Система работы по сюжетно - ролевой игре в младшей группе.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)
Система работы по сюжетно - ролевой игре в младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы по сюжетно - ролевой игре в младшей группе. | 32.43 КБ |
Система работы по сюжетно - ролевой игре в средней группе. | 19.14 КБ |
Система работы по сюжетно - ролевой игре в старшей группе. | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по сюжетно - ролевой игре в младшей группе.
Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни; способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами; в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.
Показывать способы ролевого взаимодействия, используя обучающие игры.
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для игр; дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.
Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счёт использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал; разнообразно действовать с ними.
Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.
Перспективный план по сюжетно-ролевой игре в младшей группе.
Сентябрь | Мы пришли в детский сад | Учить детей подбирать атрибуты для игры, брать на себя роль, обыгрывать определенные ситуации, применять в игре накопленный опыт | Атрибуты для игры, игрушки – заместители, куклы, машинки. | |
Детский сад | Наши куклы | Знакомство с куклами, запоминание имен кукол, придумывание имен куклам | Куклы. | |
С новосельем | Вызвать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию. | Кукла Вера, шкаф игрушечный, машина, одежда куклы. | ||
Старшая сестра | кукла просыпается, встает, умывается, идет на прогулку | Кукла, одежда для куклы | ||
Наводим чистоту в комнате у куклы. | Вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками. | Игрушка – кукла, посуда, плита, мойка. Игрушечный | ||
Перед сном | Укладывать куклу спать, петь колыбельную, качать, рассказывать сказки | Н.Ф.Губанова стр12 | ||
У куклы вари день рождения | Встречать гостей, провожать гостей, накрывать стол для гостей. | Н.Ф.Губанова стр.13 | ||
Октябрь | ||||
Семья | Мама пришла с работы | |||
Что у нас на обед | Учить детей расставлять посуду для обеда; обогащать речь детей; воспитывать желание заботиться о кукле; правильно расставить посуду на столе, постелить скатерть, поставить тарелки, чашки | Игрушечная посуда, кукла, скатерть, стулья Н.Ф.Губанова стр.18 | ||
Мама вызвала доктора. Дочка заболела, | Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура» | куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. | ||
Мама купает дочку | Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение; закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и навыки; обогащать словарный запас | ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки) | ||
Мама стирает одежду дочке. | Учить игровым действиям , стирать, вешать одежду. | Н.Ф.Губанова стр.15 | ||
Готовим обед для дочек | Учить детей называть столовую посуду, активизировать их речь, воспитывать культуру поведения во время еды, учить заботливо относиться к кукле. | Столовая посуда, предметы заместители | ||
Мама укладывает детей спать. | .Учить последовательно раздевать , укладывать спать, спеть колыбельную. | Кукла, постельное белье, кровать. Н.Ф. Губанова стр1 | ||
Мама покупает продукты в магазине | Учить принимать на себя роль мамы, ходить в магазин, покупать продукты, называть названия продуктов. | корзинки, муляжи овощей и фруктов, предметы заместители. | ||
Ноябрь | ||||
Шофер | «Кто шофер?» | Знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; | Различные машинки Н.Ф. Губанова стр.20 | |
Мы шоферы | учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; | |||
На стройке | Развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); | Машина грузовая, строительный материал. Н.Ф. Губанова стр. | ||
Мы водители автобуса | воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте. | |||
Автобус везет пассажиров в парк | Учить играть вместе, распределять роли, кто пассажир, кто водитель, строить автобус из стульчиков. | стулья, руль. | ||
Машина едет по улице | Учить детей катать машинку объезжая преграды, учить говорить «Я еду в гараж» или на дачу | Губанова стр.16 | ||
Шофер возит кукол на дачу | . Ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. | Куклы, различные машинки, стулья | ||
Дети едут на экскурсию через город. | Стихотворения А.Барто «Грузовик» Образно-пластический этюд «Едем на автомобиле» Игровые упражнения «Водитель объявляет остановки», «Пассажиры садятся в автобус», «Кондуктор продает билеты» | Куклы, различные машинки, стулья | ||
