Система театров в рамках организации художественно-эстетического воспитания детей
консультация

Система театров в рамках организации
художественно-эстетического воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznovidnosti_teatra.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Система театров в рамках организации
художественно-эстетического воспитания детей

ТЕАТР НА ПРУЖИНКАХ

Цель:

Развитие мелкой моторики, эмоционально-чувственной сферы, произвольности, повышение уровня межличностных отношений между взрослыми и детьми.

Материал для изготовления: разноцветная бумага, клей, ножницы, проволока, картон, фломастеры.

Способ изготовления: склеиваем концы полосок: одна сверху, другая – снизу, полоски располагаем под прямым углом. Кладём их на стол v-образным выступом к себе. Загибаем одну полоску на другую и продавливаем линию сгиба. Потом загибаем верхнюю полоску на нижнюю и также продавливаем сгиб. Продолжаем загибать полоски друг на друга, пока не закончится вся бумага. У вас получается пружинка (аналогично сгибается пружинка из проволоки). Вырезываем нужную фигурку, раскрашиваем её и приклеиваем на край пружинки. Можно изготовить специальную коробочку, в неё сложить пружинку, когда вы её откроете, освобожденная пружинка развернётся.

Использование персонажей этого театра – приятный сюрпризный момент на любом занятии. А во время досуга данные игрушки – это лучшие друзья ребят.

Изготовление, обыгрывание данных игрушек создаёт особые условия для улучшения взаимодействия между родителями и детьми и положительно влияет на развитие дошкольников.

ПЛОСКОСТНОЙ ТЕАТР (по сказке "Сивка-Бурка")

Цель: развитие эмоционально-чувственной сферы, творческой фантазии, психических познавательных процессов, эстетического вкуса.

Материал для изготовления: фанера, лобзик, копировальная бумага, жилка, выжигатель, наждачная бумага, лак.

Персонажи и атрибуты: Сивка-Бурка, домик, природный материал для украшения.

Изготовление: Для плоскостного театра лучше выбирать произведения, где персонажи много передвигаются. Герои сказки переводятся через копировальную бумагу с иллюстрации на фанеру, затем вырезываются с помощью нужной пилки. Вырезанную фигурку обработать наждачной бумагой, а края выровнять и обжечь выжигателем. Готовый персонаж покрывается бесцветным лаком по дереву. Для каждого персонажа делается своя подставка.

Плоскостной театр можно показывать детям всех возрастов. Плоскостные фигуры поворачиваются к зрителям то одной, то другой стороной и раскрашены с обеих сторон. Такой театр является великолепным украшением интерьера групповой комнаты, спальни, приемной. Он практичен и долговечен. Игрушки-персонажи создаются коллективно - взрослый работает лобзиком и другими инструментами, а дети украшают декорации и др. атрибуты – раскрашивают травку, бабочек, цветы. Такая работа формирует умение трудиться вместе, помогать друг другу, стремиться преодолевать трудности, радуясь совместным успехам, поэтому персонажей и атрибуты можно с успехом использовать как на занятиях, так и во время досуга. Спектакли с использованием игрушек глубже развивают у детей художественные способности, учат понимать и сопереживать героям.

ТЕАТР МАСОК

Цель: развитие эмоциональной сферы, воображения, эстетического восприятия, художественного вкуса.

Материал для изготовления: доска для лепки, сухая глина, вода, гуашевые краски, кисти, палитра, баночки для воды, стеки, салфетки.

Способ изготовления: увлажняем глину, чтобы она стала мягкой и податливой. Хранить глину для лепки в полиэтиленовом пакете (если предполагается несколько дней – в холодильнике). Необходимо придать форму поделке, какая вам нужна: при этом нужно ее хорошо просушить, затем покрыть белой водоэмульсионной краской, затем раскрасить красками. Последний этап изготовления – просушивание в муфельной печи (обжигание).

Персонажи: маски с разными эмоциональными выражениями.

Яркими, красочными масками можно украсить интерьер группы, оформив стенд "Вернисаж масок", их можно использовать в коррекционной работе по развитию эмоциональной сферы детей, в процессе индивидуального общения с детьми, а также для деятельности в группе, например, организовать "музей масок". Данные маски можно использовать как необходимую часть театрального костюма.

Процесс изготовления масок из глины прост и увлекателен – дети с лёгкостью справятся с ним. Театр с успехом побуждает детей к театрализованной игре, служит украшением интерьера группы.

