«Театрализованная деятельность в развитии дошкольного возраста»
статья

Васкеева Оксана Даниловна

Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также коррекционных возможностях театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность в развитии дошкольного возраста»

Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки,

просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Театрально-игровая деятельность способствует:

• формированию положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитанию культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

• воспитанию у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

• развитию эмоций;

• воспитанию этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

В кукольном театре дети видят знакомые персонажи (медведь, заяц, собака и т.д), которые оживают, говорят и у ребенка захватывает необычность такого зрелища.

Такой пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, а также вызывает у детей желание подражать положительным героям. Театр расширяет кругозор у детей и надолго остается в памяти. Лепка персонажей и целых сцен, развивает художественно-творческие способности ребенка.

По моему мнению, спектакль – это не простое развлечение. Его значение намного шире, ведь дошкольный возраст – это период формирования интересов, отношений к окружающему.

Театрально-игровая деятельность помогает:

• развитию разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдению за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечивает взаимосвязь конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитию памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д.

В своей группе (возраст вторая младшая) пользуюсь театрализованной деятельности средствами выразительности:

- формирую простейшие образно-выразительные умения (например: имитировать характерные движения сказочных животных)

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры;

- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Актуальность театрализованной деятельности состоит в развитии творческих способностей дошкольника, она решает вопросы в развитии личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать состояние собеседника.

С самых ранних лет каждый малыш стремиться проявлять творчество. Для этого важно создать в ДОУ атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других.

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства – это занятие трудоемкое, но результативное.

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной - имеет сюжетно-ролевая игра. Её особенность в том, что со временем дети уже не удовлетворяются только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Дети младших групп с интересом относятся к играм, так или иначе связанные с воплощением в роли.

В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». По мнению Л.С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации.

Л.С. Фурмина считает, что театрализованные игры  это –представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.

В дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда сами дети в образе действующего лица исполняют первый тип театрализованных игр, к которым относится игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, ширма), а непредметные – второй тип, к которым относятся драматизации.

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

- Метод моделирования ситуаций

- метод творческой беседы

- метод ассоциаций

Но общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мини-музей как средство развития театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Стендовый доклад «Мини-музей как средство развития театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте...

Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...