Народные игры
статья

Иванова Елена Алексеевна

Народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сообщение921 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад  №1 «Теремок» Базарно-Карабулакского  муниципального района  Саратовской области.

Русские народные хороводные игры

Музыкальный руководитель

                                                   Иванова Елена Алексеевна

                                   

                                   

               

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

         Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороворки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Игры-хороводы- это маленькие театрализованные представления, где дети, благодаря своему воображению могут сыграть то или иное действующее лицо. Ну, а распределить роли им помогают любимые считалки.

Хороводные игры нужны, чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

Основа народных хороводов - народные тексты. Движения выполняются по содержанию текста в определенном темпе.

Текст игры легко запоминается детьми в процессе игрового действия.

Игра начинается со считалки.

Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год.

Арина

Бабка Ёжка

Баба Яга

Жмурки

Рождественский сочельник

Два Мороза

Скакалка

Масло

Орешек

Зимние святки

Бабка

Гуськи

Дедушка-рожок

Краской

Прялица

Слепая курица и чулок

Слепой козел

Благовещенье

Воробей

Ворон

Жаворонок

Коршун

 Ласточки

Огородник и воробей

Птички

Пчелы

Покров

Заря-зарница

Кружева

Вербная неделя

Верба-вербочка

Дед

Захарка

Масленица

В каравай

Взятие снежной крепости

Водить козла

Горелки

Гори, гори ясно

Горшки

Летят- не летят

Пирог

Салки

Салки- догонялки

Салки с мячом

Пасха

Игры с яйцами

Чье яйцо дольше покрутится?

Катание яиц с горки

Бой яйцами

Солнышко-ведрышко

Береза

Медом или сахаром

Игры-хороводы- это маленькие театрализованные представления, где дети, благодаря своему воображению могут сыграть то или иное действующее лицо. Ну, а распределить роли им помогают любимые считалки.

Хороводные игры нужны, чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

Основа народных хороводов - народные тексты. Движения выполняются по содержанию текста в определенном темпе.

Текст игры легко запоминается детьми в процессе игрового действия.

Игра начинается со считалки.

Считалки

        Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.     Все  участники игры встают в  круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:        

Тара – бара,  Домой пора —

Ребят кормить, Телят поить,

Коров доить, Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и  слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

Раз, два не воронь

А беги, как огонь

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети.

Кукушата

Просят пить.

Выходи —

Тебе водить!

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Инцы-брынцы,

Балалайка!

Инцы-брынцы,

Поиграй-ка!

Инцы-брынцы,

Не хочу!

Инцы-брынцы,

Вон пойду!

Стакан, лимон —

Вышел вон.

Комарики-мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке.

Близко ночь,

Улетайте прочь.

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу.

Он работу не нашел,

А заплакал и пошел!


Новый год

Арина

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют:

Долгая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Арина.

Бабка Ежка

В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка

Костяная ножка с печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого – нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

Баба Яга

Водящий – Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходя по кругу, не заходя в него один играющий произносит:

В темном лесу избушка

Стоит задом – наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух и страшная какая,

Наша Бабушка Яга.

На последнем слове играющие входят в кург и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого – либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Башмачник

Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садиться на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

- Хорошенькие ножки, хорощенькие ножки, примерьте сапожки.

В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:

- Примеривай, примеривай!

После этих слов водящий должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейку, протянув руку, поймать кого – нибудь из участников игры. Пойманный становится водящим.

Рождественский сочельник

 "Два Мороза"

Правила игры:

  • На противоположных сторонах площадки отмечаются два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаются в своем городе.
  • В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос.
  • Они обращаются к играющим со словами:

Мы два брата молодые,

 Два Мороза удалые:

 Я - Мороз Красный Нос,

 Я - Мороз Синий Нос.

 Кто из вас решится

 В путь-дороженьку пуститься?

Жители городов хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

 И не страшен нам мороз.

  • и начинают перебегать из одного города в другой.
  • Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
  • Побеждают те, кто не заморозился.

Варианты игры:

  • Участники игры могут разместиться в одном "городе". Цель перебежать в другой "город" не заморозившись. Команда, у которой, больше участников во втором "городе", та и победила.
  • Так же можно делить участников игры на две команды. Два мороза - это самые ловкие из противоположной команды.

Масло с санками

Играют на просторной площадке, где можно маневрировать с санками. Число участников — от 5 до 10 человек.

