Роль проектной деятельности в развитии мелкой моторики у детей 4 – 5 лет.
методическая разработка (средняя группа)
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
В данном материале я познакомлю Вас как можно спланировать работу по развитию мелкой моторики у детей 4 -5 лет на примере работы кружка «Умелые ручки». Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы кружка, а также интересные формы работы с родителями по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Структурное подразделение кафедра дошкольного образования
Роль проектной деятельности в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Итоговая работа
Срок обучения с «25» января 2018г. по «22» марта 2018г.
Исполнитель:
Муняева Людмила Николаевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1 «Теремок»
г. Междуреченска
munyaeva_lyuda@mail.ru
Консультант:
Новикова Светлана Владимировна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного образования
Кемерово 2018
Содержание:
Введение…….…….……………………………………..3-5
- Актуальность………………………………………6-7
- Цель и задачи ……………………………………..8
- Перечень основных мероприятий ……………….9
Заключение………………………………………………10
Литература……………………………………………….11-12
Приложения……………………………………………...13-30
Роль проектной деятельности в развитии мелкой моторики у детей 4 – 5 лет.
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Введение
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Для привлечения родителей к данной работе повлияло желание организовать работу в группе так, чтобы родители были непосредственными участниками образовательной деятельности, а не сторонними наблюдателями. И поэтому было решено вести всю работу в виде проектирования.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития детей, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Данный метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста.
Работа в нашей группе ведется в течении года, было решено включать родителей и детей в проектную деятельность для полного взаимодействия.
Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Свою работу мы начали с того, что поставили для себя проблему, спланировали работу, занялись поиском нужной информации, материала, и попытались выстроить алгоритм решения данной проблемы.
Цель
Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
- Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Вся работа ведется как во время ОУД, так и в свободной деятельности.
Перечень основных мероприятий
- Упражнения без речевого сопровождения.
- Пальчиковые игры.
- Упражнения- игры: манипуляция с мелкими предметами, крупой, бусинками….
- Игры с мелким конструктором.
- Графические упражнения.
Вся работа планировалась так, чтобы учитывались все виды детской деятельности: то есть над развитием мелкой моторики работали во время ОУД, игровой, познавательно – практической деятельности. Учитывалась тематика недели, задачи, которые ставились на данном этапе, пожелания родителей. Поэтому во время работы над проектом был разработан перспективный план работы на год. Родители принимали активное участие: собрали пальчиковые игры по тематикам недели, которые мы включили в перспективный план.
В течении всего года так же проводились с родителями мастер – классы, совместные игры, круглый стол, домашние задания. Родители на протяжении всего года были активными участниками, делились своими впечатлениями, во время совместных встреч показывали фото и видеоотчеты о том, как они занимаются со своими детьми дома, к концу учебного года решено создать фотоальбом «С мамами играем – пальчики свои мы развиваем».
Заключение
Наша работа дала положительные результаты: у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются. Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании. Родители научились объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Литература
1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ Е.А. Алябьева - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2. Борисенко, М.Г.. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики)/ М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина -СПб.: "Паритет", 2003. – 144 с. – (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
3. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить/ Г.Г. Галкина , Т.И. Дубинина – М.:Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с.
4. Стребелева, Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов/ Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
5. Картушина, М.Ю. Логоритмика для малышей/ М.Ю. Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития)
6. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду/ М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
7. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста/ Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО, 2006. – 92 с.: ил. – (Популярная логопедия)
8. Романов, А.А. Игры с указательным пальцем для детей. Карточки с игровыми задачами: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей./ А.А. Романов – М.: "Плэйт"; 2005. – 48 л.: ил.
9. Тимофеева, Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики/ Е.Ю. Тимофеева, Е.И. Чернова– СПб.: Корона принт; М.: Бином – Пресс, 2006. – 32 с.; ил.
10. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В. Узорова – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003. – 127, [1] с.
11. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь./ В.В. Цвынтарный – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
Интернет ресурсы:
1. Жуланова, В. А. Развитие мелкой и крупной моторики на основе телесно- ориентированного подхода» для детей 2-4лет [Электронный ресурс], - http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2012/10/18/razvitie-melkoy-i-krupnoy-motoriki-na-osnove-telesno
2. Кудряшова, А. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР [Электронный ресурс], - http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-s-onr.html
3. Бурлакова, Е.В. Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц ОНР [Электронный ресурс], https://infourok.ru/proekt-razvitie-melkoy-motoriki-kak-sredstvo-korrekcii-rechevih-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-pri-pomoschi-pugovic-375006.html
4. Конышина, Е.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности [Электронный ресурс], - http://www.detsadclub.ru/13-vospitatelu/proektnaya-deyatelnost/2577-pedagogicheskij-proekt-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-teatralnoj-deyatelnosti
5. Галкина, Е.И. Проект «Ловкие пальчики» [Электронный ресурс], - http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/3110-proekt-lovkie-palchiki-razvitie-melkoj-motoriki-ruk.html
Приложение
Перспективное планирование кружка «Умелые ручки» у детей 4 – 5 лет.
Дата. | Тематика недели. | Содержание работы. | |
сентябрь | 1-2 недели | Педагогические наблюдения. Выявление проблемы. Составление плана работы компонентов образовательного процесса. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребенка. | |
3 неделя 20.09 | «Овощи» | 1. П/И «У Зиночки в корзиночке». 2. Д/И «Что в комочке» - овощи. 3. Загадки и отгадки – раскраски, обводилки (овощи) 4. Развивающий коврик «Наш огород». 5. Спичечная мозаика «Забор в огороде» | |
4 неделя 27.09 | «Фрукты» |
| |
Октябрь | 1 неделя 4.10 | «Игрушки» | 1. П/И «Игрушки». 2.Д/И «Бусы для Кати». 3.С/М, геометрический планшет: «Домик для Кати». 4.Штриховка и раскраска на тему: «Игрушки». |
2 неделя 11.10 | «Кладовая леса» | 1.П/И «Белочка». 2.Д/И «Что в комочке?». 3. С/М, геометрический планшет: «Лес». 4.Лабиринт: «Грибок». | |
3 неделя 18.10 | «Семья». | 1. П/И: «Дружная семейка». 2. Пальчиковый театр: «Семья». 3. Раскраска: «Петушиная семейка» 4.Графическое упражнение: «Цветы для мамы». 5.Д/И: «Наведем порядок на кухне»-разобрать фасоль и горох. | |
4 неделя 25.10 | «Мебель. Посуда». | 1. П/И: «Мебельный магазин». 2. .Д/У: «Подбери осколок к чашке». 3.Лабиринт: «Чайник». 4.Графическое упражнение: «Побери узор к посуде». 5.раскраска с заданием: «Посуда ,мебель». | |
Ноябрь | 1 неделя 8.11 | «Сезонные наблюдения. Поздняя осень». |
|
2 неделя 15.11 | «Транспорт» |
| |
3 неделя 22.11 | «Одежда. Обувь. Головные уборы». |
| |
4 неделя 29.11 | «День матери» |
| |
Декабрь | 1 неделя 6.12 | «Безопасность всегда и везде». | 1. П/И: «Волшебник». 2. Лабиринт: «Помоги принцу добраться до принцессы». 3. Графическое упражнение: «продолжи узор». 4.Упражнение с ножницами: «Нарежь полоски разной длины». |
2 неделя 13.12 | «Профессии». | 1. П/И «Профессии». 2. Графическое упражнение: «Помоги водителю». 3. Раскраски: «Профессии». 4. Д/И «Ателье» - вырезаем по контуру одежду. | |
3 неделя 20.12 | «К нам шагает Новый год». | 1. П/И «Лыжник». 2. Лабиринт «Помоги лыжнику найти елку». 3. Графическое упражнение: «Укрась елочку иголками». 4. Гирлянда на елку из цветной бумаги. | |
4 неделя 27.12 | «Здравствуй, Дед Мороз». | 1. П/И: «Мы на елке». 2. Лабиринт: «Помоги Деду Морозу добраться до елочки» 3. Графическое упражнение: «Раскрась снеговика мелкими штрихами». 4. Раскраска: «С новым годом». | |