Автобус везет детей на елку | Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. | стулья, руль. | ||
Декабрь | ||||
Больница | Мы врачи | Знакомство детей с атрибутами больнички, для чего они нужны, что можно с ними делать, зачем нужны доктора. | куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик | |
Прием в кабинете врача. | Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками;
| куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик | ||
Процедурный кабинет. | Воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение выполнять игровые действия. | Н.Ф,Губанова стр.30 | ||
Мама пошла покупать лекарства в аптеку | Учить играть по ролям, кто больной, кто мама, кто фармацевт, мама покупает лекарства в аптеке. | |||
У зубного врача | Закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. | Н.Ф,Губанова стр.30 | ||
Вызов врача на дом | Привлечь внимание детей на куклу, которая не просыпается, вызвать врача, сделать укол, выздоровить куклу. | Н.Ф,Губанова стр.29 | ||
Лесная больница | Чтение Чуковского «Айболит», лечение зверушек – игрушек, распределение ролей | |||
Мама вызывает доктора домой | Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной); | термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик | ||
Куклы пришли на прием | Учить детей игровым действиям ,их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой | медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик | ||
Январь | ||||
Семья | Мама и дочка наряжаются в гости. | Показать действия: как одевать сарафанчики, косынки, приводить себя в порядок. | Кукла, сарафаны, косынки, шляпы, предметы заместители. | |
Мама отводит дочку в парикмахерскую. | Показать действия: мыть голову шампунем, вытирать, причесываться, смотреться в зеркало. | Расчески. | ||
Мама и дочка выступают перед гостями | Учить выступать перед детьми, гостями, рассказывать стихи, петь песенки. | косынки, сарафаны | ||
Папа – хороший хозяин | Учить провожать папу на работу, покормить его, говорить «Пока» | |||
Мама стирает, гладит белье. | Подражать трудовым и бытовым действиям, Учить выбирать и брать на себя определенную роль. Называть ее словами. | |||
Папа и мама убирают в комнате | Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам. | |||
Мама и дочка покупают продукты | Учить детей говорить названия овощей и фруктов в магазине. | |||
Февраль | ||||
Шофер | Шофер возит кукол по городу | Закрепление с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. | Куклы, различные машинки, стулья | |
Дети едут на экскурсию через город. | Стихотворения А.Барто «Грузовик» Образно-пластический этюд «Едем на автомобиле» Игровые упражнения «Водитель объявляет остановки», «Пассажиры садятся в автобус», «Кондуктор продает билеты» | |||
Автобус везет детей в зоопарк | Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. | |||
Грузовая машина везет строительный материал | Учить переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации: для постройки большого дома. | |||
Автобус везет пассажиров в парк | Учить играть вместе, распределять роли, кто пассажир, кто водитель, строить автобус из стульчиков. | |||
Покатаем кукол на машине | Учить называть части машины | |||
Постройка гаража для машин (автопарк) | Учить называть названия материала, определить величину и цвет материала. Учить строить большой гараж | |||
Мы едем в цирк на автобусе | Учить играть вместе, вместе строить автобус из стульев, учить говорить, кто куда едет. | |||
Март | ||||
Больница | .Игрушки у врача | Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной); в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. | Игрушки, кукла, зверушки. шапочка врача, халат врача, медицинские инструменты. | |
Кукла заболела | Привлечь внимание детей на куклу, которая не просыпается, вызвать врача, сделать укол, выздоровить куклу. | |||
Лесная больница | Чтение Чуковского «Айболит», лечение зверушек – игрушек, распределение ролей | |||
Я доктор- лечу больных | Учить играть с детьми, открывать и закрывать больницу, ставить градусник. | игрушечный фонендоскоп, шпатель, зеркало ЛОРа, градусник, зелёнка, стол, 2 белых халата для врача и медсестры, 2 белых шапочки, вата, бинт, шприц. | ||
Я- медсестра, делаю прививки | Знакомить детей с профессией медсестры. | |||
Катя заболела | Учить принимать участие в игре с куклой; развивать речь детей и обогащать словарный запас; | |||
Заболел медвежонок | Учить вести диалог с медвежонком | |||
