Конкурсное задание "Воспитатель года 2019г."
материал

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за два учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интелектуальных и личностных качеств детей. В 2017-2018 учебном году данные качества сформированы на достаточном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulikova_opyt.pptx1.71 МБ
Microsoft Office document icon shag_za_shagom.doc51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание опыта работы воспитателя МБДОУ Барминский детский сад Куликовой Ларисы Гавриловны

Слайд 2

Куликова Лариса Гавриловна воспитатель МБДОУ Барминский детский сад Как много на свете различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нежней и чудесней, Чем та, кем работаю я!

Слайд 3

Приоритетное направление в работе: экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица.

Слайд 4

Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Актуальность : На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях.

Слайд 5

Экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Слайд 6

Цель: формировать познавательную активность, создавать условия для развития познавательных и психических процессов детей через экспериментально-исследовательскую. Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Слайд 7

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире. Экспериментирование является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности и рассматривается как элемент развивающего обучения. В процессе экспериментирования дети учатся рассуждать, делать умозаключения – это развивает их мыслительные операции.

Слайд 8

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности младших дошкольников Формировать представления о воде, необходимости ее для жизни растений и животных Развивать умственные операции, развивать мышление, сообразительность, воспитывать самостоятельность Развивать умение самостоятельно выполнять действия в определенном порядке под руководством воспитателя Способствовать развитию представлений об основных потребностях растений(свет, тепло, влага)

Слайд 9

Задачи экспериментально- исследовательской деятельности старших дошкольников Расширять представления о том как образуется ветер, свет, тень Формировать у детей конкретные представления о объектах живой и неживой природы, о человеке, как живого существа Способствовать развитию представлений об основных потребностях растений(свет, тепло, влага) Формировать представления о воде, как необходимости для жизни растений, животных, людей Дать знания об особенностях и свойствах воздуха, воды, грунта различать их состояния Активизировать умственные операции; развивать критичность мышления, инициативу, сообразительность; воспитывать самостоятельность Создавать условия для овладения новой информации с активизацией всех органов чувств

Слайд 10

В моей группе создан уголок для экспериментирования. В этом уголке имеются различные коллекции, материалы необходимые для проведения элементарных опытов. Дети в свободной деятельности с удовольствием рассматривают экспонаты содержащиеся в уголке и действуют с ними.

Слайд 12

В своей работе стараюсь использовать разные форме экспериментально-исследовательской деятельности: наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы.

Слайд 13

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребенок , тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Принципы построения работы с детьми по экспериментированию: Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Слайд 14

Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

Слайд 15

предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций . Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. Ожидаемые результаты

Слайд 16

Ожидаемые результаты У детей сформированы умения и навыки приобретать знания об окружающем мире Имеют представления о физических свойствах окружающего мира Проявляют познавательную активность и ищут причинно –следственные связи Совершают элементарные поисковые действия: видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы Сформированы умения самостоятельно проводить экспериментально-поисковую деятельность Имеют представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей Радуются собственным открытиям, интересуются неизвестным, стремятся к самостоятельности

Слайд 17

Профессиональная деятельность с воспитанниками НОД в 1 младшей группе «Как нужно ухаживать за собой » НОД в средней группе «Знакомимся с стеклом» НОД в средней группе «Почему вода поменяла цвет после окрашевания » НОД в средней группе «Почему плачет снег» Проект с детьми среднего возраста «Воздух, которым мы дышим» НОД в старшей группе « Простые камни в природе» НОД в старшей группе «Лед, вода, пар» НОД в старшей группе « Неведимка воздух» Проект с детьми старшего возраста «Свойства веществ» НОД в подготовительной группе «Мое родное село»

Слайд 19

Профессиональная деятельность Выступление на педсовете «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста» Выступление на педсовете «Создание уголка по экспериментированию в группе» Собрание для родителей в старшей группе с проведение мастер-класса «Детское экспериментирование»

Слайд 21

Взаимодействие с родителями Родительские уголки, консультации, беседы, совместные проекты Особое значение имеют исследования, которые ребенок выполняет вместе с родителями. При этом родители, с одной стороны, поддерживают его познавательную активность, с другой – включаются в совместное общее дело и тем самым придают значимость его познавательной деятельности.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Описание опыта работы воспитателя

МБДОУ Барминский детский сад

Куликова Лариса Гавриловна

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за два учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В 2017 - 2018 учебном году данные качества сформированы на достаточном уровне.

Предметно-пространственную среду организую в соответствии с федеральным государственным стандартом и требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются детьми и в ходе реализации других областей. В группе создала игровую и учебную зоны. Обогатила и расширила познавательно-речевую, здоровьесберегающую, игровую среду через создание центров: речевой, математический, центр изодеятельности, театральный и музыкальный, физкультурный, центр художественной литературы, оборудовала мини – лабораторию по опытно - экспериментальной деятельности и т.д. Наполнила их материалами и оборудованием, которые создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов. Обеспечиваю детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Направления моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:

Личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное взаимодействие является основой для всех последующих технологий и способствует формированию всех интегративных качеств портрета выпускника детского сада;

Здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, и др.

