Ознакомление с предметным окружением и социальным миром. Целевая прогулка «Что такое улица?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кирьянова Ирина Николаевна

Информационная карта организованной образовательной деятельности. Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Самоанализ организованной образовательной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта организованной образовательной деятельности

Педагог Кирьянова Ирина Николаевна

ОО Познавательное развитие  раздел Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.

Возрастная группа средняя  группа

Пояснительная записка (актуальность): Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, воспитатели осуществляют важную воспитательную задачу - формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями, т.е. установление объективных связей между предметами и явлениями природы, среди которых ведущими являются причинные. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления. Нельзя переоценить роль целевых прогулок для развития у дошкольников  познавательных интересов и наблюдательности - исключительно важных качеств в подготовке к школе.

Тема ООД: Целевая прогулка «Что такое улица?»

Цель ООД: Способствование формированию представлений о безопасности на улице.

Задачи:

Образовательные: 

- формировать элементарные представления об улице, обращать внимание воспитанников на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть;

- закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад;

- поощрять дошкольников, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Развивающие:

 -  развивать любознательность, память, внимание, речь;

-   обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-  воспитывать у дошкольников любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Направление (в соответствии с ФГОС ДО) Соответствует

Тип ООД: формирование новых знаний

Виды детской деятельности: познавательно - речевая, двигательная, игровая.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников

(в соответствии с ФГОС ДО): Знает, название улицы, на которой находится детский сад; называет улицу, на которой живет; имеет представление о безопасности на улице.

Форма проведения ООД: групповая

Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки.

Применяемые современные педагогические технологии: игровая технология

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Улицы города», разучивание физ.минутки «Буратино», чтение стихотворения С.Маршака «Наша улица».

Материалы и оборудование: мягкая игрушка Буратино, ИКТ (презентация), фотографии зданий, цветные карандаши, бумага для рисования, игрушки для СРИ «Магазин», «Больница». 

Количество участников: 14

Время реализации: 8:40

Место реализации: МАДОУ «Детский сад «Гусельки», средняя группа № 5

Этап

(хронометраж)

Содержание

Слайд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Организационный

Мотивационный

Основной, усвоение новых знаний

Динамическая пауза

Закрепление

Заключительный.

Рефлексия.

 Игра – приветствие «Поздороваемся»

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Встаньте дети, встаньте в круг!

Я твой друг, и ты мой друг!

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу, улыбнемся!

нет

Дети стоят на ковре. Стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, ой кто - то к нам пришел.

В группу вносят Буратино.

Воспитатель: Ребята, кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, Буратино говорит, что очень хотел бы знать, что такое улица.

Поможем Буратино узнать, что такое улица?

нет

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая улица, как много домов на нашей улице. Все они разные: одноэтажные, пятиэтажные и многоэтажные. В этих домах живут люди. (Показывает жилые дома.) Что кроме жилых домов есть на нашей улице? 

(Магазины, киоски, деревья, кусты, автостоянка, автобусная остановка и т. д.) 

Есть здесь здания, в которых люди работают? 

Ответы детей.

№ 1 (фото микрорайона «Авалон», магазина «Магнит»)

Воспитатель: Воспитатель интересуется, знают ли дети, на какой улице находится их детский сад, на каких улицах они живут. Если дети не знают, то педагог называет адрес детского сада.
   Объясняет, что знать название улицы, номер дома, квартиры надо обязательно. Предлагает каждому ребенку спросить у родителей свой домашний адрес и запомнить его.

Ответы детей.

№ 2, 3 (фото магазина «Империя вкуса», домов по ул.Декабристов)

Воспитатель: Да, это здание – аптека. Как вы об этом узнали? (Ответы детей.) Здесь можно купить лекарства для больного.

№ 4 (фото Аптеки по ул.Чкалова)

Воспитатель: Ребята, для чего нужна улица? (Чтобы дома стояли, люди гуляли, машины ездили.) На какие две части можно разделить улицу? (Часть, где стоят дома и ходят люди и часть, где ездят машины.) Да, верно! Машины движутся по проезжей части улицы, которая называется дорога или шоссе.
      Педагог. Что вы можете сказать о проезжей части? Какая она? Большая или маленькая, узкая или широкая, тихая или шумная? 
(Большая, шумят машины, широкая.) Верно, наша дорога длинная, широкая. Машины движутся по одной и по другой стороне дороги. Ребята, теперь вы знаете, как называется часть улицы, где ездит транспорт. А как называется часть улицы, где ходят пешеходы? (Дорожка, асфальт, тротуар.) Правильно это тротуар. Давайте вместе еще раз произнесем сложное слово «тротуар». Все пешеходы должны соблюдать правила. Обратите внимание на то, что люди, как и машины, идут по одной стороне тротуара и по другой, чтобы не мешать друг другу.