К нам приехал доктор | Учить принимать больных по очереди, греть ушки, носик в кабинете | |||
Апрель | ||||
Семья | ||||
Я- папа шофер | Учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов | Машинки, столовая посуда, кукла | ||
Мама готовит обед | Учить детей называть столовую посуду, активизировать их речь, воспитывать культуру поведения во время еды, учить заботливо относиться к маме, распределять роли. | |||
Дочка простудилась | Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (дочка— мама); в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за дочку куклу | |||
У куклы день рождения | Учить правильно находить и отбирать посуду для чаепития; | |||
.Печем пирожки для кукол | Знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне | |||
Построим куклам дом | Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом | |||
Готовим обед для кукол | Учить находить в группе необходимые атрибуты для действий. | |||
Мама –парикмахер | Учить детей играть вместе. Дать понять, зачем нужно ходить в парикмахерскую. | |||
Построим куклам дом | Учить брать роль строителя, подбирать строительный материал по просьбе воспитателя | |||
Май | ||||
Шофер | Постройка гаража для машин (автопарк) | Учить возить на машине строительный материал для постройки гаража, называть названия материала, определить величину и цвет материала. | ||
Водитель везет мебель в новый дом | Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. | Н.Ф.Губанова стр.19(Р.в) | ||
Веселый автобус, прокатим лисичку в автобусе | Вовлечь в игру, дать представление о темпе движения, учить изображать голосом разные интонации. | Н.Ф.Губанова стр.47(Р.в) | ||
Едем все в магазин | Учить играть вместе, брать на себя роль водителя, пассажира. | Губанова стр.23(Р.в) | ||
Мы построим машину, мост для проезда | Учить детей собирать различные конструкции из крупного строительного материала. | Различные машинки, кепка водителя, стулья, строительный материал | ||
Гараж для машины | Учить обыгрывать постройки, играть вместе, не мешать другим, не ломать постройки других детей | |||
Мы едем в цирк на автобусе | Водитель проверяет исправность транспорта, следит за приборами, сообщает об опасности. Учить играть вместе, вместе строить автобус из стульев, учить говорить, кто куда едет | |||
Шофер (машинист) возит кукол | Учить строить железную дорогу, мост, платформу, обыгрывание поездки с игрушками. | |||
Медвежонок и зайка моют машину | Учить включиться в игровую ситуацию, в разговор с воспитателем Учить быть заботливым водителем. | Н.Ф.Губанова стр.20 | ||
Предварительный просмотр:
Система работы по сюжетно - ролевой игре в средней группе.
Развитие игровой деятельности
Сюжетно-ролевые игры. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей. Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Сюжетно – ролевые игры организуются во время НОД, прогулки, в первую и вторую половину дня в совместной со взрослым деятельности и индивидуальной деятельности.
План сюжетно – ролевых игр
Название игр. | Содержание игровых навыков и умений. | Методические приемы. |
Сентябрь «Детский сад» | Воспитатель встречает детей, играет с ними в подвижные игры. | Беседа «Наша группа» «Д\и «Что есть в нашей группе» Игра –ситуация « Детский сад встречает детей» |
«Семья» | Мама готовит еду, идет с дочкой в кукольный театр. | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Кто дома ухаживает за детьми» Д\и «Угостим куклу чаем» «Накормим Карлсона обедом» Чтение «» Игра-ситуация «Вежливые соседи» |
Октябрь «Транспорт, строительство» | Шоферы берут машину, заправляют бензином, ездят осторожно, чтобы не наехать на людей ,возят материалы на строительство .Строители строят гараж | Целевая прогулка по улице, наблюдение за транспортом Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что возят и как работают разные машины» Чтение В.Берестов «Про машину» Д\и «На чем люди ездят» «Опиши и назови» Продуктивная деятельность «Построим большой автомобиль» «Грузовик для кота» |
«Семья» | В гости приехала бабушка на день рождения внучки. В семье отмечают день рождения дочки: накрывают праздничный стол, дарят подарки, читают стихи | Беседы: «Мой день рождения» «У меня есть бабушка» Д\и «Расскажем Вини-Пуху .как надо встречать гостей» Продуктивная деятельность «Печенье к чаю» Игра-ситуация «Печем каравай» |
«Кукольный театр» | Показ детьми знакомой сказки в д/ саду. | Беседа «Как мы были в кукольном театре» Чтение сказок для подготовки и показу детьми, работа над выразительностью речи и техникой показа. Продуктивная деятельность «Билеты в кукольный театр» Игра –ситуация «Сыграем в театр» . |