Здоровьесберегающая технология способствует формированию положительного социально-психологического климата в группе детей, может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельно как совместная деятельность педагога и детей;

Игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, сказкотерапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Игровая технология требует правильной организации пространства, предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора психолого-педагогических методов и приемов;

4. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;

5. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) использую для повышения эффективности образовательного процесса.

Методическая тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования».

В свете последних изменений в образовании пересмотрела содержание работы по данной проблеме.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности  дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

 Проблемы развитие исследовательской активности  дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для современного дошкольного образования послужили основанием для выбора методической темы..

Результативность моей работы по методической теме:

Организовала:

обогащенную предметно-развивающую среду, направленную на развитие самостоятельного экспериментирования, соответствующую принципам комфортности, вариативности, функциональности, учета интересов и предпочтений дошкольников.

  Обосновала содержание уголка экспериментирования.

-приборы – помощники: лупы, весы, песочные и водяные часы, компас, магниты, микроскоп, емкости для игр с водой разного объёма и формы;

-  разнообразные сосуды из различных материалов: пластмасса, стекло, металл, керамика.

-  природный материал: мелкие камни,  глина, песок, чернозем, ракушки,   шишки, перья, мох, пух, листья, семена и др.

-  технические материалы: скрепки, болты, гвозди и др.

-  разные виды бумаги: цветная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная.

-  красители: гуашь, акварельные краски, природные и пищевые красители.

-  медицинские приборы и материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, йод, зеленка, вата, марлевые салфетки.

-   прочие, разнообразные по назначению качествам и свойствам, материалы: зеркала, воздушные шарики, масло, мука, соль, сахар, крупы, пенопласт, полиэтиленовая пленка, пуговицы, поролон, фольга, парафиновые свечи.

  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Изготовила:

  Таблицы с алгоритмами выполнения исследований; журнал исследований, дневников наблюдений для фиксации результатов опытов и экспериментов. чтобы руководить исследовательской работой ребенка

Оформила:

Картотеку  игр, опытов и экспериментов для дошкольников.

Пропагандирую данную работу среди родителей:

Наглядная информация в родительском уголке. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Совместный досуг «Волшебная лаборатория» с родителями где, воспитатели и дети демонстрируют опыты, решают проблемные задачи.

Объектом детского экспериментирования стали следующие темы:

  • НОД в 1 младшей группе «Как нужно ухаживать за собой»
  •  НОД в средней группе «Знакомимся с стеклом»
  • НОД в средней группе «Почему вода поменяла цвет после окрашевания»
  • НОД в средней группе «Почему плачет снег»
  • Проект с детьми среднего возраста «Воздух, которым мы дышим»
  • НОД в старшей группе «Простые камни в природе»
  • НОД в старшей группе «Лед, вода, пар»
  • НОД в старшей группе «Неведимка воздух»
  • Проект с детьми старшего возраста «Свойства веществ»
  • НОД в подготовительной группе «Мое родное село»

Во время совместного экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

   Опытно-экспериментальная работа,  проводимая  мною,   привела к большим результатам. Дети стали, намного - внимательными, появился устойчивый интерес к окружающему миру, научились анализировать, делать обобщения, умозаключения.

Опытом своей работы по данной теме неоднократно делилась перед педагогами ДОУ

Я и мои воспитанники принимаем участие в различных конкурсах, выставках, проводимых на уровне ДОУ , а также на муниципальном, региональном уровнях:

В 2017 и 2018 годах   принимала участие в региональном конкурсе «Сердце отдаю детям», являлась призёром в районном конкурсе выразительного чтения «Страна Читающая», так же являлась призером всероссийского конкурса «И льется музыка цветов»

Награждена Почетной грамотой УО за многолетний добросовестный труд.

Принимаю активное участие в жизни МБДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воспитатель года 2019г."

презентация на конкурс "Воспитатель года 2019"...

Диплом "Педагог года-2019г"

Диплом "Педагог года-2019г"...

Сценарий учебного занятия "Путешествие во вселенную" для участия в районном конкурсе "Воспитатель года 2019г"

Познавательное занятие для детей подготовительной группы. Развитие мышления ( образное, логическое, пространственное воображение, ориентировка на листе бумаги), воспитывать любознательность, активност...

«А ну-ка, девушки!» 01 марта 2019г Конкурсная программа для воспитателей ДОУ

Цель: повысить профессионализм воспитателей и дать возможность проявить себя в активном отдыхе, создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.Ожидаемый результат: Способствовать фор...