Педагог. А сейчас я расскажу вам о правилах для пешеходов.
    – По улице надо идти спокойным шагом.
    – Идти следует только по тротуару, по правой стороне.
    – Проезжую часть дороги надо переходить только в определенных местах, по переходам.
    – На дороге нельзя играть, кататься на санках, коньках, велосипеде.
   Когда вы станете постарше, то узнаете о других правилах и законах улицы. Может случиться так, что вы потерялись и не знаете, куда идти. Но назовите свой адрес и взрослые помогут вам попасть домой.

Игра: «Что к чему?» (Воспитанники раскладывают игрушки – предметы, к фотографиям «Больница», «Магазин»)

№ 5 (фото проезжей части ул.Чкалова)

Воспитатель: Ребята, мы с вами устали немного, нужно передохнуть:

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся, (Потягиваемся)

Раз нагнулся, (Нагибаемся)

Разогнулся. (Выпрямились)

Руки в стороны развел, (Развели руки в стороны)

Ключик видно не нашел. (Повороты головы)

Что бы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (Встаем на носочки)

нет

Воспитатель: А теперь предлагаю вам ребята, нарисовать дома, может быть кто то нарисует аптеку или магазин?

 И все наши рисунки, мы подарим Буратино.

нет

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами хорошо поработали, рассказали Буратино, что такое улица и как нужно вести себя на улице.

А что еще мы сегодня с вами делали?

Хорошо, молодцы!

Буратино для вас приготовил сюрприз (раздает звездочки).

нет

Что вам сегодня понравилось на занятии?

Что для вас было трудным?

нет

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Педагог: Кирьянова Ирина Николаевна   Дата 18.12.2017 г.

ОО Познавательное развитие  Раздел Ознакомление с предметным окружением и социальным миром Возрастная группа средняя группа

Тема: Целевая прогулка «Что такое улица?» 

Цель ООД: Способствование формированию представлений о безопасности на улице.

Задачи ООД:

Образовательные:

 - формировать элементарные представления об улице, обращать внимание воспитанников на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть;

- закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад;

- поощрять дошкольников, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Развивающие:

  -  развивать любознательность, память, внимание, речь;

-   обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-  воспитывать у дошкольников любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Тип: формирование новых знаний

Этап,

хронометраж

Цель

Реализуемые задачи

Форма работы

Методы и приёмы

Виды детской деятельности

Интегрируемые образовательные области (ФГОС  ДО)

Планируемый результат

Формируемые целевые ориентиры

(ФГОС ДО)

Используемые педагогические технологии

Оборудование

1.Организационный (1 мин.)

Создание положительной эмоциональной направленности, обеспечение психологической готовности к общению.

Настроить воспитанников на общение. Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе.

групповая

словесный

игровой

игровая коммуникативная

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Воспитанники готовы к совместной деятельности

Обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе

игровая

Ноутбук

Музыкальное сопровождение

2.Мотивационный (1 мин.)

Повышение уровня учебной мотивации.

Активизировать мотивацию на предстоящую совместную игровую и двигательную деятельность. Активизировать интерес к занятию.

фронтальная

индивидуальная

словесный наглядный

игровая

коммуникативная

Познавательное развитие

Речевое развитие

Полная готовность воспитанников. Активизированы имеющиеся знания.

Активно взаимодействует со взрослыми, адекватно проявляет чувство веры в себя, умеет подчиняться правилам, проявляет готовность прийти на помощь.

игровая

Игрушка Буратино

3. Основной

усвоение новых знаний (8 мин.)

Способствование формированию представлений о безопасности на улице.

Формировать элементарные представления об улице, обращать внимание воспитанников на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть; - поощрять дошкольников, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

фронтальная

индивидуальная

словесный наглядный

игровой

игровая

коммуникативная

Познавательное развитие

Речевое развитие

Сформированы элементарные представления об улице.

Имеют представления о зданиях разного назначения, тротуаре, проезжей части..