Ноябрь Магазин «Детский мир» | Открылся новый магазин для детей. | Игра-ситуация «Где живут игрушки» |
«Парикмахерская» | Работают мужской и женский залы. Мастера стригут, бреют, моют голову ,причесывают клиентов. Они вежливы и внимательны | Показ приемов работы. Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую»Д\и «Красивые прически для куклы» «Поучимся завязывать бантики» «Подбери бант для куклы» Продуктивная деятельность «Расческа для Шарика» |
«Семья» | Дочка заболела. Папа везет дочку с мамой в поликлинику. | Рассматривание иллюстраций. «Моя семья» Игра – ситуация «Что полезно для здоровья» |
Декабрь Поликлиника | Врач принимает больных в поликлинике :осматривает горло, прослушивает .выписывает рецепт. Медсестра делает уколы | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы ходили в кабинет медсестры»Продуктивная деятельность «Рецепты врача» |
«Семья» | Мама с дочкой наряжают елку. Мама отводит дочку в парикмахерскую, покупает в магазине еду, готовит обед, встречает гостей. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы готовимся к Новому году» «Как надо встречать гостей» Продуктивная деятельность «Новогодние сувениры »Игра-ситуация «Новогодний концерт» |
Мастерская | Сломались детские лопатки понесли в мастерскую д\с | Игра-ситуация «Мелкий ремонт» |
Январь «Транспорт, строительство» | Водители ездят на разных машинах: легковых, грузовых, такси, скорой помощи .пожарных, соблюдают правила дорожного движения. Водитель автобуса объявляет остановки. Пассажиры заходят в автобус ,оплачивают проезд. | Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Разные машины ездят по городу» «Наш друг светофор» |
«Семья» | Фото выставка «Моя семья» Д\и «Какая твоя мама»ЧтениеЕ.Благинина «Аленушка» | |
Февраль «Магазин посуды » | В магазине продаются кухонная, чайная, столовая посуда и столовые приборы. Покупатели покупают посуду, платят деньги | Беседа «Какая бывает посуда». Д\и «Для чего такая посуда» Продуктивная деятельность «Чайный сервиз» |
«Детский сад» | Воспитатель встречает детей «К нам гости пришли » | Беседа «Мы умеем вежливо разговаривать » Чтение В.Осеева «Волшебное слово» |
«Театр» | Артисты репетируют концерт Билетер проверяет билеты, рассаживает зрителей .Артисты читают стихи ,поют песни, танцуют. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я ходила в театр»Разучивание стихов ,повторение песен .Продуктивная деятельность «Билеты в театр» |
Март. «Скорая помощь» | Врач приезжает на машине скорой помощи ,осматривает прослушивает, делает укол, выписывает рецепт на лекарство . | Рассматривание иллюстраций Рассказ воспитателя «Скорая помощь» Продуктивная деятельность «Машина скорой помощи» |
«Семья» | Праздник 8 марта. Дети готовят подарки, поздравляют маму и бабушку. Мама накрывает праздничный стол. Дети читают стихи | Беседа «Как мы отмечали мамин праздник в д \саду» «Как вы поздравляли маму дома»Чтение стихов о маме и бабушке .Продуктивная деятельность «Подарки » |
« Почта» | Мама с дочкой встречают почтальона. | Рассматривание иллюстраций «Почта» Рассказ воспитателя, для чего нужна почта. Д\и «Как отправить посылку» Игра –драматизация «На почте» |
Апрель «Детский сад» | Дети, родители и воспитатели убирают участок, потом играют в подвижные игры | Беседа «Наш красивый участок» |
«Поликлиника» | Родители приводят детей к врачу, он осматривает детей .измеряет рост. | Беседа «Как нам измеряли рост и вес», «Что делать если поранился» Чтение :А .Барто «Мы с Тамарой» |
«Аптека» | Родители и дети приходят в аптеку, покупают лекарства. В аптеке продают мази,микстуру,таблетки | Рассматривание иллюстраций «Аптека» Рассказ воспитателя «Что продают в аптеке». Д\и «Что лишнее» |
«Магазины разные» | Продавцы предлагают разные товары .Покупатели приобретают продукты ,игрушки ,посуду. | Беседа : «В новом магазине много нового» Д\и «Поучим зайку правильно разговаривать с продавцом» |
Май «Детский сад» | Весенний праздник. Дети поют песни, читают стихи .танцуют | Беседа : «Наш весенний праздник»Продуктивная деятельность «Весенние цветы для праздничного оформления». |
«Больница для зверей» | Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу .Ветеринар лечит животных. | Беседа «Больница Айболита» Чтение :К.Чуковского «Айболит»Продуктивная деятельность «мое любимое животное» |
«Семья» | Экскурсия в парк ,родители и дети готовят бутерброды, любуются природой | Беседа «Как мы ходили в парк» Д\и «Мой друг светофор» «Правила движения». |
Предварительный просмотр:
Система работы по сюжетно - ролевой игре в старшей группе. группе.
