Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда на тему: "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по развитию речи

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда с   детьми средней группы на тему: «Путешествие в зимний лес »


                                                                                                 
                                                               
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закреплять представления о зиме и её приметах.

- Уточнять и расширять словарь детей о зиме. (зима,  снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает).
- Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.

- Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

- Совершенствовать навык рассматривания картины.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, чувство ритма, зрительное внимание, мышление, память.

- Развивать творческое воображение, общую и тонкую моторику, артикуляционную моторику с согласованной работой рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоционально-радостного отношения к зимней природе.

- Формировать положительную установку на участие в занятии.
-Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование:
Компьютер, экран, зеркало, листы бумаги, цветной мел, снежинки.


Предварительная работа:

Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки зимой.

Разучивание артикуляционной гимнастики «Путешествие Веселого Язычка» Разучивание пальчиковой гимнастики  на зимнюю тематику.












І. Организационный момент.

Логопед:
- Ребята вы не замерзли, когда шли сегодня в детский сад?

- А почему вы не замерзли? (Потому что на нас теплая одежда.)

- А почему вы надели теплую одежду?
(Потому что  наступила зима, стало холодно)

Логопед загадывает
загадку:
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И надолго к вам пришла…..(Зима).

Логопед: Ребята, о ком идет речь в этой загадке? (О зиме)
(Слайд 1) « Красавица Зима»
(Слайд2) « Дома под снегом»
Логопед:
Снег кружится, снег  ложится- Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И ,конечно, человек!

Логопед:
- Давайте скажем, зима, какая?
Дети:
Холодная,  морозная, снежная, белая, веселая, волшебная, чудесная, великолепная, белоснежная и т.д.

Логопед: А это наш детский сад под снежным покрывалом:
(Слайд3) «Детсад зимой» (фото)

Логопед:
- Ребята, а хотели бы вы увидеть,
какой зима бывает в лесу? (Да.)
- Сегодня мы с вами отправимся в сказочный зимний лес.
- Для того чтобы попасть в зимний лес, нам с вами нужно совершить «волшебный ритуал». В этом нам поможет «волшебное зеркало».
(Логопед подводит детей к зеркалу.)
 
Логопед:  
-Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова»:

 «В зеркале я отражусь,

                                      Где захочу, там и окажусь.

                                      Перенеси нас зеркало в зимний лес».
Логопед:
-Ребята, сейчас мы закроем глаза и превратимся в снежинки.
Дети закрывают глаза
Звучит  сказочная  мелодия.
ІІ. Ход занятия.

( слайд 4 ) «Зимний лес»



Логопед:
- Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в зимнем лесу. А зимой в лесу очень холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте мы с вами немного разомнемся

1. Артикуляционная гимнастика « Путешествие Веселого Язычка»

а) Вышел язычок на улицу. Ай!  Холодно! И спрятался в домик.

б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.

в) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач - кач!

г) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик – так.

д) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать цокать, как лошадка, вот так.

е) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и      обратно спрятался.

ж) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой.
Логопед:

- Размялись немного? Теперь мы точно не замёрзнем.

  2. Беседа по картине.
(Слайд 5) «Зимний лес»

Перед детьми открывается сюжетная картина «Зима».

- Ребята, давайте посмотрим на наш зимний лес.

Звучит музыка. Вальс из к/ф «Амели»
Логопед: Какое  время года наступило?

Дети: Наступила зима.
Логопед. Что зима сделала с лесом?
Дети: заколдовала, запорошила, заморозила.
Логопед:
-Ходит зима по лесу , ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает.
Логопед: Какой лес?
Дети: заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый.
Логопед: Что падает на землю?
Дети: На землю падает снег.
Логопед: Где лежит снег?
Дети: Снег лежит на земле (на кустах, на деревьях, на ветках, на пеньках и т.п.)
(Слайд 6)
Логопед:
-Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы. Надела им на верхушки белоснежные шапки, а на ветки – пуховые варежки.
(Слайд 7)
Логопед:
-И на рябину белое покрывало накинула.
Так хорошо получилось!
(Слайд 8)
Логопед:
-Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка-зима. Кажется никто не живёт в лесу. Тишина…

Логопед: 
-Ребята, а кто живет в зимнем  лесу?
(
Дети называют диких животных наших лесов.)



