Методическая разработка для детско-родительского клуба по теме "Праздники русской осени. Осенины"
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка предлагается воспитателям и музыкальным руководителям для проведения детско-родительского клуба. Знакомство детей с православными праздниками русской осени, которые не разделимы с обычаями и традициями русского народа. Повышение компетентности родителей, привлечение их к совместной творческой деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.6 КБ |
prezentatsiya_prazdniki_russkoy_oseni_.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Детско-родительский клуб
«Вселенная детства»
Тема:
«Праздники русской осени.
Осенины»
Задачи:
Формировать интерес к русской народной культуре, народным традициям;
знакомить детей с православными осенними праздниками и повышать компетентность взрослых;
развивать у детей музыкальность, творческие способности, формировать уверенность в себе и своих возможностях;
привлекать дошкольников и взрослых к индивидуальному и коллективному творчеству;
создать у детей и родителей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от встречи.
Звучит народная мелодия (плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой), гостей (дети старшего дошкольного возраста и их родители или законные представители) встречает Хозяйка (воспитатель)
Все педагоги, участвующие в проведении клуба, одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка:
Проходите гости дорогие!
Милости просим на вечёрочку, на посиделки!
Красному гостю - красное место. Проходите, будьте как дома.
Гости, взявшись за руки, идут за Хозяйкой «змейкой» по залу.
Хозяйка:
Затоплю пожарче печку,
Золотых поленьев жар.
Дров березовых подбавлю
На стол поставлю самовар.
Бабье лето пролетело,
Собран в поле урожай.
Осенины на пороге-
Дверь для гостя открывай!
Подгруппа воспитателей танцует под музыку песни «Урожай»
Музыкальный руководитель:
Снова осень,
Горят, не сгорая, берёзы.
Серебристыми нитями воздух прошит.
На последнее вече слетелись стрекозы,
Сонный ветер лениво листву ворошит.
Приутихли леса.
Затуманились дали.
Далеко-далеко слышны чьи-то шаги…
Ты войди в этот мир торжества и печали
И его красоту для меня сбереги.
Г. Ходырева
Демонстрация презентации.
Музыкальный руководитель:
Пришла осень. Сентябрь — хмурень, зоревник, так называли его в русском народе. Октябрь – листопадень, свадебник. Ноябрь — листогной, полузимник. С 1 по 14 сентября пролетело Бабье лето с последними по-летнему тёплыми днями. В Ярославской и Вологодской губерниях это время называли луковым. В Саратовской и Пензенской его называли пасековым, т.к. там в это время убирали ульи на зиму.
С этого времени в деревнях и сёлах начинались осенние хороводы.
Осенью на Руси встречали много праздников. Работы закончены, можно отправиться на ярмарку, на посиделки, выбрать невесту, да и свадьбу сыграть.
Семёнов день- начало осенин. Рождество Богородицы- 21 сентября, праздник дня рождения Пресвятой девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала будущим мамам, была заступницей детей и девушек на выданье.
Воздвиженье 27 сентября - В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.
Кузьминки - В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку.
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.
Что за праздник такой? Покров день? Чтобы это узнать, расскажу вам историю.
Жила-была одна женщина, звали ее Глаша
И была у нее любимая дочка – Маша.
Воспитатель и девочка с платочной куклой
Подарила ей мама на именины
Шарф-покров красивый.
Маше шарф этот, между прочим,
Не просто понравился, понравился очень.
Не снимает она его, носит с утра до ночи.
То так покроет им голову, то вот так плечи
Красавица наша Маша, просто слов нет.
Пришёл день, и мама поздравила Машу с праздником Покрова.
Маша спросила маму: а как это — Покров?
Мама отвечает: Покров – это то, что укрывает нас от чего-нибудь. Вот шарф твой тоже покров – можно и от холода укрыться и от ветра.
Маша спрашивает: А почему Божьей Матери покров?
Мама отвечает: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом-омофором от всех бед и несчастий, болезней, а еще и от врагов.
Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?
Мама: Ну, конечно.
Маша: Мама! А можно я к празднику осенний букет из листьев соберу?
Мама: Иди, уж, озорница, да далеко в лес не заходи.
Убежала Маша в лес, да так увлеклась, собирая листья, что шарф свой и потеряла, расстроенная вернулась домой. А что же шарф?
На ширме появляется мышка –кукла бибабо (за ширмой два воспитателя)
Мышка — (поет)
Я – мышка-норушка,
Вот носик, два ушка,
Ещё длинный хвостик
И серый животик. Пи-пи-пи
Осень в гости к нам пришла,
А я домик не нашла. (Ищет)
Ой, тут шарф-покров лежит
Мышка хочет под ним жить.
Здесь никого нет?
Никого! Буду я здесь жить!
Мышка: (поет)
У меня теперь есть дом
Мне тепло, уютно в нем. (Заходит)
(Музыка)
На ширме появляется Зайчик
Зайка:
Я Зайка-трусишка,
люблю грызть морковку.
Я бегаю быстро
И прыгаю ловко.
В лесу стало холодать
Надо домик поискать. (Ищет)
Да тут шарф-покров лежит
Зайка хочет под ним жить.
Из-под шарфа выглядывает Мышка
Мышка:
Я Мышка-норушка. А ты кто?
Зайчик:
Я –Зайчик-побегайчик.
Давай вместе будем жить
Буду кашу нам варить.
Мышка :
Заходи
Все: (поют)
Вот какой хороший дом
Нам тепло, уютно в нем.
Появляется Ёжик
Ежик:
Я колючий серый Еж
Я на елочку похож
Побегу – не видно ножек
А зовут меня все – Ежик.
Дождь и холод, ветер дует
Где же Ежик заночует? (Ищет)
Ой, тут шарф-покров лежит
Ежик будет здесь жить.
Мышка:
Это я Мышка-норушка. (Выглядывает и прячется)
Зайчик:
Это я — Зайчик-Побегайчик. А ты кто?
Ежик:
Я колючий серый Еж.
Я на елочку похож.
Пустите меня вместе жить
Я смогу вас защитить.
Зайка и Мышка:
Заходи!
Вместе поют:
Вот какой хороший дом
Нам тепло, уютно в нем. (Уходят)
Появляется Лиса
Лиса:
Такой Лисы, такой красы
не видел белый свет
умней меня, кумы-Лисы
Во всей округе нет.
Там зверушки могут жить. (Нюхает)
Зайка:
(выглядывает и прячется) - Ой, боюсь, боюсь. Лиса!
Мышка:
(выглядывает и прячется)- Ох, утащит нас в леса.
Лиса:
Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.
Поспешите. Я тут жду, не сердите вы Лису.
Ёжик:
Я колючий серый Еж
Ты друзей моих не трожь.
Уходи-ка, прочь, плутовка,
Уколю тебя иголкой. (Идет на Лису)
Лиса:
Ой, спасите, помогите. Красу-Лиску защитите-е-е!
Лиса убегает, зверушки её догоняют
Ёжик:
Мы Лису прогнали ловко,
Не вернется к нам плутовка.
Мышка:
Всех укрыл нас дом-покров,
От коварных, злых врагов.
Зайка:
А еще укрыл покров
От осенних холодов.
Мышка:
Кто-то к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?
прячутся
Выходят Мама и Маша
Мама: Машенька, да вот же твой шарф- покров.
Маша: Кто-то там под ним дрожит.
Мама: Твой шарф стал для них покровом и защитой.
Маша:
Если шарф-покров забрать –
Значит, дом у них отнять.
Станет холодно зверям.
Как же будут зимовать?
Ведущий: Так и оставила Маша свой шарф в лесу, пожалела зверушек.
А когда Маша выросла, стала взрослой, заботилась о своей маме и связала ей тёплый платок-покров. А когда вязала, пела песню, вот такую.
Воспитатели поют фрагмент песни «Оренбургский платок» (муз. Г. Пономаренко, сл. В. Боков)
Ведущий: Вот такая история о большом празднике- Покров День.
А коль праздник наступил-
Всех веселиться пригласил!
Будем в игры играть,
Да осень нахваливать!
Проводится народные игры: «Ручеёк», «Воевода» по подгруппам.
Игра: «Воевода» используется муляж яблока
Дети встают в круг. Передают яблоко друг другу со словами: «Катится яблочко по хороводу, кто его взял, тот Воевода!»
Ребенок, у которого оказалось яблоко, заходит в круг и говорит: «Я сегодня Воевода, я иду из хоровода!», останавливается напротив двух детей. Они поворачиваются спинами друг к другу. «Воевода» вытягивает руку с яблоком. Все дети говорят: «Раз, два, три! Беги!». Двое детей бегут вокруг круга наперегонки. Кто первый взял яблоко, тот «Воевода». Игра повторяется несколько раз.
Творческая мастерская
Участники приглашаются в творческую мастерскую (выставляются заранее приготовленные столы с необходимыми заготовками), где изготавливают коллективную и индивидуальные работы по теме клуба. Воспитатели заранее готовят заготовки: плоскостные изображения фруктов и овощей для украшения осеннего чудо- дерева.
Завершается встреча в клубе чаепитием. Взрослые гости оставляют свои отзывы. (отзывы пишут на бумажных силуэтах овощей и фруктов)
Используемые интернет- ресурсы:
https://infourok.ru/tradicionnie-osennie-prazdniki-russkogo-naroda-1541883.html
http://www.velykoross.ru/blogs/all/article_1060
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование спортивных игр с мячом на 2019 -2020 учебный год. Детско-родительский спортивный клуб.
Детско-родительский спортивный клуб "В дружбе взрослых и детей - сила сада и семей"....
Детско-родительский спортивный клуб "Капелька здоровья"
Проект позволяет формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ
В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба, взаимодействие с детской библиотекой. Предста...
Детско-родительский экологический клуб «Экология и Я»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план....
Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.
В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....
Сценарий совместного мероприятия детско- родительском в клубе «Здоровячок» «Школа мяча»
Совместное мероприяние в детско- родительком клубе "Здоровячок"...
Детско - родительский читательский клуб "Вместе с книгой мы растём"
Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не у...