Развитие игровой деятельности
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению устойчивых детских игровых объединений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-заместителей или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития. Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
сентябрь | |||
№ | Название игры Задачи | Предварительная работа | Игровой материал |
1 | «Семья» Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; | Рассматривание иллюстраций с режимными процессами. Оформление совместно с воспитателем игрового уголка для игры «Семья». Беседа: «Как мы играем с куклами» Чтение «Колыбельная» Ю.Горей; «Спать пора» П.Воронько; | Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, предметы – заместители. |
2 | «Поликлиника» + «Аптека» Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача. | Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику». Экскурсия в медицинский кабинет, где медсестра знакомит детей с медицинскими инструментами. Экскурсия в аптеку. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение произведений: «Лечу куклу» П,Образцов; «Врач»И.Драг Изготовление атрибутов к игре. | Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др. Касса, деньги, рецепты. Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря. |
3 | «Детский сад» Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги. | Экскурсия по детскому саду. Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада. Беседа: «Кто и как работает в нашем саду». Игра «Режим дня». Чтение рассказов и стихов о детском саде: «Про себя и про ребят», «Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков; «Как Антон полюбил ходить в детский сад» В.Зернова. «За обедом» | Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, муз.инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители. |
4 | «Магазин» (овощной) Учить детей оформлять овощной магазин, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий в соответствии с ролью; учить проявлять творчество, приучать детей к правилам общения в магазине. | Рассматривание иллюстраций и картин по теме. Занятие по развитию речи: составление рассказа по картине «В магазине» Чтение: «Овощи» Ю.Тувим; «Весёлый магазин» Э.Мошковская. Лепка: Овощи. Аппликация: «Овощи на тарелке» Изготовление атрибутов к игре (лепка овощей из теста). | Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, муляжи овощей, касса, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители. |
Октябрь | |||
1 | «Лётчики» Формирование умения творчески развивать сюжет игры; расширить знания о работе лётчиков; знакомство с работой аэропорта. | Чтение произведения «На аэродроме», «Кто водит самолёты», И.Винокурова. Рассматривание иллюстраций самолётов. Рисование самолёта. Лепка самолёта. Конструирование самолётов. Изготовление атрибутов для игры. Беседа « Подвижная игра «Самолёты» | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители. |
2 | «Водители» Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД. | Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки». Чтение произведения М.Ильина, Е.Сегала «Машины на нашей улице», Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»; Б.Житков «Светофор». Конструирование автобус, мосты. Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески. | Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей). |
3 | «Автомастерская» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; учить проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. | Рассматривание иллюстраций автомобилей. Конструирование: гаражи, бензоколонка. Чтение произведений: «Моя улица» С.Михалков | То же, что для игры «водители» + строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей, предметы – заместители. |
4 | «Магазин» (игрушек) Учить детей оформлять магазин игрушек, брать на себя роли, выполнять цепочку последовательных действий; учить проявлять творчество. | Изготовление игрушек – самоделок для магазина. Дид. игра «Опиши – мы отгадаем», Чтение: «Андрюшка» С.Михалков, «Три копейки на покупки». Изготовление атрибутов к игре – чеки, деньги, кошельки. | Деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей, прилавок, игрушки, касса, счётная машинка. |
Ноябрь | |||
1 | «Магазин» (супермаркет) Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь. | Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в супермаркет». Чтение: «Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров. Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др. | Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители. |
2 | Кафе «Сластёна» + «Семья» + «Такси» Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. | Чтение: «Обедать!» Н.Саконская Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: вывеска кафе, создание меню, блокнотов для офицантов, рисование и лепка (из теста) продуктов. | Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители. |
3 | «Скорая помощь» + «Больница» + «Аптека» Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. | Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина «Наш доктор» А.Кардашова «Едет, спешит мальчик» М.Коршунов Беседа о деятельности медицинского персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий. Подготовка атрибутов для игры: чемоданчик с необходимыми инструментами, специальная машина «Скорая помощь», карточки больных. | Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон. |
4 | «Стоматология» Познакомить детей с новыми ролями: дантист, хирург; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь. | Беседа с детьми по теме: «Как ухаживать за зубами» Рассматривание иллюстраций по теме. Рассказы из личного опыта. Изготовление карточек для больных, талонов на приём. | Халаты, шапочки, инструменты (щипцы, свёрла, шприцы и др). |