Логопед:
-
 Какие это животные? (дикие)
( На экране поочередно появляются слайды  белки, волка, лисы и зайца. Логопед озвучивает их)

(Слайд 9)  «Лиса»
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..

(Слайд 10) «Заяц»
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? …

(Слайд 11) «Белка»
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.

(Слайд 12) «Волк»
Злой, голодный, быстроногий
Весь от холода продрог.
Это страшный, одинокий
Бегает по лесу …

(Слайд  13) «Кабан»
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
С пятачком на носу.
Роет землю он в лесу. 

(Слайд 14) «Лось»
Словно царскую корону, 
Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый. 
Любит снежные луга.

  3. Упражнение «Нарисуем зиму».
Логопед:

- Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? (Да.) (Слайд «Зимний лес»)

-А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет логопед, затем логопед и дети.)

- Посмотрите, как красиво  идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)

- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)

- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)

- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)

4.Физкультминутка.
Логопед:
-Ребята, а вы видели как кружатся и летят снежинки ?
-Давайте попробуем покружиться вместе с ними:
Слайд «Танец снежинок» Играет мелодия  В.А.Моцарта « Музыка Ангелов»
Логопед:
На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

 И летят снежинки, легкие пушинки,

 В воздухе кружатся, на землю ложатся.
(Дети изображают снежинок, выполняют движения под музыку)

5.  Лексико-грамматическое упражнение «Назови ласково».

Логопед: Я знаю, что вы любите зиму. Давайте мы назовем ее ласково.

Зима – зимушка,

снег – снежочек, снежок,

ком – комок, комочек,

снеговик – снеговичок,

облако – облачко,

горка – горочка.

снежинка – снежиночка

6. «Нарисуем портрет вьюги».

(Слайд «Вьюга», звучит шум ветра, завывания вьюги)

Логопед:

- Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу.

 - Ребята, чтобы вьюга на нас не сердилась, мы с вами сейчас нарисуем её портрет.      Вспомним «песенку вьюги» («у-у-у») и нарисуем, как она кружит.

  Листы бумаги (синий картон) и мелки  лежат на полу. Дети начинают рисовать.

 Логопед:

- Замечательные у вас получились рисунки. Я думаю, вьюга не обидится, если мы возьмём    их с собой, ведь нам пора возвращаться в детский сад.

 Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь,

                                     Где захочу, там и окажусь.

                               Перенеси нас, зеркало,

                               Обратно, в детский сад».

Слайд « Детский сад», звучит  сказочная мелодия.
( Дети закрывают глаза)
Логопед:
-Ребята мы снова с вами превратились в снежинок, чтоб добраться до детского сада.

      - Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.

     



Итог занятия.
Логопед:
-На этом наше путешествие подошло к концу.

Вопросы детям:

- Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?

- Что мы с вами делали в зимнем лесу?

- О каком времени года мы сегодня говорили?

Логопед:
-Ребята, вы такие молодцы, столько выполнили заданий во время путешествия по зимнему лесу.  Были очень активные и внимательные.  За ваш труд Зима угощает вас волшебными сладкими снежками.
(Логопед  раздает детям сладкие призы)





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, с диагнозом: ТНР (ОНР)

Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда с детьми подготовительной группы, с диагнозом: ТНР ОНР   Тема: «Специальный транспорт»   учитель-логопед Маслакова ...

Мастер-класс по использованию специального оборудования для игр с водой на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познав...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в зимнюю сказку"

Эмоционально-речевое развтие детей. Дети с помощью подсказок должны догадаться о какой сказке идет речь и в конце рассказать эту сказку с помощью мнемотаблиц....

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия  учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тип занятия: квест-путешествие Тема: «Сказочные приключения»

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗТип занятия: квест-путешествиеТема: «Сказочные приключения»...

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда.

Анализ коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда....