СТАТЬЯ "Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста".
статья (младшая группа)

Галынская Вероника Станиславовна

В статье описаны этапы развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Краткая характеристика каждого этапа у детей раннего возраста. Роль взрослого в развитии игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

        СТАТЬЯ        

 "Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста".

        

Сюжетно - ролевая игра - это ведущая деятельность дошкольника, в которой он отражает свои впечатления об окружающей социальной действительности.

Сюжетно - ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры:

1) до 2-х лет - предметная игра

2) от 2 до 3 лет - развитие игровых действий (понарошку).

3) от3 до 4 лет - этап принятия роли.

4) от 4 до 5 лет - этап ролевого взаимодействия.

5) от 5 до 6 лет - этап сюжетосложения.

Вместе с игрой развивается и сам ребенок. На первом году жизни ребенка начинается этап развития предметной игры:

  • Развивается предметно- игровая деятельность (ознакомитель-ная игра со своим телом: руками, ногами).
  • Появление манипулирования с предметами и игрушками (стучит, обследует, бросает...)
  • С 9-10 месяцев появляется отобразительная игра (качает, кормит куклу)
  • У многих игра носит разрушительный характер (т.к. это единственно доступный для ребенка на данном этапе способ проявления активности в игре, а не проявление агрессии).
  • Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.

Роль взрослого в данный период:

  • Общение с ребенком;
  • Обучение игровым и предметным действиям;
  • Создание развивающей среды для активной предметной и игровой деятельности.

Со второго года жизни у ребенка начинается этап отобразительной игры:

  • На 2- м году жизни развивается ходьба. Ребенок любит много двигаться, ориентироваться в окружающем, перетаскивать предметы;
  • Манипулируют с открывающимися коробками, ящиками, вкладышами.
  • Дети повторяют действия, показанные взрослым и начинают самостоятельно воспроизводить увиденное в жизни (кормление, укладывание спать куклы...) т.е. развивается отобразительная игра.
  • Ребенок многократно повторяет одни и те же действия ("круговые сюжеты").
  • Появляются первые попытки конструирования с игрушками-вкладышами.
  • Ребенок постоянно ищет взрослого для игры и развлечения.
  • Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.

Роль взрослого заключается в:

  • Обогащении ребенка яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;
  • Показа способов игровых и предметных действий;
  • Подборе и правильном размещении игрового материала.

Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно - отобразительной игры, которая предшествует становлению сюжетно- ролевой игры.

  • В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;
  • Появляются простые сюжеты из 2-3 взаимосвязанных действий (уже не круговые) ;
  • Роли пока нет (ребенок не осознает ее);
  • Идет активная подготовка к принятию роли: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание ребенка, развивается воображение. Малыш начинает понимать, что оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль.
  • Сверстник в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов - завладеть игрушкой.

Основные задачи взрослого заключаются:

  • В развитии целенаправленной игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия.
  • Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать действиями с ними.
  • Готовить детей к принятию роли;
  • Поддерживать интерес к игре.

В начале года игры детей не продолжительны (3-6 мин.), но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 мин.)

Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.

        В начале года ребенок в игре называет себя своим именем, то к концу года, как правило отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает ( я- доктор). Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, затем цепочки становятся более продолжительными, обогащается содержание игры. Основной задачей взрослого является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть оставлена прямо: "Уложи куклу спать", может быть сформулирована в косвенной форме: "Кукла хочет спать", а затем и менее конкретно: "Кукла устала"- в этом случае ребенок ищет решение сам. Одна игровая задача может решаться разными способами, можно решить показывая и (или) называя игровое действие. Далее задачу нужно усложнить. Затем ребенка следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета - заместителя. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:

  • Один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;
  • Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;
  • Используется несколько заместителей;
  • Используются нарисованные предметы;

Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Технология сюжетно-ролевых игр во второй группе раннего возраста"

Дошкольное детство - большой о резок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

«Развитие сюжетно-ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5лет)»

Презентация по проекту "Развитие сюжетно - ролевых игр в группе детей дошкольного возраста (4-5 лет)"...

Статья: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка....

Статья. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через продуктивные виды деятельности.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структу...

Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"

Использование игр для развития мелкой моторики в разных видах деятельности....

Развитие речи через игры у детей раннего возраста

quot;Развитие речи через игры у детей раннего возраста"Проблема детей раннего возраста, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. В группе дети одного возраста имеют разли...