«Театрализованная деятельность в развитии дошкольного возраста»
статья
Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также коррекционных возможностях театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_v_razvitii_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность в развитии дошкольного возраста»
Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки,
просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Театрально-игровая деятельность способствует:
• формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитанию культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
• воспитанию у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитию эмоций;
• воспитанию этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
В кукольном театре дети видят знакомые персонажи (медведь, заяц, собака и т.д), которые оживают, говорят и у ребенка захватывает необычность такого зрелища.
Такой пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, а также вызывает у детей желание подражать положительным героям. Театр расширяет кругозор у детей и надолго остается в памяти. Лепка персонажей и целых сцен, развивает художественно-творческие способности ребенка.
По моему мнению, спектакль – это не простое развлечение. Его значение намного шире, ведь дошкольный возраст – это период формирования интересов, отношений к окружающему.
Театрально-игровая деятельность помогает:
• развитию разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитию памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.
В своей группе (возраст вторая младшая) пользуюсь театрализованной деятельности средствами выразительности:
- формирую простейшие образно-выразительные умения (например: имитировать характерные движения сказочных животных)
В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно-развивающие игры;
- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Актуальность театрализованной деятельности состоит в развитии творческих способностей дошкольника, она решает вопросы в развитии личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать состояние собеседника.
С самых ранних лет каждый малыш стремиться проявлять творчество. Для этого важно создать в ДОУ атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – это занятие трудоемкое, но результативное.
Важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной - имеет сюжетно-ролевая игра. Её особенность в том, что со временем дети уже не удовлетворяются только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Дети младших групп с интересом относятся к играм, так или иначе связанные с воплощением в роли.
В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». По мнению Л.С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации.
Л.С. Фурмина считает, что театрализованные игры это –представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.
В дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда сами дети в образе действующего лица исполняют первый тип театрализованных игр, к которым относится игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, ширма), а непредметные – второй тип, к которым относятся драматизации.
Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
- Метод моделирования ситуаций
- метод творческой беседы
- метод ассоциаций
Но общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста, как средство эстетического и нравственного воспитания »
Проект по театрализованной деятельности для дошкольников от 5 до 7 лет...
«Мини-музей как средство развития театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Стендовый доклад «Мини-музей как средство развития театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте
Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте...
«Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Формирование творческой активности и самостоятельной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры
Презентация театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...