«Специфика руководства и особенности развития игр в центре «Вода – песок» с детьми раннего возраста»
учебно-методический материал

Ергина Ирина Николаевна

Актуальность. Основная деятельность дошкольника – игра, именно в ней он познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. Первые социальные игры ребенка возникают именно в песочнице. Строя что-то из песка, ребенок передает мир своей души, полон фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна.

Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Занятия с песком и водой  очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей. Детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. А это так важно в период адаптации к детскому саду! Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как «много»- «мало», «быстро-медленно», «короткий- длинный», «высокий- низкий».

Малыши проводят эксперименты: льют, пересыпают из одной емкости в другую, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Дети видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Малыши очень любят эти игры – эксперименты.

Знакомство со свойствами воды и песка на занятиях нужно проводить поэтапно:

 

 

  1. этап: привлечь внимание малыша к тактильному объекту.
  2. этап: показать, как обследовать объект.
  3. этап: дать малышу действовать самостоятельно.

Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста.

  Исходя из потребностей детей, мы ставим перед собой следующие задачи:

- снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации;

- установить доверительные отношения между педагогом и малышами;

- помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а также позитивные способы поведения и общения в детской группе;

- помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;

- осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения детей;

- способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса, общего фона настроения;

- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный опыт малышей;

- обеспечивать содержательное общение с взрослым, помочь установить социальные контакты со сверстниками.

   Очень важно, до начала занятий, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой, песком и крупой:

- нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол;

- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);

- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как

переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

   Для организации  водных игр необходимо:

-  обеспечить безопасность и комфортные условия для детей;

- вода должна быть теплой и кипяченой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

- емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

- хорошо иметь для детей клеенчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

- материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах, на полках.

- после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

  Необязательно покупать специальные игрушки, это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим.

    Неоценимую помощь оказывают наши родители, обогащая развивающую среду.

   Рекомендуемые материалы для игр с водой:

- пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);

- предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры;

- природные материалы;

- стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;

- совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;

- сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);

- резиновые и поролоновые губки,  трубочки, пробки, венчики и многое другое.

 

Примерные игры с водой:

- переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой, спринцовкой) и способами (губкой, резиновой перчаткой, воронкой);

- наливание воды в разные емкости (чашку, бутылочку, кастрюльку);

- веселая рыбалка (вылавливание удочкой с магнитом рыб);

- тонет – не тонет (игры на экспериментирование);

- игры с мыльными пузырями (пускание пузырей с помощью соломинки, воронки, взбивание пены венчиком: «Поймай пузырь на ладошку»,  «Чей пузырь больше?» «Чей пузырь улетит дальше, выше»);

- игры с заводными плавающими игрушками, мельницей.

 

Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

- при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;

- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

- с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

 

Рекомендуемые материалы для игры с песком, сыпучими материалами:

- водонепроницаемый деревянный ящик 50x70x8 см или пластмассовый таз;

- чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок заполняет 1/3 емкости;

- вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;

- небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Игры с сыпучими материалами. В работе можно использовать различную крупу: манную, гречневую, перловую, горох.

Игры с песком:

- по очереди делать опечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны;

- скользить ладонями по поверхности песка выполняя зигзагообразные и кругообразные движения;

- пройтись ладошками по проложенным дорожкам оставляя на них свои следы;

- создавать руками разнообразные узоры;

- поочередно перебирать пальчиками по песку правой и левой рукой;

- поиграть на поверхности песка как на пианино.

- игра «Жучок» (опускаем ручки в песок и здороваемся в нем за руки);

- «Сокровище» ищем сокровище на дне песка;

- «Песочный дождь»  (набираем песок в ладошки и медленно высыпаем)

Таким образом, игры с водой и песком могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_vody-peska.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное учреждение № 11 «Созвездие» Специфика руководства и особенности развития игр в центре «Вода - песок» с детьми раннего возраста Воспитатель группы раннего возраста Ергина И.Н.

Слайд 2

Актуальность. Основная деятельность дошкольника – игра, именно в ней он познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. Первые социальные игры ребенка возникают именно в песочнице. Строя что-то из песка, ребенок передает мир своей души, полон фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна. Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Слайд 3

Знакомство со свойствами воды и песка на занятиях нужно проводить поэтапно: 1 этап : привлечь внимание малыша к тактильному объекту . 2 этап : показать, как обследовать объект . 3 этап : дать малышу действовать самостоятельно.

Слайд 4

Задачи: - снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации; - установить доверительные отношения между педагогом и малышами; - помочь каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности; - развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогащать сенсорный опыт малышей.

Слайд 5

Центр «Воды – песка»

Слайд 6

Правила поведения: - нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок (крупу) на пол; - нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу); - после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Слайд 7

Игры с водой Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению.

Слайд 12

Игры с песком, сыпучими материалами также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта. - при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние; - развитие мелкой моторики и тактильно- мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти; - с развитием тактильно- мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста.

Использование авторских дидактических игр для развития сенсорного восприятия и развития моторики рук в работе с детьми раннего возраста....

Особенности развития взаимодействия детей друг с другом в раннем возрасте

В современном мире все большее внимание уделяется изучению различных средств развития взаимодействия детей третьего года жизни, так как большинство исследователей отмечает, что именно в эт...

Статья "Особенности организации работы по этноэкологическому образованию с детьми раннего возраста"

 Воспитывать любовь к природе необходимо начинать с  раннего возраста, статья содержит задачи приследуемые при организации работы по этно- экологическому образованию с детьми раннего ...

Особенности развития моторики умственно отсталых детей младенческого и раннего возраста в соотносительном с нормой аспекте

Установлено, что становление психомоторных функций здоровых детей и детей с интеллектуальной недостаточностью имеет много общего. Приближение к нормальным тенденциям этого процесса набл...