Выбирают двух водящих. Одного сажают на санки — «масло», а другой возит его. Остальные игроки стараются «отведать масла», то есть запятнать сидящего на санках. Возница защищает «масло» и тоже может пятнать играющих. Кого он запятнает, тот становятся «маслом», а тот, кто был «маслом», возит его.

С города долой!

Делают возвышение из снега, на верху которого могут поместиться двое играющих. Один из играющих взбегает на верх: это - царь. Другие стараются стащить его оттуда с криком: «С города долой!» Царь защищается, стараясь удержаться на возвышении. Кому удается забраться на верх и столкнуть царя - тот сам становится царем и игра продолжается.

Зимние святки

Бабки

В игре участвуют 2 команды по 3 человека в каждой. Место для игры- ровная прямоугольная площадка размером 8х4 м. На расстоянии 2 м от одной из коротких линий прямоугольника проводят коновую линию, в 5 м от нее - линию метания (рис. 3). Бабки (кости ножных суставов мелкого домашнего скота - свиней, коз, овец) - по 10 штук на каждую команду, всего 20 штук; один биток (более крупная и тяжелая бабка).

 Перед каждой командой у коновой черты расставляют в определенном порядке и последовательности фигуры из 10 бабок (сначала ставится "забор", потом "гусек"). Каждая команда должна сбить поставленные бабки меньшим количеством битков. По жребию одна из команд начинает игру первой. Игроки этой команды по очереди бросают битком в бабки, стремясь сбить их.

 Затем бьет другая команда, потом опять первая и т. д. Побеждает команда, затратившая меньшее количество битков на то, чтобы сбить в определенном порядке установленные в игре фигуры из бабок.

 Правила: 1) в игре последовательно сбиваются 2 фигуры: "забор", "гусек". "Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей; 2) чтобы сбить 1-ю фигуру, надо, начиная с любого конца "забора", последовательно сбивать все бабки этой фигуры, но не более 2 бабок каждым броском битка. Чтобы сбить 2-ю фигуру ("гусек"), надо, начиная с последнего от коновой черты ряда "гуська", последовательно сбивать все бабки этой фигуры, но не более 2 каждым броском битка; 3) сбитые бабки убираются с площадки; 4) игрок, переступивший за черту метания до прикосновения битка к земле, теряет право на бросок, все же сбитые бабки этой фигуры ставятся на прежние места.

Дедушка-рожок

Для этой игры надо найти такое место, где бы можно было бегать без помех, например, спортивную площадку, футбольное поле, поляну в лесу. Начинают игру с выбора вожака-водящего. Лучше это делать при помощи считалки. Водящий в этой игре называется «Дедушка-рожок». Для него определяют дом, отметив это место камешком, флажком или начерченным кругом на земле. До определенного момента дед сидит в своем доме. Оставшиеся игроки делятся на две команды поровну и тоже отмечают себе место-«дом» справа и слева от дома водящего, на расстоянии 15—20 шагов от него. Чем больше будет поле между «домами» двух команд, тем интереснее будет игра.

Все на местах, можно начинать игру. Дедушка-рожок спрашивает:   «Кто меня боится?» А все игроки ему в ответ: «Никто!» И тотчас же начинают перебегать из одного дома в другой через поле, а дедушка-рожок выходит из своего дома и начинает ловить игроков.  Первый,  кого схватит водящий, становится его помощником и тоже начинает   ловить перебегающих из дома в дом игроков (если игрок в доме, его трогать нельзя). И так далее: тот, кого поймают, должен помогать дедушке-рожку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один не пойманный игрок. Чтобы отличить простого игрока от помощника дедушки-рожка, надо условиться, например, на том, чтобы водящий держал в руке небольшую палочку («рожок») или   просто держал одну руку в кармане.

Краски

Игра «Краски» была в числе самых любимых. Один из игроков назначался «чертом» (или «монахом»), еще один – «продавцом» (или «мамой»), все остальные были «красками».

Каждая из «красок» загадывала себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщала его «продавцу». Причем, если хотелось побегать, загадывали самые простые цвета: синий, зеленый, розовый и т.п.

Если же кому-то из игроков было лень бегать, он загадывал себе что-нибудь вроде изумрудного и преспокойно просиживал всю игру. Итак, «краски» и «продавец» садились на длинную скамейку. «Черт» («монах») подходил к ним и говорил: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивал: «Кто там?» – «Я черт с рогами, с горячими пирогами, на лбу шишка, в кармане – жареная мышка!» Или: «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересовался: «За чем пришел?» – «За краской!» – «За какой?» Здесь черт называл какой-нибудь цвет.

Если такой краски нет, «продавец» отвечал: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Черт» делал круг почета на одной ноге и возвращался за новой краской.

Если же названная «краска» присутствовала среди сидящих, «продавец» говорил: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «черт» «расплачивался» – хлопал рукой по ладони продавца нужное количество раз (использовался возраст игрока), «краска» вскакивала и убегала.

Дальше существовало два варианта развития событий. Вариант первый: «черт» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «чертом».

Если же игрок сумел вернуться на скамейку – игра продолжалась. Вариант второй: как только названная «краска» побежала, «черт» как можно быстрее проговаривал: «Стоп коли-коло, раз, два, три. Точка!» На последнем слове бегущий игрок должен был остановиться. Теперь «черту» необходимо дойти до «краски», определив заранее, сколько нужно сделать шагов. Естественно, чем дальше успела убежать «краска», тем сложнее это проделать.

Шаги тоже были примечательными: простые, гигантские (очень широкие), лилипутские (махонькие шажочки), верблюды (плевок вперед и шаг сверху), цыплячьи, или кирпичики (пятка в носок) и др.

В разных компаниях выдумывались свои варианты шагов. Итак, «черту» говорят, какими шагами он должен двигаться (например, цыплячьими и лилипутскими), а «черт» определяет на глаз, сколько и каких шагов он должен сделать.

Выполняет все это и старается дотронуться до «краски». Если получилось – «краска» становится «чертом».

Слепая курица и чулок

Выбирают двоих: слепую курицу и чулок. Остальные участники посиделок или вечерок изображают краски, т. е. каждый выбирает себе название краски и сообщает об этом на ушко чулку. Краски рассаживаются на скамейки вдоль стен, а чулок и слепая курица стоят перед ними. Затем чулок закрывает руками глаза слепой курице и вызывает какую-нибудь краску. Вызванная краска тихо подкрадывается к слепой курице и, дав ей в лоб щелчок, возвращается также тихо на свое место. После того чулок, перевернув вокруг себя слепую курицу, открывает ей глаза, перечисляет названия красок, сидящих  в избе,   и  спрашивает,   какая  краска  ее,   слепую курицу, замарала (щелкнула). Если слепая курица отгадает обидчицу, той — заменить ее; если не угадает — то все повторяется снова, и так до тех пор, пока не добьется успеха.

При замене слепых куриц краски так же меняют свои названия и сообщают об этом чулку.

Слепой козел

Жмурке завязывают глаза и подводят к двери. Он стучится в нее, а играющие спрашивают: «Кто там?» «Слепой козел»,— отвечает жмурка. Играющие все вместе говорят:

 Козел слепой,

 Не ходи к нам ногой.

 Иди в кут,

 Где холсты ткут,

 Там тебе холстик дадут!

 Недовольный козел снова стучит в дверь.

«Кто там?» — «Апанас!» — отвечает козел. «Апанас, ищи нас!» — с этими словами дети разбегаются. Жмурка прислушивается к шагам и старается кого-то поймать. Ловкие играющие увертывается, а пойманный игрок становится жмуркой.

«Чёрного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять

Меняются диалоги водящего с играющими:

 — Какая у тебя шляпа?

 — Синяя.

 — Какая синяя? Она белая.

 — Зеленая.

 — Какая зеленая? Да она вовсе черная.

 — Голубая.

 — Вот как, голубая? Шляпа-то разве голубая? Совершенно белая.

 — Нет, не белая, а черная.

 Ответивший так должен быть «наказан» дважды за слова «нет» и «черный».

 Или такой диалог:

 — Есть ли у тебя рога?

 — Есть.

 — Неужели есть?

 — Имею.

 — Так, стало быть, и хвост у тебя есть?

 — Хвоста не имею.

 — Хвоста у тебя нет, а рога хотя бы есть! Так кто же ты такой?

 — Человек.

 — Нет, не человек, а без хвоста животное с рогами.

 — Нет, человек.

 За слово «нет» отвечающий платит фант.

 Указания к проведению: в эту игру лучше играть группой до пяти человек. Тот, кто произносит запретное слово, отдает фант. После диалога водящего со всеми участниками игры фанты разыгрываются и выбирается новый водящий. Игра наиболее интересна бывает младшим школьникам. Она развивает внимательность, сосредоточенность.

Масленица

Взятие снежной крепости

Взятие снежной крепости происходит следующим образом: одна команда завоевывает крепость, а вторая обороняет. Завоевание проходит по полной программе: перестрелка снежками, флаг-валенок, который надо установить и только тогда взятие крепости будет засчитано!

Это игра, которая отвлечет вас от будничных проблем и рабочей суеты.

Одной из главных задач игры – разработка стратегического плана. Перед тем как начать наступление, рекомендуем выработать стратегию обороны и нападения, иначе победы достигнуть будет крайне сложно.

Игра - это часть нашей жизни, а классики говорили, что вся наша жизнь игра. Так почему бы не поменять кресло перед телевизором на настоящую возможность размяться, почувствовать себя героем и совершить пару-тройку самоотверженных поступков? Если вы всё ещё чувствуете вкус к жизни - просто используйте свой шанс.

Горелки

Подготовка к игре.

Играющие встают парами друг за друга. Впереди всех, на расстоянии двух шагов, стоит водящий - «горелка»

Описание игры.

По сигналу играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут таи трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят.

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два. не воронь,

А беги как огонь!»

После этих слов, дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. «Горелка» старается запятнать одного из них

Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем «горелка» запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а «горелка» вновь горит. Игра повторяется. Если горелке» удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ними впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, становится водящим.

Правила игры

1) «Горелка» не должен оглядываться.

2) Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо.

Гори, гори ясно

Для игры выбирается открытое место — лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка).

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

— Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.

Если горельщику удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Условия:

Горельщик догоняет убегающих игроков, только когда они пробегут мимо него. Он не имеет права оглядываться и подсматривать, какая пара собирается бежать мимо него. В противном случае приготовившаяся бежать пара может поменяться очередью с другой парой или местами друг с другом.

Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово.

Горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.

Метрах в пятнадцати-двадцати впереди горельщика заранее отмечается место, до которого бегущая пара не должна снова соединять руки.

Играющие могут договориться, что горельщик должен гнаться не за любым из бегущих, а обязательно за парнем и, догнав его, может встать в пару с девушкой, пойманный же идет «гореть» — либо наоборот.

Снежные салки

Снежные салки - это еще один вариант салок, для игры на улице в зимнее время. Как и все салки - игра динамичная, хорошо развивает координацию, реакцию и улучшает здоровье играющих детей.

Описание игры

 Водящий (салка) становится в центр площадки, а остальные игроки бегают вокруг него в разных направлениях.

 Задача салки: попасть снежком по любому игроку (т.е. осалить), не сходя с места.

 Игроки, которых осалили снежком, также становятся салками и остаются на месте, чтобы салить снежками остальных игроков.

 Игра заканчивается тогда, когда салок становится больше, чем бегающих. Оставшиеся "уцелевшие" игроки объявляются выигравшими.

Правила игры

  1. Выбирается салка с помощью считалки или жребия.
  2. Оговариваются границы, дальше которых игроки не могут забегать (идеально если можно начертить круг).
  3. Салка становится в центре обговоренной площадки и оттуда старается осалить снежком бегающих игроков.
  4. Если бегающего игрока осалили снежком, то он также становится салкой. А с того места, где его осалили, старается осалить снежками других бегающих детей.
  5. Когда салок становится больше чем бегающих игроков - игра заканчивается. Оставшиеся бегающие игроки объявляются выигравшими.

После окончания игры, игра начинается заново.

Примечания

 Перед началом игры можно помочь салке заготовить несколько снежков, чтобы игра была более динамичной.

Пасха

Игры и забавы с яйцами

Игры и забавы с яйцами практиковались в русской деревне чаще всего на Пасхальной неделе, включая Фомино воскресенье или Красную горку, но в некоторых местах они имели место также на Егорьев день, Вознесенье, Троицу и в Всесвятское воскресенье (см. Петровское заговенье). Генетически они восходят к древним земледельческим обрядам (см. Яйцо), но первоначальный смысл игр давно утрачен, в 19 в. они были уже исключительно развлечением.