Декабрь | |||
1 | «Почта» Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми. | Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта», Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление новогодних открыток на аппликации. Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др. | Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны. |
2 | «Ателье» Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями(заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. | Экскурсия в кабинет кастелянши. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Рисование образцов одежды. | Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки, бланки заказов и др. |
3 | «Зоолечебница» Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете. Знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать из последовательность; | Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми на тему: Изготовление атрибутов к игре: вывески зоолечебницы. | Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон. |
4 | «Зоопарк» Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным. | Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?». Изготовление альбома «Зоопарк». Рассматривание иллюстраций по теме. Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок). Дид игра «Кого везут в зоопарк?» Лепка животных. Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк» | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные. |
Январь | |||
1 | «Семья» (праздник Новый год) + «Почта» Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт детей; совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формировать ценные нравственные чувства. | Беседы: «Как мы встречали Новый год». Рисование на тему: «Новый год». Изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков. | Куклы, игрушечная посуда, ёлка, ёлочные украшения, сумка почтальона, новогодние открытки, посылки, телефон. |
2 | «Путешествие» (в тёплые страны на корабле) Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; познакомить с новыми ролями – капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. | Рассматривание иллюстраций по теме (различные суда, природный и животный мир тёплых стран и др). Конструирование корабля. Чтение произведений: «Великие путешественники» М.Зощенко, «Путешествие в жаркую страну» Л.Станчев, «про жаркую пустыню» Г.Ганейзер. Беседы на тему: «Кто главный на корабле?» «Как построить корабль» | Строительный материал, штурвал, одежда для моряков и капитана и др членов команды, фотоаппараты, иллюстрации животных жарких стран, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители. |
3 | «Мы - спортсмены» Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость; познакомить с новыми ролями (судьи, спортсмены) и ролевыми действиями. | ОБЖ: «Если хочешь быть здоров» Рассматривание иллюстраций по теме. Беседы по теме: «Зимние виды спорта» «Каким должен быть спортсмен» Изготовление атрибутов к игре: медали, эмблемы, баллы для судей. | Медали, свистки, эмблемы команд, стартовый пистолет, спортивный инвентарь, конструктор и предметы – заместители. |
4 | «Аэропорт» + «Мы – спортсмены» Учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с нами; отображать в игре события общественной жизни. | Изготовление альбома с зимними видами спорта. Беседа: «Как мы играли в спортсменов». | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, предметы – заместители, медали, свистки, эмблемы команд, стартовый пистолет, спортивный инвентарь. |
Февраль | |||
1 | «Путешествие» ( на север на вертолёте) Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность. | Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта. Изготовление атрибутов для игры. Чтение: «Про пингвинов» Г.Снегирёв | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, фотоаппараты, иллюстрации животных севера, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители. |
2 | «Зоопарк» + «Зоолечебница» Продолжать закреплять и обогащать знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; распределять самостоятельно роли; воспитывать доброе отношение к животным. | Рассматривание иллюстраций Изготовление альбома с животными севера. Составление с детьми плана зоопарка. Чтение: «Слон» С.Чёрный, «Сколько?» И.П.Токмакова | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон. |
3 | «Ателье» Продолжать формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; продолжать знакомить с новыми ролями(заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. | Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов и др. | |
4 | «Армия» + «Почта» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат; учить отображать в игре события общественной жизни. | Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение художественной Литературы: Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?» Б. Никольский «Препятствие». Л.Кассиль «Главное войско». Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки). Беседы с детьми на тему: «День Защитника Отечества» « Что должны уметь солдаты». Разучивание песен: «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова), «Будем в Армии служить» (В.Малкова, Ю.Чичкова) Развлечение(муз-физкультурное) Тема: «Слава Армии родной» | Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны, Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители. |
Март | |||
