед:
-Ребята, сейчас мы закроем глаза и превратимся в снежинки.
Дети закрывают глаза
Звучит сказочная мелодия.
ІІ. Ход занятия.
( слайд 4 ) «Зимний лес»
Логопед:
- Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в зимнем лесу. А зимой в лесу очень холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте мы с вами немного разомнемся
1. Артикуляционная гимнастика « Путешествие Веселого Язычка»
а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.
б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.
в) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач - кач!
г) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик – так.
д) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать цокать, как лошадка, вот так.
е) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятался.
ж) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой.
Логопед:
- Размялись немного? Теперь мы точно не замёрзнем.
2. Беседа по картине.
(Слайд 5) «Зимний лес»
Перед детьми открывается сюжетная картина «Зима».
- Ребята, давайте посмотрим на наш зимний лес.
Звучит музыка. Вальс из к/ф «Амели»
Логопед: Какое время года наступило?
Дети: Наступила зима.
Логопед. Что зима сделала с лесом?
Дети: заколдовала, запорошила, заморозила.
Логопед:
-Ходит зима по лесу , ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает.
Логопед: Какой лес?
Дети: заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.
Логопед: Что падает на землю?
Дети: На землю падает снег.
Логопед: Где лежит снег?
Дети: Снег лежит на земле (на кустах, на деревьях, на ветках, на пеньках и т.п.)
(Слайд 6)
Логопед:
-Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы. Надела им на верхушки белоснежные шапки, а на ветки – пуховые варежки.
(Слайд 7)
Логопед:
-И на рябину белое покрывало накинула.
Так хорошо получилось!
(Слайд 8)
Логопед:
-Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется никто не живёт в лесу. Тишина…
Логопед:
-Ребята, а кто живет в зимнем лесу?
(Дети называют диких животных наших лесов.)
Логопед:
- Какие это животные? (дикие)
( На экране поочередно появляются слайды белки, волка, лисы и зайца. Логопед озвучивает их)
(Слайд 9) «Лиса»
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(Слайд 10) «Заяц»
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? …
(Слайд 11) «Белка»
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.
(Слайд 12) «Волк»
Злой, голодный, быстроногий
Весь от холода продрог.
Это страшный, одинокий
Бегает по лесу …
(Слайд 13) «Кабан»
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
С пятачком на носу.
Роет землю он в лесу.
(Слайд 14) «Лось»
Словно царскую корону,
Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.
3. Упражнение «Нарисуем зиму».
Логопед:
- Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? (Да.) (Слайд «Зимний лес»)
-А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет логопед, затем логопед и дети.)
- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)
- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)
- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)
- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)
4.Физкультминутка.
Логопед:
-Ребята, а вы видели как кружатся и летят снежинки ?
-Давайте попробуем покружиться вместе с ними:
Слайд «Танец снежинок» Играет мелодия В.А.Моцарта « Музыка Ангелов»
Логопед:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежинки, легкие пушинки,
В воздухе кружатся, на землю ложатся.
(Дети изображают снежинок, выполняют движения под музыку)
5. Лексико-грамматическое упражнение «Назови ласково».
Логопед: Я знаю, что вы любите зиму. Давайте мы назовем ее ласково.
Зима – зимушка,
снег – снежочек, снежок,
ком – комок, комочек,
снеговик – снеговичок,
облако – облачко,
горка – горочка.
снежинка – снежиночка
6. «Нарисуем портрет вьюги».
(Слайд «Вьюга», звучит шум ветра, завывания вьюги)
Логопед:
- Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу.
- Ребята, чтобы вьюга на нас не сердилась, мы с вами сейчас нарисуем её портрет. Вспомним «песенку вьюги» («у-у-у») и нарисуем, как она кружит.
Листы бумаги (синий картон) и мелки лежат на полу. Дети начинают рисовать.
Логопед:
- Замечательные у вас получились рисунки. Я думаю, вьюга не обидится, если мы возьмём их с собой, ведь нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад».
Слайд « Детский сад», звучит сказочная мелодия.
( Дети закрывают глаза)
Логопед:
-Ребята мы снова с вами превратились в снежинок, чтоб добраться до детского сада.
- Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.
Итог занятия.
Логопед:
-На этом наше путешествие подошло к концу.
Вопросы детям:
- Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?
- Что мы с вами делали в зимнем лесу?
- О каком времени года мы сегодня говорили?
Логопед:
-Ребята, вы такие молодцы, столько выполнили заданий во время путешествия по зимнему лесу. Были очень активные и внимательные. За ваш труд Зима угощает вас волшебными сладкими снежками.
(Логопед раздает детям сладкие призы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, с диагнозом: ТНР (ОНР)
Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, с диагнозом: ТНР ОНР Тема: «Специальный транспорт» учитель-логопед Маслакова ...
Мастер-класс по использованию специального оборудования для игр с водой на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познав...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в зимнюю сказку"
Эмоционально-речевое развтие детей. Дети с помощью подсказок должны догадаться о какой сказке идет речь и в конце рассказать эту сказку с помощью мнемотаблиц....
Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тип занятия: квест-путешествие Тема: «Сказочные приключения»
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗТип занятия: квест-путешествиеТема: «Сказочные приключения»...
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.
Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....