 Игры начинались с первого дня Пасхи после обеда на деревенской улице, месте молодежных гуляний, около церкви. Их участниками первоначально были преимущественно парни и взрослые мужчины, а в начале 20 в. в некоторых местах их сменили дети, подростки, девушки и женщины, посмотреть на игру собиралась чуть ли не вся деревня. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с какого-нибудь бугорка, с лубков, со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков - узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики. Играющие по очереди спускали яйца с лотка или в начале игры выкладывали их полукругом перед лотком. Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо. В некоторых местах, чтобы выиграть в катании яиц достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее. В южнорусских губерниях иногда в качестве биты использовали специально сшитый из лоскутков или из сукна мячик, позднее замененный обычным резиновым, который или бросали в кучку яиц с расстояния в 20 шагов, или, выстроив яйца в одну линию, катили его по направлению к ним. В некоторых деревнях на Русском Севере во время праздничных угощений катали яйца также в доме по столу или по полу. Играющие располагались напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Если при соприкосновении одно из яиц разбивалось, его забирал тот, чье осталось целым.

 Тот, кто выигрывал наибольшее количество яиц, считался самым ловким и удачливым и заслуживал всеобщее одобрение, а проигравший все свои яйца слыл "раззявой". В некоторых местах были известны особые способы, позволявшие заручиться удачей при катании яиц. Для этого надо было, например, рано утром в Чистый четверг украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.

 Повсеместно была известна игра "битки". Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Чаще бились обоими концами яйца, но иногда - только острым. На Русском Севере так же, как и в некоторых других местах, острый конец назывался "носочек", а тупой - "пуга", "пятка" или "жопка". Яйцо считалось проигранным, если разбивались оба конца, если же у каждого из играющих оставалось по одному целому концу, они делили каждый свое яйцо пополам и обменивались половинами. Начинали биться "носочком", а потом уже в ход шла "пуга". Иногда взрослые начинали игру прямо в церкви после литургии во время христосования. Потом бились яйцами за столом, когда разговлялись, тогда в игре принимали активное участие дети. А уже во время праздничных гуляний на улице бились преимущественно парни и мужики. Для удачной игры выбирали яйцо с "мягкой" скорлупой, которое при легком постукивании о зубы издавало глухой звук. Если же яйцо "звучало", т.е. звук был звонким, говорили, что его скорлупа окостенела, стала хрупкой и не выдержит удара. Иногда желание выиграть толкало какого-нибудь озорника на изготовление фальшивого яйца. В скорлупе проделывали две маленькие дырочки, через которые выпускали содержимое яйца, а его место заполняли древесной смолой или воском. Такие подделки встречались редко, осуждались всеми, а пойманного с фальшивым яйцом могли избить игравшие с его владельцем парни или мужики.

игра «Верба-вербочка».

Дети водят хоровод и поют:

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Расти, верба, на меже

Как царевна во дворце.

После пения дети останавливаются парами, берутся за руки, образуя воротики. Ведущий змейкой ведет детей за собой. Как только змейка распадается, игра заканчивается.

Солнышко-ведрышко».

Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:

Гори, солнце, ярче.

Лето будет жарче.

А зима теплее,

А весна милее.

На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.

Березка.

Двое водящих берутся за руки, став лицом друг к другу, а остальные играющие по очереди становятся между их руками. При этом ставщего между руками водящих спрашивают: “К солнцу или лешему?”. Ответившего проверяют, то есть водящие кладут его к себе на руки и трясут. Если он при этом улыбнулся, то его ставят на сторону “лешего”, даже если он говорит “к солнцу” и наоборот. Если он при тряске не улыбнулся, то ставят его на сторону солнца.

Русские народные хороводные игры

1. Венок

Правила игры

Двое ребят с венком берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные дошкольники берутся за березовые ветки, или концы платков, и цепочкой медленно проходят в ворота. При этом поют:

Берёзка девочек кричала, К себе призывала:

- Идите, девочки, на луг гулять, Зелёные веночки завивать.

- Мы тебя, березка, не согнём, На тебе веночки не завьём.

- Я к вам, девочки, сама согнусь, Сама в веночки повьюсь.

Завьёте венки зеленые, Станете весь год весёлые!

Ребята, которые образовали ворота, кладут одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок!» и тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать вено. По мере приближения кого-нибудь к венку, участник, спрятавший его, говорит: «горячо», а при удалении: «холодно». Кто первый найдёт венок – забирает его себе.

