Педсовет "Культура речи"
материал

Мохно Валерия Геннадьевна

 

Культура речи — это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами ( интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_po_kulture_rechi.docx26.78 КБ
Файл kultura_rechi.docx13.78 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей.

Одной из причин является – пассивность и неосведомленность взрослых в вопросах развития речи детей(не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению, т.е. культуре речи).

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка:

- он может стать замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Культура речи — это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами ( интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Структура звуковой речи сочетает в себе:

  • Речевой слух- это(способность различать

разнообразные оттенки в звучании слов, предложений и фраз)

  • Речевое дыхание (громкость, плавность речи)
  • Звукопроизношение то есть (формирование чёткой

артикуляции звуков)

  • Дикция это (ясное, отчётливое произношение)
  • Звуковая выразительность-(интонация, тональность)
  • Двигательные средства выразительности-(мимика, жесты)

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

И здесь, неоценимую помощь, оказывает нам художественное слово.

 По словам Сухомлинского В.А. - Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, учит ребенка эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.  Произведения литературы дают образцы русской литературной речи, дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок. 

При разработке плана, для развития речи детей, нужно ориентироваться на создание развивающей речевой среды: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.

Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. 
Это -Игры – драматизации, в процессе которых

воспроизводятся несложные ролевые диалоги.

 

Творческие игры, которые стимулируют детей  называть игровые действия, отвечать на вопросы.

Игры на развитие речевого дыхания, способствуют

развитию органов артикуляционного аппарата.

Дидактические игры помогают детям запоминать

названия и определять на слух различные действия

предметов, инструментов; закреплять

звукопроизношение звуков.

 Мощным средством речевого развития  является Театрализованная деятельность. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии.

 В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.


Работая с родителями, рекомендуем только свободную форму
 домашнего чтения, советуем, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам. 

Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения, сформировать нравственные представления и нравственный опыт, способствующий сообщению детям знаний о моральных качествах человека.

В дошкольном детстве формируются такие качества как отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других, а также чувства стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого, которые побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Использование художественного слова и словесных методов способствует нравственному воспитанию дошкольников. Данная работа была ориентирована на обогащение речи детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художественного слова. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития речи дошкольников и влияние художественной литературы на развитие речи детей пятого года жизни. С помощью художественного слова можно решать многие задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития средних дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.



Предварительный просмотр:

Цель:

 Рекомендации педагогам по использованию художественного слова в развитии речи детей

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) активизировать знания педагогов о методах, приёмах и средствах развития речи дошкольников.

3)развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;

4) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

5) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...