Январь | 2 неделя 17.01.2018 | «Здравствуй, Зимушка – зима». |
|
3 неделя 24.01 | «Зима в лесу». |
| |
4 неделя 31.01 | «Животные Арктики». |
| |
Февраль | 1 неделя 7.02 | «Волшебница вода». | 1. П/И: « 2.раскраски: «Веселая тучка». 3.графическое упражнение: «Помоги рыбкам доплыть по дорожкам к своему домику». 4.Штриховка: «Заштрихуй по образцу». |
2 неделя 14.02 | «Военная техника». | 1.П/И: «Самолет». 2.раскраски: «Танк» 3.графическое упражнение: «Обведи по точкам» 4.С/М: «Ракета». 5.Геометрический планшет: «Ракета». | |
3 неделя 21.02 | «Мы – защитники отечества». | 1.П/И: «Кораблик» 2.раскраски; «Военная техника». 3.графическое упражнение: «Дорисуй танк». 4.Геометрический планшет: «Самолет». | |
4 неделя 28.02 | «Мамины руки». | 1.П/И: «Этот пальчик». 2.Лабиринт: «Помоги цыпленку добраться до мамы». 3.рисование: «Мама и сыночек» 4.Графическое упражнение: «Проведи насекомых по дорожкам». | |
Март | 1 неделя 7.03 | «Мамин праздник». |
|
2 неделя 14.03 | «Дымковская игрушка». |
| |
3 неделя 21.03 | «День земли». |
| |
4 неделя 28.03 | «Театральная весна» |
| |
Апрель | 1 неделя 4.04 | «Цветущая весна» |
|
2 неделя 11.04 | «Птицы – наши друзья». |
| |
3 неделя 18.04 | «Любимые книги». |
2.Д/У. Расскажи сказку : «Теремок». 3.Лабиринты: «Помоги детям убежать от лебедей». 4.Раскраски: «Колобок». | |
4 неделя 25.04 | «Праздник пасхи». |
2.Д/У: «Нарисуй по образцу». 3.Лабиринт: «Помоги цыпленку добраться до шляпки». 4.раскраски: « | |
Май | 1 неделя 9.05 | День Победы! |
самолет, танк».
|
2 неделя 16.05 | «Времена года» |
| |
3-4 недели | Педагогические наблюдения. Выявление положительных результатов. Коррекция компонентов образовательного процесса. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребенка. |
Анкета для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет 3.
Какие игры используете для развития моторики рук дома?
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Какой нетрадиционный материал используете в работе?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
5. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду
- ТВ
- В интернете
- Подсказывает своя интуиция
6. Как ребенок выполняет задания игры?
- Пассивно
- Активно
7. Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
8. Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
9. Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Нет
- Не знаю
Мастер класс: «Развитие мелко – моторных навыков как средство успешного развития ребенка».
Дорогие наши Мамы, начинаем наш мастер – класс.
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми видами игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Для этого нам необходимо разделиться на несколько подгрупп (участники делятся на подгруппы, проходят за столы)
Первый стол:
Развивающий коврик «Новогодняя елочка»: участники изготавливают из фетра игрушки на елку.
Второй стол:
Математический планшет «Геометрик»: участники рисуют резиночками картину «Сказочный лес».
Третий стол:
«Пескотерапия» - найдите буквы и составьте из них слово, которое характеризует каждого ребенка ( любознательность).
Четвертый стол:
«Пальчиковый театр» - Давайте представим, что ваш ребенок не делится игрушками с другими детьми…. Попробуйте разыграть с ним сценку используя пальчиковый театр.
Прежде чем начать нашу работу, я хочу попросить взять лист плотной бумаги со стола и обеими руками, как будто лепим снежок, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой).
В ручку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём.
(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори!
(Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхнём,
И опять играть начнём!
Вопросы воспитателям:
- Для чего мы делали это упражнение?
- Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие мелко – моторных навыков как средство успешного развития ребенка».
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о разных способах развития мелкой моторики у детей.
И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.
Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога:
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается различными упражнениями и играми, направленными на развитие мелко – моторных навыков?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Как я уже говорила ранее, сегодня мы будем говорить о разных видах деятельности, направленных на развитие мелкой моторики рук у малышей.
1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. (Фото работы детей)
- Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
2. «Прищепки» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета. Самомассаж с прищепками: прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. У вас на столе лежат прищепки, каждый возьмите по прищепке и начинаем. После 1-го двустишия – смена рук (упражнение выполняют участники, которые не работают за столами)
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»
3. Математический планшет «Геометрик» прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек, ваш ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Игра способствует развитию логики и мелкой моторики. На начальном этапе дети просто учатся надевать резиночки, рисуют по образцу простые предметы. Ну а в дальнейшем рисуют замечательные картины. Одну из таких картин сегодня выполнили наши участники (показ)
4. «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность. Эту работу нам продемонстрируют наши родители (просмотр фотоматериалов с домашним заданием: семья Алисы М. и Влада К.)
5. «Работа с песком» - развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;
Участники нашей встречи выполняли следующее задание: они находили буквы в песке и составляли из них слово, которое характеризует каждого ребенка.
- Какое слово у вас получилось? (любознательность)
- Почему я сказала, что это слово характеризует каждого ребенка?
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. А ведь если направить это качество в нужное русло, оно даст свои результаты, которыми будут довольны и сами дети, и, конечно же, Вы, уважаемые родители.
Вопрос: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
6. Пальчиковый театр: развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности. Используя пальчиковый театр можно не только доставить ребенку радость, но и решить ряд воспитательных задач. Наши участники сейчас разыграют перед нами небольшую сценку, а мы попробуем угадать, какой воспитательный характер она носит.
7. «Развивающие коврики» В прошлом году у нас был проведен мастер – класс по изготовлению развивающих ковриков. Давайте посмотрим, как наши дети играют с этими ковриками.(Фото)
- Участники нашего ток – шоу сегодня изготовили еще один развивающий коврик «Новогодняя елочка». Посмотрим, что у них получилось.
- А сейчас я попрошу остальных участников поделиться своим опытом:
– какие Вы используете игры и упражнения дома для развития у вашего ребенка моторики пальчиков (Обмен мнениями).
На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».
3часть. Рефлексия.
- Мы собрались с Вами в преддверии самого замечательного праздника – Новый Год. И у нас к вам предложение: давайте украсим нашу новогоднюю ёлочку волшебной гирляндой, которую сейчас соберем. Если вам сегодня было интересно – вы добавите в нашу гирлянду колечко красного цвета, если Вам было не очень интересно – добавьте колечко желтого цвета, ну а если Вы считаете, что ваше время потрачено зря – добавьте колечко синего цвета.
- С вашего позволения, я начну нашу гирлянду:
Мне приятно, что так много гостей пришло сегодня к нам;
Я рада, что вы были активными участниками, делились своим опытом. (2 колечка красного цвета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинговая деятельность по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В подготовительной группе мы уверены: если качественно подготовить руку ребенка к письму, по показателю высокого уровня достигшего 82% , то дети к концу учебного года будут...
Влияние нетрадиционных методов изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО...
Родительское собрание на тему: "Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей и воспитании любви к членам семьи".
Родительское собрание на тему: "Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у детей и воспитании любви к членам семьи"....
Статья "Проектная деятельность по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста"
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка....
Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...
Роль нестандартного оборудования в развитие мелкой моторики рук детей во второй группе раннего возраста
Выполняя пальчиками различные упражнения и играя, дети достигают хорошего развития во всех образовательных областях (в соответствие с ФГОС дошкольного образования):• Физическое развит...
Консультация для педагогов и родителей "Роль кинезиологии кинезиологии в развитии мелкой моторике у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация с комплексом упражнений...