2. Вор-воробей.

Правила игры

Выбирается Огородник и Воробей. Остальные играющие образуют круг и берутся за руки. Огородник поёт:

Огородник бежит ловить Воробья. Дети впускают Воробья в круг и выпускают, а Огородник может ловить его только за кругом. При этом все 9

поют:

Поймав Воробья, Огородник меняется с ним местами. Или выбираются новые Воробей и Огородник.

3. Ворон

Правила игры

По считалке выбирается Ворон и Заяц. Остальные дошкольники – зайчата. Они цепляются за Зайца, растягиваясь в длинную цепочку. Ворон садится на землю и ковыряет её палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает: - Ворон, ворон, что ты делаешь? – Ямку копаю. – отвечает «ворон». – На что тебе ямка? – Денежку ищу. – На что тебе денежка? – Ситчику купить. – Зачем тебе ситчик? – Мешочек сшить. – Зачем тебе мешочек? – Камешки класть. – На что тебе камешки? – В твоих деток кидать. – Что тебе мои детки сделали? Ворон поёт:

В огород мой прибегали, Лучок да мачок потаскали! А репку да мяточку Потоптали пяточками!

- Кар-р-р! – Ворон бросается на зайчат, а заяц их защищает. Битва продолжается до тех пор, пока Ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из детей. Он и становится новым вороном.

4. Ворон (2)

Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, /Дети идут к центру круга дробным шагом. А на той горе дубок, А на дубе воронок. Тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона». Ворон кружится, раскрыв руки в стороны. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах.11

Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, /Дети идут к центру круга дробным шагом. А на той горе дубок, А на дубе воронок. Тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона». Ворон кружится, раскрыв руки в стороны.

Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, /Дети идут к центру круга дробным шагом. А на той горе дубок, А на дубе воронок. Тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона». Ворон кружится, раскрыв руки в стороны.

Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах.


Ворон пляшет, дети повторяют его движения: поочередно выставляют ногу вперед на пятку.

Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. Все хлопают, ворон пляшет.

Правила игры

С окончанием песни (игра проходит без музыки) ворон выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни, до которого дотронулись, становится вороном. Никому не известно, кто будет вороном, до того момента, пока дети, сойдясь в круг, не станут из него расходиться.

5. Горшки

Чичары, чичары, Собирайтесь, гончары, - По кусту, по насту, По лебедю горазду. Вон!

Правила игры

Дети делятся на две равные команды. Одна команда становится горшками и садится на пол в кружок. Другая команда – хозяева. Они становятся за каждым горшком. Один из детей изображает покупателя. Он подходит к одному из хозяев и спрашивает: - Почём горшок? - По денежке, - отвечает хозяин. - А он не с трещиной? - Попробуй! Покупатель легко ударяет пальцем по горшку и говорит: - Крепкий! Давай сговор! После этого хозяин и покупатель протягивают друг другу руки и поют

песню. Со словом «Вон!» они бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному горшку, тот и становится его хозяином.

6. Гуси, вы гуси

Дети: Гуси вы, гуси, серые гуси! Гуси: га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га! Дети: Где вы бывали, кого вы видали? Дети: Мы видали волка, нёс он гусёнка. Гуси: га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га! Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка! Гуси: га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!

Правила игры

Дети распределяются на две группы (дети и гуси). Воспитатель исполняет роль волка. Дети и гуси стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, волк стоит поодаль, около него один гусенок. С началом песни дети идут к гусям и отходят обратно (по 4 шага). Затем те же движения со своими словами повторяют гуси. На слова: «мы видали волка» волк с гусенком пробегают мимо детей. Затем обе группы детей поочередно идут друг к другу. С окончанием песни гуси бегут за волком и выручают гусенка.

7.Дед

У нас серпы-то золотые, А мы жнеи* молодые!

Время жито* жать, Во снопочки вязать, На ток* возить, Цепами* молотить.

У печи сушить, Тесто месить, Тесто месить, Пирогами всех кормить!

Правила игры

Дети вместе выбирают «деда». А сами отходят в сторону и совещаются, как лучше его обмануть. Они договариваются о какой-нибудь работе, и производят движения, изображающие эту работу. Затем подходят к деду. - Здравствуй, дед! – хором говорят дети. - Здравствуйте, дети! – отвечает дед. – Где вы были? - На работе. - Что делали? Ребята производят движения, изображающие работу, например, - «жнут» в поле. Дед должен по их движениям угадать работу. Если дед угадывает, ребята ведут хоровод и поют про свою работу. Кончив петь, дети убегают, а дед догоняет. Пойманный становится дедом.