ТЕАТР ИЗ КЛУБКОВ

Цель: развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, снятие незначительных проблем у детей, испытывающих трудности в общении.

Материал для изготовления: клубок ниток, цветная бумага, клей, ножницы, нитки, иголки, вата.

Способ изготовления: к клубку ниток добавляют другие материалы, что помогает подчеркнуть черты задуманного образа. Для прикрепления деталей от клубка отматывают нитку длиной 25-40 см, прикладывают к клубку деталь (нос, уши, лапы и др.) и закрепляют, обматывая ниткой. Глазки пришивают. Если ниток не очень много, то в середину клубка можно положить кусочек ваты, шарик из ткани, а сверху обмотать нужными нитками одного или нескольких цветов. Для того чтобы игрушка была полностью закончена, клубочек крепится на подставке цилиндрической формы. Цилиндрик оформляется ножками и другими атрибутами – персонаж готов.

Работа с клубками нравится детям своей простотой и выразительностью результата. Эти игрушки привлекают малышей своими круглыми формами, по-разному пересекающимися витками ниток, забавными мордочками.

Данный театр можно использовать на занятиях, в играх, показе спектаклей и др.

Особая роль принадлежит этим игрушкам в коррекционно-развивающей работе с детьми, по формированию коммуникативных функций и развитию психических процессов.

Театр также служит украшением интерьера группы, позволяет гибко зонировать пространство групп.

ТЕАТР ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА

Цель: развитие воображения, творчества, самостоятельности, формирование умений доводить начатое дело до конца, развитие выразительности речи, расширение опыта взаимодействия с другими.

Материал для изготовления: шишки, палочки, кора, сухоцветы, камешки, листики, семена и др., природный материал.

Способ изготовления: подбор способов изготовления, сбор материала, изготовление дополнительных деталей, предметов для оформления декораций.

В ходе творческой деятельности ребёнок делает множество открытий, добивается личных достижений, экспериментирует с различным материалом.

В группе появляется корзина. Дети вместе с воспитателем начинают спектакль. Спектакль, который зарождается на глазах у зрителя. Из корзины вынимается различный материал: шишки, желуди, орехи, спички, очищенные от серы и др. И начинается творчество! Вот шишки: если сверху надеть половинку ореха – получается голова в шляпке. Именно материал и его особенности активизируют изобретательность детей, ориентируют их в решении возникающих проблемных ситуаций, дают пищу для создания неожиданных образов. Смастерив игрушки своими руками, дети играют, придумывая сюжет для сказки. Дети более бережно относятся к таким игрушкам, любят их, гордятся своими поделками.

Использование игрушек из природного материала возможно как на занятиях познавательного цикла, так и в процессе продуктивной деятельности детей и в свободной игровой деятельности.

ТЕАТР ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
(по сказке "Заюшкина избушка")

Цель: развитие творческого воображения, конструктивных способностей. Закрепление навыков работы с природным материалом. Совершенствование умений самостоятельно определять последовательность работы.

Материал для изготовления: пустые коробочки, яйцо киндер-сюрприза, цветная бумага, шишки, пластилин, клей, ножницы.

Способ изготовления: коробочки от духов обклеиваем цветной бумагой, придавая им вид лубяной и ледяной избушек.

Из еловых шишек различной величины, окрашенных в зеленый цвет, делаем деревья, кустарники.

Из цветной бумаги вырезать глаза, из пластилина вылепить уши, хвост, лапки, всё это приклеить к яйцу киндер-сюрприза, придавая образ того или иного животного.

Неповторимость данного театра в том, что он выполнен руками детей, что особенно ценно. Огромное желание вызывает у детей игра с персонажами данного театра, обыгрывание не только этой сказки, но и других сказок, инсценировок. Дети проявляют изобретательность, фантазию как в изготовлении фигурок, декораций, так и в самой игре.

По мере знакомства с театром и его героями у детей появляется желание объединиться в небольшие творческие группы, что служит естественным условием развития коллективной игры.

ТЕАТР МОДЫ

Цель: знакомство с историей костюма, определение его назначения, знакомство с возможными вариантами декора. Развитие театральных представлений, творчества, воображения, фантазии. Формирование коммуникативных навыков, опыта взаимодействия. Воспитание нравственных качеств ребёнка.

Материал для изготовления: лоскутки цветной и однотонной ткани разной фактуры, пряжа, разные украшения. Герои и атрибуты: подиум, кукла "Барби", декорации для спектаклей.

Способ изготовления: выкройка, шитье, украшение, укладка волос.

Проявление самостоятельности в выборе собственного стиля жизни дети начинают с самого понятного – стиля в одежде. Дети знакомятся с историей костюма, рассматривают с помощью иллюстраций, журналов мод возможные варианты, определяют назначение костюма, знакомятся с элементами декора, подготавливают дополнительные украшения. Вместе со взрослыми придумывают и делают эскизы. Дети здесь не только активные зрители и пользователи готовых костюмов, но и сами под руководством взрослого могут изготовить простые модели, украшения, причёски. Создание моделей – занятие необыкновенно увлекательное и творческое, которое по душе детям и взрослым. Классические, романтические, авангардные костюмы, причёски, шляпки, сумочки, ремни становятся неизменным дополнением мужской и женской одежды.

Сотворив такую красоту, просто невозможно удержаться от показа моделей, спектаклей, инсценировок, ролевых игр. Играют дети с куклами долго и увлекательно и не только девочки, но и мальчики.

ТЕАТР ИЗ БУМАГИ

"ОРИГАМИ" (по сказке "Кто сказал "Мяу")

Цель: развитие конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, совершенствование трудовых навыков.

Материал для изготовления: бумага цветная, клей (для оформления поделок), ножницы.

Герои и атрибуты: щенок, петух, кошка, рыбка, лягушка, пчела, пёс, мышка, цветы, деревья, конура для пса.

Способ изготовления: все поделки изготавливаются на одной базовой форме – треугольнике.

Затем дети проявляют фантазию: наклеивают глаза, рот, хвостик, крылышки.

Пример изготовления ёлочки (декорация): заготавливаем 3 квадрата зелёного цвета разного размера. Все квадраты сгибаем по диагонали, склеиваем у полученных треугольников вершины. У среднего и маленького треугольников делаем надрезы. Вставляем большой треугольник в отверстие среднего, а средний – в маленький.

Сделав игрушки своими руками, дети бережно относятся к ним, передают опыт изготовления своим сверстникам, внося творческие замыслы в совместные игры и представления.

Поделки в стиле "Оригами" позитивно зарекомендовали себя в организации предметно-развивающей среды и украшении интерьера группы и других помещений.

Многие родители с интересом занимаются с детьми "Оригами", способствуя развитию творческих и театральных способностей детей.

ТЕАТР ВЯЗАНОЙ ИГРУШКИ (по сказке "Гуси-лебеди")

Цель: развитие творческого воображения, познавательной и эмоциональней сфер, психических познавательных процессов, опыта взаимодействия со сверстниками.

Материал для изготовления: разноцветная пряжа, бросовый и природный материал, крючок.

Куклы и атрибуты: Машенька, Ивашка, гуси-лебеди, баба-Яга, печка, яблонька, речка, избушка на курьих ножках, рисованные декорации, подиум.

Способ изготовления: вязание из пряжи крючком, спицами, сшивание деталей.

Уникальность и неповторимость данного театра, выполненного мастерами-родителями и детьми, особенно привлекает детское внимание, усиливает желание играть с персонажами отдельно, просто рассматривать, показывать театральное представление по сказке, придумывать свой сюжет и обыгрывать его.

Знакомясь с этим театром, дети восторженно радуются, обмениваются впечатлениями, эмоционально обсуждают каждого героя, характеризуя его манеру взаимодействия с другими героями сказки.

Подготавливая представление, каждому ребёнку хотелось водить героев, исполнять какую-либо роль, т.е. сами герои стимулировали детей на точную передачу характеров персонажей.

Дети наяву увидели и узнали специфику традиционной одежды героев (лапти, сарафан, рубашка-косоворотка), о которой рассказывали детям музейный педагог, воспитатели.

ТЕАТР КУКОЛ ИЗ СТАРЫХ ГАЗЕТ

Цель: развивать мелкую моторику рук, прививать навыки сотворчества. Пробуждать творческое воображение, фантазию. Развивать эмоциональную сферу, коммуникативность.

Материал для изготовления: старые газеты, упаковки из-под фруктов, нитки, клей, ножницы, бросовый материал.

