РППС
презентация к уроку (старшая группа)
Целью создания развивающей предметно-пространственной среды является обеспечение условий для:
- реализации основной общеобразовательной программы,
- совместной деятельности детей и взрослых,
- самостоятельной и других видов деятельности с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_v_gruppe.pptx | 2.97 МБ |
konsultatsiya_dlya_pedagogov_rpps.docx | 106.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д ), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Целью создания развивающей предметно-пространственной среды является обеспечение условий для: реализации основной общеобразовательной программы, совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной и других видов деятельности с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Общение детей Двигательную активность Возможность уединения
Должна быть Содержательно- насыщенной Трансформируемой Безопасной Поли- функциональной Доступной
Принцип содержательности (насыщенности) решается по 3 группам задач:
Дидактические задачи направлены на прирост в способах действий прирост в знаниях прирост в пространственных отношениях в игровых и других действиях
Воспитательные задачи Должны вызвать у ребенка положительные поступки, которые он должен проявлять через свой опыт.
Развивающие задачи должны учить рассуждать запоминать классифицировать выбирать
Насыщенность среды(разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке) должна соответствовать: возрастным возможностям детей содержанию Программы
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители
Вариативность среды предполагает Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д. Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Периодическую сменяемость игрового материала Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
Вариативность отражает в развивающей предметно-пространственной среде особенности контингента детей: гендерные (уголки для девочек и для мальчиков, атрибуты для сюжетно-ролевых игр для женских и мужских профессий, обозначения туалетных комнатах и т.д.); особенности развития (здоровые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды). Каждый педагог должен отчетливо знать, сколько у него в группе детей с нарушением зрения, слуха, ОДА и др. особенности социального развития (уровень образования родителей, жилищные условия, количественный состав семьи, работоспособность членов семьи, а также функционал социальных институтов на близлежащей территории); региональные (преобладающие на территории профессии, виды спорта и другие виды деятельности, особенности режима дня в ДОУ т.д.) климатогеографические (какие в регионе есть города, реки; в уголках должны присутствовать атрибуты профессий: фотографии достопримечательностей города, края: театры города и края, памятники великим людям и т.д.
Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия
Создавая развивающую среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Предметно- Развивающая среда Познавательное развитие Речевое развитие Социально- к оммуникативное развитие Художественно- э стетическое развитие Физическое развитие
Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства:
Если день начать с зарядки, Значит будет все в порядке, Нам пилюли и микстуру заменяет физкультура.
О безопасности в пути, На улице и дома Мы будем, знаю, говорить Сегодня в группе снова
У нас почти, что зимний сад В природном уголке. Здесь потрудится каждый рад, Помочь рука к руке.
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры развитие связной грамматически правильной речи знакомство с книгой и детской литературой портреты писателей. Речевые игры: карточки на составление рассказов, загадок, пословиц х удожественная литература энциклопедии картинки по лексическим темам и гры на выделение звуков в слове.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района
Консультация для педагогов
Развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Подготовила : Хилько И. Н.
Воспитатель.
Тутаев 2016
Консультация для педагогов
Развивающая предметно-пространственная среда в группе.
«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».
Е. И. Тихеева
Слайд 2
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 3
Целью создания развивающей предметно-пространственной среды является обеспечение условий для:
- реализации основной общеобразовательной программы,
- совместной деятельности детей и взрослых,
- самостоятельной и других видов деятельности с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Слайд 4
Принципы построения развивающей среды.
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- активности
- стабильности-динамичности
- зонирования
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия
- эстетической организации среды
- открытости-закрытости
- учета половых и возрастных различий детей
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, уголки, подиумы).
Принцип активности предоставляет возможность, совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и трансформироваться. В групповой комнате можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-исследовательской работы, магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки и прочее, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. В них должны быть: сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, театральный уголок, игрушки заместители.
Принцип гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны (сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, изо деятельность, сенсорики, книжный уголок, экспериментирования и исследований) позволяет детям объединятся подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (коробочек, ленточек, колечек и т. д.), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы материалы, способствующие овладению чтением, математикой, печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, ребусы, а также материалы отражающие школьную тематику: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.
Гендерный принцип (половые и возрастные особенности детей) реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои наклонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, банты, кружевные накидки. сумочки.
Принцип эстетической организации среды. Не секрет что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметно – развивающей среды.
Для реализации ключевых функций РПСС: образовательной, развивающей, воспитательной, стимулирующей – среда должна быть содержательно – насыщенной, транформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходными игровыми, спортивным, оздоровительным оборудованием. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования должны обеспечивать - реализацию содержания образовательных областей через стимулирование и интеграцию видов детской деятельности (игровой двигательной коммуникативной познавательно – исследовательской изобразительно восприятия художественной литературы и фольклора музыкальной). Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением, возможность самовыражения.