*жнеи – тот, кто жнёт в поле хлеб *ток – площадка для молотьбы *цеп – орудие для молотьбы

8. Заинька

Правила игры Дошкольники становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит участник, выполняющий роль Заиньки. Один из ребят спрашивает его: - Заинька, Заинька, где твой дом? - Мой дом под кустом, под березовым листом! – отвечает Заинька. Затем все хором говорят: - Заинька, Заинька, приходи к нам на лужок, на головку вить венок! Заинька входит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.

Заинька, сорви цветик, Вот и этак, сорви цветик!

Заинька, свей веночек, Вот и этак, свей веночек!Положи на головку, Вот и этак, на головку!Заинька, топни ножкой, Вот и этак, топни ножкой!

Заинька, попляши, Вот и этак попляши!

Заинька подходит к одному из ребят, стоящему в круге, и меняется с ним местами. Так выбирается новый Заинька, и игра продолжается.

9. Золото хоронить

Правила игры

Дети садятся в кружок, складывая руки на коленях ковшичком. В кругу ходят двое – выборный и водящий. Выборный незаметно от водящего кладёт в чей-нибудь ковшичек монетку, а водящий угадывает, кому тот её положил. Все потряхивают ладошками и пот песню. Если водящий найдёт монетку, то он садится в кружок. А тот, у кого обнаружена монетка, идёт водить.

10. Золотые ворота.

Правила игры

На земле рисуется маленький кружок. В центр его втыкают ветку березы. Рядом с кружком ребята выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Один участник, оставшийся без пары – водящий. Он идёт в «золотые ворота» и ребром ладони разъединяет руки одной из пар. При этом все дошкольники поют:

В золотые ворота Проходите, господа. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз – Не пропустим вас!

Ребята, которым водящий разъединил руки, бегут в разные стороны, к кружку. Первый, выдернувший ветку березы, идет в «золотые ворота», а проигравший встаёт в пару с водящим впереди всех.

34. Игра с куклой

Правила игры

Описание: Дети сидят. Воспитатель стоит перед детьми с куклой в руках. Под звуки «кукла пляшет», а дети хлопают в ладоши. С окончанием музыки «кукла перестаёт плясать», а дети хлопать.

Варианты игры:

1. Дети стоят. После того, как «кукла поплясала» (с окончанием музыки), воспитатель с куклой убегает, дети его догоняют.

2. Дети пляшут под музыку, а кукла «хлопает в ладоши». С окончанием музыки дети убегают, воспитатель с куклой бежит за ними, как бы догоняя их.

39. Как пошли наши подружки

Как пошли наши подружки В лес по ягоды гулять. Дело, дело, дело, да. В лес по ягоды гулять.

Они ягод не набрали, Лишь подружку потеряли, Жалко, жалко, жалко, жаль, Лишь подружку потеряли.

Что любимую подружку – Катеринушку. Ох, ох, ох, ох, ох, ох, ох, Катеринушку.

«Ты, ау, ау, Катюшка, Наша милая подружка! Где ты, где ты, где ты, где, Наша милая подружка?

Не в лесу ли заблудилась, Не в траве ли заплелась, Жалко, жалко, жалко. Аль, Не в траве ли заплелась?»

«Не в траве я заблудилась, Не в траве я заплелась. Да, да, да, да, да, да, да, Не в траве я заплелась.

В быстрой речке искупалась И на травке заспалась. Да, да, да, да, да, да, да, И на травке заспалась».

Правила игры

Дети распределяются на пары и, взявшись за руки, становятся в круг. Одна девочка («Катюша») стоит в стороне за кругом. Запев поёт небольшая группа детей, припев поют все. 1-й куплет. Дети идут по кругу вправо простым шагом. 2-й куплет. Идут влево по кругу.36

3-й куплет. Останавливаются и, повернувшись лицом к своей партнерше (партнеру), разводят руки в стороны и кладут их на пояс. Затем, повернувшись к соседу с другой стороны, повторяют те же движения. 4-й куплет. Дети поют, приложив обе ладони ко рту, «аукаются», слегка поворачиваясь вправо-влево. 5-й куплет. Повторяются движения 3-го куплета. 6-й и 7-й куплеты. Катюша вбегает в круг и поёт. 8-й куплет: Мелодия исполняется быстро, на слог «ля». Катюша пляшет.