игровая

Ноутбук

Интерактивная доска

Игрушки для СРИ «Магазин», «Больница» 

4.Закрепление

(8 мин.)

Закрепление названий объектов близстоящих рядом с детским садом.

Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад.

индивидуальная

словесный

игровая

коммуникативная

продуктивная

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Сформированы элементарные представления об улице.

Называют улицу на которой находится детский сад, на которой живут.

игровая

Цветные карандаши

Бумага для рисования

5.Заключительный. Рефлексия

(2 мин.)

Осмысление своих действий

Выявить интересы и трудности, с которыми воспитанники столкнулись

индивидуальная

словесный

игровой

игровая

коммуникативная

Познавательное развитие

Речевое развитие

Воспитанники выполнили все задания, умеют быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, и адекватно её оценивать, выражать свои мысли

Умеют выражать свою позицию, достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, умеют адекватно оценивать ситуацию.

игровая

Мягкая игрушка Буратино

Звездочки

Самоанализ организованной образовательной деятельности

Педагог: Кирьянова Ирина Николаевна   

Образовательная область Познавательное  развитие  раздел Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Интеграция с образовательными областями: Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие.

Тема: Целевая прогулка «Что такое улица?» 

Возрастная группа: средняя  группа

Общая характеристика группы: Cредний возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Дошкольники легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Основным видом деятельности дошкольников среднего возраста является игра, а также появляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.

В сюжетных играх воспитанники легко используют различные предметы-заместители (например, кубик в качестве мыла). Это развивает фантазию и воображение ребенка. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми, ребенок сам может выполнить ту или иную роль. В игре развивается умственная активность ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.

Новые черты появляются в общении воспитанников с воспитателем. Дошкольники стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах дошкольников к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с воспитанниками помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Главное предвидеть поступки воспитанников и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Развиваются эстетические чувства дошкольников. Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к дошкольникам, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития дошкольников в средней группе детского сада.

Длительность ООД ……20 минут………….../соот. требованиям САНПиНа/ или /не соот. требованиям САНПиНа/ причины……..

Актуальность выбранной темы: Информируя о ближайшем окружении в процессе целевых прогулок, воспитатели осуществляют важную воспитательную задачу - формирование реалистических знаний, без которых невозможно овладение систематизированными знаниями, т.е. установление объективных связей между предметами и явлениями природы, среди которых ведущими являются причинные. Именно установление таких связей характеризует уровень детского мышления. Нельзя переоценить роль целевых прогулок для развития у дошкольников  познавательных интересов и наблюдательности - исключительно важных качеств в подготовке к школе.

Соответствие ООД с рабочей программой: соответствует

Предварительная работа с воспитанниками: рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Улицы города», разучивание физ.минутки «Буратино», чтение стихотворения С.Маршака «Наша улица».

Цель ООД: Способствование формированию представлений о безопасности на улице.

Задачи:

Образовательные:

 - формировать элементарные представления об улице, обращать внимание воспитанников на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть;

- закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад;

- поощрять дошкольников, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

 Развивающие:

 -  развивать любознательность, память, внимание, речь;

-   обогащать словарный запас.

Воспитательные:

 -  воспитывать у дошкольников любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Организация предметно – пространственной среды: демонстрационный материал, ИКТ.

Формы организации детей на занятии: фронтальная, индивидуальная.

Тип занятия: формирование новых знаний

Этапы

1этап. Организационный (1 мин.)

Дидактическая задача: Создание положительной эмоциональной направленности, обеспечение психологической готовности к общению.

Форма организации: групповая

Методы: словесный, игровой

Анализ (что удалось, что не удалось....) Удалось настроить воспитанников на общение, создать положительную эмоциональную атмосферу в группе.

2 этап. Мотивационный (проблемно – поисковая ситуация). (1 мин.)

Дидактическая задача: Активизировать мотивацию на предстоящую совместную игровую и двигательную деятельность. Активизировать интерес к занятию.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный

Анализ (что удалось, что не удалось....) Удалось повысить уровень учебной мотивации.

3 этап. Основной. Усвоение новых знаний. (8 мин.)

Дидактическая задача: Формировать элементарные представления об улице, обращать внимание воспитанников на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, игровой

Анализ (что удалось, что не удалось....) Различают многоэтажные и одноэтажные дома, уверенно знают правила ПДД.

4 этап. Закрепление знаний и творческое применение (решение проблемной и поисковой ситуации). (8 мин.)

Дидактическая задача: Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад.

Форма организации: индивидуальная

Методы: словесный, игровой

Анализ (что удалось, что не удалось....) Воспитанники знают, на какой улице находится детский сад.

5 этап. Заключительный. Рефлексия (оценка детской деятельности) (2 мин.)

Дидактическая задача: Выявить интересы и трудности, с которыми воспитанники столкнулись.

Форма организации: индивидуальная

Методы: словесный, игровой.

Подведение итогов - общий анализ:  (достигнута ли цель в соответствие с триединой задачей, психологическая атмосфера, дифференцированный подход к детям и тд. ) Цель ООД достигнута в соответствии с триединой задачей, воспитанники успешно справлялись с заданием, им было очень интересно достигать своих результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посмотрите, какая красивая улица, как много домов на нашей улице. Все они разные: одноэтажные, пятиэтажные и многоэтажные. В этих домах живут люди. (Показывает жилые дома.) Что кроме жилых домов есть на нашей улице? (Магазины, киоски, деревья, кусты, автостоянка, автобусная остановка и т. д.) Есть здесь здания, в которых люди работают?

Слайд 2

Воспитатель интересуется, знают ли дети, на какой улице находится их детский сад, на каких улицах они живут. Если дети не знают, то педагог называет адрес детского сада. Объясняет, что знать название улицы, номер дома, квартиры надо обязательно. Предлагает каждому ребенку спросить у родителей свой домашний адрес и запомнить его.

Слайд 4

Да, это здание – аптека. Как вы об этом узнали? (Ответы детей.) Здесь можно купить лекарства для больного.

Слайд 5

Ребята, для чего нужна улица? (Чтобы дома стояли, люди гуляли, машины ездили.) На какие две части можно разделить улицу? (Часть, где стоят дома и ходят люди и часть, где ездят машины.) Да, верно! Машины движутся по проезжей части улицы, которая называется дорога или шоссе. Педагог. Что вы можете сказать о проезжей части? Какая она? Большая или маленькая, узкая или широкая, тихая или шумная? (Большая, шумят машины, широкая.) Верно, наша дорога длинная, широкая. Машины движутся по одной и по другой стороне дороги. Ребята, теперь вы знаете, как называется часть улицы, где ездит транспорт. А как называется часть улицы, где ходят пешеходы? (Дорожка, асфальт, тротуар.) Правильно это тротуар. Давайте вместе еще раз произнесем сложное слово «тротуар». Все пешеходы должны соблюдать правила. Обратите внимание на то, что люди, как и машины, идут по одной стороне тротуара и по другой, чтобы не мешать друг другу. Педагог. А сейчас я расскажу вам о правилах для пешеходов. – По улице надо идти спокойным шагом. – Идти следует только по тротуару, по правой стороне. – Проезжую часть дороги надо переходить только в определенных местах, по переходам. – На дороге нельзя играть, кататься на санках, коньках, велосипеде. Когда вы станете постарше, то узнаете о других правилах и законах улицы. Может случиться так, что вы потерялись и не знаете, куда идти. Но назовите свой адрес и взрослые помогут вам попасть домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД на тему «Где ты живешь?» (Ознакомление с предметным окружением и социальным миром) для детей 4-5 лет

Цель: Формирование представления об особенностях жизни в деревне и в городе.Образовательные задачи: - Рассказать, зачем нужен дом животным и человеку- Показать отличия городского дома от деревенского....

Конспект занятия по ОО «познавательное развитие» по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром в подготовительной группе на тему: «В мире материалов»

Конспект занятия по ОО «познавательное развитие» по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром в подготовительной группе на тему: «В мире материалов»...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) в группе раннего возраста «Кто в домике живет?».

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, приучать находить и показывать игрушки по названию....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром «Предметы личной гигиены».

Возрастная группа: средняя группаЦель: Формирование у детей потребность быть здоровыми.Задачи:Образовательные: Уточнить  и  систематизировать  знания  детей  о  том,...

Конспект НОД по теме «Транспорт родного города». Средняя группа Ознакомление с предметным окружением и социальным миром.

Цели. 1. Формировать представления о транспорте и его назначении. 2. Формировать представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный). 3. Закреплять название родного города, формировать ч...