Вариативности среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры конструирования уединения и т д. а также разнообразных материалов игрушек обеспечивающих свободный выбор детей периодическую сменяемость.
Доступность среды предполагает свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к игрушкам, материалам, пособиям.
Безопасность предметно – пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Принцип содержательности (насыщенности) решается по 3 группам задач: дидактические, воспитательные и развивающие.
Дидактические задачи направлены: на прирост в способах действий, прирост в знаниях, прирост в пространственных отношениях, в игровых и других действиях.
Слайд 8
Воспитательные задачи должны вызвать у ребенка положительные поступки, которые он должен проявлять через свой опыт.
Слайд 9
Развивающие задачи должны учить: рассуждать, выбирать, классифицировать, запоминать.
Слайд 10
Насыщенность среды (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке)
должна соответствовать:
- возрастным возможностям детей
- содержанию Программы
Слайд 11
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:
- от образовательной ситуации
- от меняющихся интересов детей
- от возможностей детей
Слайд 12
Развивающая среда распределяется на 50% активная зона, 30% спокойная зона, 20% рабочая зона.
Слайд 13
Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)
- наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители
Слайд 14
Вариативность среды предполагает:
- Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д.
- Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
- Периодическую сменяемость игрового материала
- Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 15
Вариативность отражает в развивающей предметно-пространственной среде особенности контингента детей:
- гендерные (уголки для девочек и для мальчиков, атрибуты для сюжетно-ролевых игр для женских и мужских профессий, обозначения туалетных комнатах и т.д.);
- особенности развития (здоровые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды). Каждый педагог должен отчетливо знать, сколько у него в группе детей с нарушением зрения, слуха, ОДА и др.
- особенности социального развития (уровень образования родителей, жилищные условия, количественный состав семьи, работоспособность членов семьи, а также функционал социальных институтов на близлежащей территории);
- региональные (преобладающие на территории профессии, виды спорта и другие виды деятельности, особенности режима дня в ДОУ т.д.)
- климатогеографические (какие в регионе есть города, реки; в уголках должны присутствовать атрибуты профессий: фотографии достопримечательностей города, края: театры города и края, памятники великим людям и т.д.
Слайд 16
Доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
- Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
- Исправность и сохранность материалов и оборудования
Слайд 17
Безопасность среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия.
Слайд 18
Создавая развивающую среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
Слайд 19
Предметно-развивающая среда включает: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие – направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д.
Примерные центры: центр сюжетно-ролевых игр, центр труда, уголок дежурств, центр ПДД, центр пожарной безопасности.
Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.).
Примерные центры: центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения, центр сенсорного развития, центр конструктивной деятельности, центр математического развития, Центр экспериментирования.
Речевое развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.
Примерные центры: центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр «Будем говорить правильно», центр «Здравствуй, книжка», логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие включает в себя -музыкальное, изобразительное, словесное искусство.
Примерные центры: центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки», центр музыкально-театрализованной деятельности, представлено народными игрушками, различными книжками с потешками, песнями, играми, альбомами произведений искусств. Например, народные игрушки из серии «Родная игрушка» Игровой комплект «Времена года» (балансир).
Физическое развитие.
Примерные центры: центр физического развития , центр сохранения здоровья , спортивный уголок «Будь здоров!» Включает оборудование для двигательной активности, развития осанки, равновесия, вестибулярного аппарата и т.д. Например, различные тренажеры, боулинги, батуты, балансиры Мяч массажный «Дикий огурец".
Слайд 20, 21
Игровые и развивающие центры (уголки) в рамках группового пространства:
Слайд 27
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры
- развитие связной грамматически правильной речи
- знакомство с книгой и детской литературой
- портреты писателей.
Речевые игры:
- карточки на составление рассказов, загадок, пословиц
- художественная литература
- энциклопедии
- картинки по лексическим темам
- игры на выделение звуков в слове.
Слайд 38
Среда не только развивающая, но и развивающаяся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)
Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...
ФИРО разместило на своем сайте рекомендации к составлению ООП и к организации РППС
Согласно нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы внедрения ФГОС ДО, первые примерные образовательные программы для дошкольных организаций должны быть уже утверждены...Читать тему на форуме:...
Принцип содержательности и насыщенности в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО
В публикации кратко описано, в чём заключается принцип содержательности и насыщенности....
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...
Реализация принципа содержательность-насыщенность в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО
Материал был представлен на груглом столе в ДОУ....
Назначение и цели организации РППС ДОО
Назначение и цели организации РППС ДОО...
РППС средняя группа (2013г.) и РППС старшей группы,мини-музей "Чудеса со всего света" (лето-осень).2017г.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействииСуть принципа создать условия установления контакта между взрослым и ребенком, дать возможность детям и воспитателям общаться «глаза в глаза...