Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
статья

Турлаева Светлана Николаевна

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          МДОУ «Ельниковский детский сад №1»

 

    «Детское экспериментирование

            как средство развития                

      познавательной активности  

                     дошкольников»

        Воспитатель: Турлаева С.Н.

Тема моего   профессионального самообразования  это «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

Способствует формированию интегративных качеств:

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе;  способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обеспечивает интеграцию образовательных областей:Познание,

коммуникация, чтение художественной литературы,  ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество.

Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность ,инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности

виды детского экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)

Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний и достижения практического результата.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ направленное и последовательное воспитание детей эстетической культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия и создание целостной картины мира.

Цели и задачи экспериментально-исследовательской  деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)

  • Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
  • Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
  • Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  •  Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности,наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Классификация детского экспериментирования

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
  • По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участкеПо причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
  • По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
  • По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
  • По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;

Особенности организации детского  экспериментирования в ДОУ

  • Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
  • Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
  • Важно учитывать  возрастные особенности  детей (темп работы, утомляемость).
  • Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
  • В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Создание условий для детского экспериментирования («Центр экспериментирования»)

  • неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
  • серии картин с изображением природных сообществ;
  • книги познавательного характера;
  • простейшие приборы;
  • коллекции;
  • материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Металл", "Бумага", "Свет", «Стекло"
  • природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
  • бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;  
  • материалы для художественного экспериментирования

Технология организации  совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение плана исследования.
  3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
  4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
  5. Организация исследования.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

  • Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  • Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
  • Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
  • Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
  • Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
  • Экспериментальные игры.
  • Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
  • Наблюдение природных явлений.

Для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Формы взаимодействия с родителями воспитанников

  • Анкетирование родителей
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
  • Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
  • Открытые мероприятия для родителей.
  • Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
  • Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: рисование  «Осень золотая », «Подарки осени», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

        

        В 2012 году Чепановой Т.М. и мною было разработано методическое пособие «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Оно получило экспертное заключение от районного методического совета управления образования  «Ельниковского района» и было рекомендовано для работы в дошкольных образовательных учреждений Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

        В 2013 году участвовала в открытом межрегиональном конкурсе образовательных программ и методических разработок по формированию исследовательских умений детей дошкольного возраста «Радуга открытий»  и получила диплом 1 степени.

В своем методическом пособии были раскрыты такие разделы

  • Вода
  •  Воздух
  •  Свет, цвет
  • Вес, притяжение
  • Звук
  •  Теплота
  •  Свойства материалов
  •  Преобразование

         В 2013 году принимала участие в конкурсе «Воспитатель года» и была признана победителем.

         Вашему вниманию представлена литература, которая может быть большим помощником по экспериментальной деятельности.  

         По познавательно- исследовательской деятельности в моей работе помощником служит серия книг О. Дыбиной,, а также программа «Ребенок и окружающий мир».

 

Обобщая опыт по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

«Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель    мира»                   ...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....