1 | «Парикмахерская» + «Семья» Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни. | Чтение произведений о парикмахере. «Моя улица» С.Михалков Рассматривание картины «Парикмахер» и других иллюстраций по теме. Изготовление альбома «Модели причёсок» Изготовление атрибутов к игре. | Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, предметы – заместители и др. |
2 | «Рыбаки» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, закрепить представления о рыбной ловле. | Чтение: Пермяк «Первая рыбка», «Это книжечка моя про моря и про маяк» В.Маяковский Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок. Беседа на тему: «Как нужно ловить рыбу» | Конструктор, прутики, нитки, удочки, вёдра, игрушечные рыбки, предметы заместители. |
3 | «Цирк» Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о назначении цирка и его работниках, для чего они это делают; расширить словарный запас «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники», «конферансье». | ОБЖ «Правила поведения с животными» Беседа с детьми на тему: «Цирк» Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение стихотворения «Дрессировщик» С.Махотин Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки. | Куклы, игрушки, афиша, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, «ушки», флажки, гирлянды, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; фотоаппараты, деньги, кошельки, предметы – заместители. |
4 | «Зоопарк» + «Детский сад» + «Пиццерия» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры; объединять несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли; вносить в содержание игры сюжеты из личных впечатлений; воспитывать доброе отношение к животным, закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. | Чтение литературы по теме: «Тигр вышел погулять» Э.Успенский, «Слонёнок» Киплинг. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре: внести в план зоопарка пиццерию, изготовить меню. | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные, фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители. |
Апрель | |||
1 | «Дом моды» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель. | 1 | «Дом моды» Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель. |
2 | «Цирк» (на автобусе) + «Детский сад» Продолжать учить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, учить создавать необходимые постройки; выполнять игровые действия в соответствии с ситуацией; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. | 2 | «Цирк» (на автобусе) + «Детский сад» Продолжать учить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, учить создавать необходимые постройки; выполнять игровые действия в соответствии с ситуацией; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. |
3 | Кафе «Сластёна» + «Семья»+ «Скорая помощь» Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей. | 3 | Кафе «Сластёна» + «Семья»+ «Скорая помощь» Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей. |
4 | «Экскурсия в оранжерею» + «Детский сад» +«Автобус» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов; закрепить знания о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, познакомить с новой ролью – садовник, с игровыми действиями, соответствующие роли садовника и роли экскурсовода, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях. | 4 | «Экскурсия в оранжерею» + «Детский сад» +«Автобус» Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов; закрепить знания о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, познакомить с новой ролью – садовник, с игровыми действиями, соответствующие роли садовника и роли экскурсовода, воспитывать любовь и стремление заботиться о растениях. |
Май | |||
1 | «Строители» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры; отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение. | Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение: «Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин, «Строители» Г.Люнцин «Строитель» Н.А.Кнушевицкая. | Строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну. |
2 | «Пограничники» Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др. | Чтение стихов и рассказов о пограничниках: «На заставе» А.Барто, «Пограничник» С.Маршак. Разучивание песен о пограничнике. Изготовление атрибутов для игры. | Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др. |
3 | «Транспорт» - ГИБДД Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам. | Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения» «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение: «Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая. | Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (младшая группа)
Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действия;Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство ...
Алгоритмы к сюжетно - ролевым играм второй младшей группы.(№1)
Алгоритмы к сюжетно - ролевым играм для второй младшей группы, "парекмахерская"....
Алгоритмы к сюжетно - ролевым играм второй младшей группы.(№2)
Алгоритмы сожетно - раливым играм "Больница"...
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада...
Сюжетно-ролевая игра.(2 младшая группа)
Программное содержание 1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. 2. Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять з...
Конспект сценария досуга для родителей «Вместе весело играть...» (обучение и руководство сюжетно-ролевой игре). материал (младшая группа) на тему
Задачи приоритетной образовательной области:• «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать навыки общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками – учить де...
Планирование работы по развитию и обогащению сюжетно-ролевой игры в младшей группе
Цель. Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр...