Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Удивительная соль».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Создание социальной ситуации развития в  условиях опытно – экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_opyty_2.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Удивительная соль».

Составитель: воспитатель Ситникова Людмила Петровна

Цель: создание социальной ситуации развития в  условиях опытно – экспериментальной деятельности 

Задачи:

-расширять представления о свойствах соли, ее качества и применения.

- устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;

-  способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как

средство для творчества.

- обеспечить ситуации, способствующие развитию умения обобщать и делать выводы,

- воспитывать любознательность, потребность в получении информации и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;

Организация детских видов деятельности:

  1. Совместная деятельность со взрослыми
  2. Совместная деятельность со сверстниками
  3. Самостоятельная деятельность ребенка (практическая)

        

Материал и оборудование: посылка с тремя видами  соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, 2 яйца, одноразовые стаканчики, подносы с солью для рисования.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход образовательной деятельности:

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого – педагогические условия/задачи

Воспитатель приветствие

В круг широкий, вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Выполняют движения в соответствии с текстом

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Вводная часть (организационно - мотивационная часть)

Посылка с мешочками с солью, письмом от профессора «Почемучкина»

Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась посылка. Как вы думаете что там?

Загадка про соль:Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Рассматривают мешочки на ощупь, запах.

Предположения  детей

Условия для развития инициативы

Условия для принятий детьми решение

Письмо профессора «Почемучкина»

Здравствуйте, ребята. Я - профессор Почемучкин.

Я целый день тружусь в лаборатории.  Сейчас провожу эксперименты с солью.

У меня возникли некоторые проблемы, и хочу, чтобы вы мне помогли.

Я проводил эксперименты с солью и почти уже закончил свою книгу, но случайно перепутал все страницы в ней. Я не успеваю их собрать. Вся надежда на вас ребята.

                                                                                  Ваш профессор Почемучкин

Ответ детей.

Вывод: Чтоб у нас получилась  книга нам надо провести опыт, найти нужную страницу и вложить (вклеить) в книгу

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для принятий детьми решение

Дидактическая игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

Я вам предлагаю сыграть в игру. Вы передаете мешочек и говорите: «соль полезна для того, чтобы ….» 

Предположения детей

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Основная часть

Правила проведения опытов. (картинки) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место.

Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными. В лабораторию пойдем, и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом.

Дети надевают фартуки и проходят за столы.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Опыт №1 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, они  похожи на хруст снега при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Условия для проявления опытно-экспериментальной деятельности

Опыт№2. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? 

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

Ответы детей в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая.

В тёплой воде соль растворилась быстрее.

В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая.

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Условия для проявления опытно-экспериментальной деятельности

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

 Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? 

Ответы детей.

В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.

Вывод: Значит, в солёной воде легче плавать).

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы,

Дидактическая игра «Соленый - несоленый»

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

Условия  развития двигательных навыков Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Творческая мастерская

А вы знаете, что на соли можно рисовать?

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью.

Ответы детей.

Дети слушают загадку и рисуют ответ.

Условия для развития самостоятельности и инициативы, условия для выражения детьми своих мыслей

Заключительная часть

Книгу отправляют профессору «Почемучкину»

Скажите, пожалуйста, «Зачем мы это делали?»

Что такое соль?

«А могут ли  эти знания пригодиться вам  в жизни? «А с кем вы можете поделиться этими знаниями?»

 Как вы думаете, ребятасоль полезна или вредна? 

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

«Что вы расскажите родителям о наших  сегодняшних опытах?»

Ответы детей.

/помогали профессору Почемучкину/.

 /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.

/чтосоль хрустит, соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной, в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет./

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности, условия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Составление повествовательного рассказа по картине «Кормушка»

Цель: Формирование нравственных категорий через восприятие картины.Коррекционно-образовательные задачи:1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.2. Расширять, уточнять, актуализировать сло...

План-конспект занятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе компенсирующей направленности

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».  Задачи:«...

Конспект занятия «Путешествие на ферму» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.

Решение задач по коррекции речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок о домашнем животном....