40. Капуста

Правила игры

Рисуется круг – огород. На середину его играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие «капусту». Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный «хозяином», садится рядом с капустой. «Хозяин», изображая движениями воображаемую работу, поёт:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу, Мелки колышки тешу, Огород свой горожу. Чтоб капустку не украли, В огород не прибегали: Волк и лисица, Бобер и куница, Заинька усатый, Медведь толстопятый.

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого «хозяин» запятнает, то есть коснётся в огороде, тот в игре больше не участвует. Участник, который больше всех унесет из огорода «капусты», объявляется победителем.

53. Пчёлы

Пчёлки, пчёлки, Жальца – иголки. Серые, малые, Крылышки алые.

Поверху летают, К цветам припадают, Медок собирают, В колоду таскают. Жж-ж-жи!

Правила игры

Ребята по считалке делятся на две равные команды. Одна команда «пчёлы», другая – «цветы». Пчёлы сбиваются в тесный кружок, цветы ходят вокруг них и поют. Затем цветы разбегаются, а пчёлы их ловят. Пчела, поймавшая цветок, говорит ему: «замри», - и цветок стоит на месте, не двигаясь. Когда пчёлы переловят все цветы, они меняются с ними ролями, и игра продолжается.

Игры-хороводы- это маленькие театрализованные представления, где дети, благодаря своему воображению могут сыграть то или иное действующее лицо. Ну, а распределить роли им помогают любимые считалки.

Картотека русских народных игр.

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три  раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

 

Игра  «Утка-Гусь»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Жмурки»

Скок-оскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «Пройди в воротца»

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой»). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей и взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образу «воротца». Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. Внутри «воротцев» остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Игра с «козликом».

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чист серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то   он становится ведущим.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во боу

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!

Игра «Дедушка Мазай»

Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если неотгадывают, ему показывают другую работу.

Вмсто пения может звучать такой диалог:

- Здравствуй, дед!

- Здравствуйте, дети! Где вы были?

- На работе.

- Что делали?

После этих слов дети выполняют движения.    

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок»  может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Игра  «Веселые музыканты».

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«Двойные горелки».

Участники становятся парами в колонну. Если играющих в горелки много, то можно стать парами в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Два «горельщика» стоят впереди колонн – каждый спиной к своей колонне. Со словами «…колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной команды, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».

 «Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят»  того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

Другая разновидность игры состоит в том, что «ворот» - 2 пары. Игроки, изображавшие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот» Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

.«Два Мороза»

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

- Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

- Мороз, Красный нос, - объявляет один.

- Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится  в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

- Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

«Чепуха».

Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы (каждый-свой). Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.

Игра «Колечко, колечко»

Выбирают  считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на  место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

              Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

«Заря-зареница».

Заря-зареница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, а беги как огонь.

Дети держат «карусель» за ленты, идут по кругу и поют.

Водящий ходит вне круга, с последними словами задевает

Одного из игроков. Они разбегаются в разные стороны, кто

Первый возьмётся за ленту. Неудачник становится водящим.

«Золотые ворота».

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

 другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня.»

Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,

Наливное яблочко или серебряное блюдечко?

Игрок переходит на выбранную сторону.

Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

«Ремешок».

Прячу, прячу ремешок

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты.

С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину.

Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его

Ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

“ Клубочек»

Уж я улком шла, переулком шла

Клубок ниточек нашла

Нитка тянется – перетянется

Клубок катится – перекатится

Клубок дале-дале-дале

Нитка доле-доле-доле

Я за ниточку бралась

Тонко нить оборвалась.

Водящий с клубочком закручивает хоровод в большой клубок, сцепленные руки все поднимают вверх, а водящий с клубком проходит под руками и выводит всех в хоровод.

«Ручеек»

Дети стоят парами ручейком, первая пара поворачивается ко второй, берутся за руки и проходят по кругу один раз, первая пара проходит и приглашает следующую пару в хоровод и т. д. В результате ручеек разбивается на маленькие хороводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

«Бабка Ежка»Описание:В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:Бабка Ежка – Костяная ножкаС печки упала, ногу сломала,А потом и го...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...