Способ изготовления: газету, сложенную вдвое, хорошенько помять, развернуть, встряхнуть, расправить. Из другого газетного листа скатать большой ком для изготовления головы персонажа (диаметр головы зависит от величины изготавливаемой куклы), затем положить на середину развернутого листа. Края газеты собрать, завязать узелком под получившимся шариком – это голова куклы. Из половины другой газеты скручиваем трубочку (если потребуется две) для рук и ног будущей куклы. Длинные концы газеты под головой развести на две стороны и вложить туда одну трубочку-скрутку. Ещё раз снизу перевязать длинные концы – руки готовы. В оставшиеся газетные концы вкладываем вторую трубочку-скрутку и снова крепко завязываем снизу, лишнее у газетных концов отрезаем. Теперь следует определить длину рук и ног по отношению к туловищу. Дополним скрутку характерными деталями: из цветней газетной бумаги смастерим юбочку, блузку, брюки и т.д., нарежем волосы-паричок и приклеим их. Волосы можно завить на карандаш. Наклеим глаза, рот, носик. На голову смастерим шляпку из упаковки для апельсинов и украсим ее.

Всё то, что вчера было не нужным, стало таким милым и необходимым, что дети с большим желанием играют в эти игрушки, обыгрывают различные сюжеты. Была одна кукла, а вот появилась ещё одна и ещё... Можно играть сказку, вот только декорации изготовить.

ТЕАТР ЗЛЫХ И КОВАРНЫХ ГЕРОЕВ.

Цель: развивать у детей умение чувствовать настроение окружающих и адекватно на него реагировать, формировать опыт эмоциональной саморегуляции.

Материал для изготовления: бумага, потолочная плитка, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти, ножницы.

Персонажи и атрибуты: маски злых и коварных героев.

Способ изготовления: на квадрате потолочной плитки рисуем маску простым карандашом. Раскрашиваем гуашевыми красками. Нарисованную маску вырезываем ножницами. Для каждой маски изготавливаем подставку.

Эмоции играют важную роль в жизни человека. На основе персонажей данного театра дети познают мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, испытывают разные чувства и ко всему выражают своё отношение.

Театр "Злых и коварных героев" можно использовать на занятиях, а также во время проведения досуговых мероприятий, тренингов – это является особым приёмом, наводящим детей на дополнение и обогащение воображения, позволяющего им обеспечить адекватную реализацию коммуникативных потребностей.

Простой в изготовлении и эксплуатации театр "Злых и коварных героев" оказывает положительное влияние также на речевое развитие детей. Использование данного приёма при проведении игр и упражнений позволяет построить процесс обучения интересно и зрелищно.

ТЕАТР НА ЛОЖКАХ (по сказке "Репка")

Цель: развитие психических познавательных процессов, эмоциональной сферы, творческого воображения, коммуникативности, выразительности речи.

Материал для изготовления: деревянные ложки разных размеров, бросовый материал, остатки пряжи, меха, капроновые чулки, колготки, пуговицы, бусинки, ткань для костюмов.

Атрибуты и персонажи: подставки с отверстиями для ложек, рисованные декорации, репка, дед, баба, внучка, собака, кошка, мышка.

Способ изготовления: на ложку натягивается и зашивается капрон (чулки, колготки), форма и детали лица (щёчки, бородка) также придаётся кусочками капрона, глазки – бусинки, пуговицы и т.д. Пошив костюмов для персонажей сказки, изготовление и передача форм животных –  кошки, собаки, мышки.

Увлекательным и необычным является театр на ложках, который привлекает детей своей простотой, выразительностью, удобством в действии. Дети не только играют сами, но и показывают для публики, в качестве которой часто выступают дети младших групп, представления. Общаясь друг с другом в игре, показывая сказку малышам, дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки, приобщаются к театральной культуре, развивают выразительную речь.

ТЕАТР ИЗ СПИЧЕЧНЫХ КОРОБКОВ

Цель: развивать артистичность, речь, память, воображение, умение действовать по сюжету, вести диалог. Обогащать чувственно-эмоциональную сферу.

Материал для изготовления: пустые спичечные коробки, цветная бумага, заготовленные детали лиц людей, мордочки животных, ДВП для вращающейся декорации, иллюстрации для изготовления и наклеивания декораций.

Способ изготовления: коробки обклеенные соединяются между собой в разных вариантах и в разных количествах. Дополнительные детали вставляются между крышечкой и ящичком коробка, приклеиваются к основе, вставляются в прорези. Смена декораций происходит за счёт поворота их вокруг своей оси. На круглой основе-платформе имеются прорези, в которые тоже вставляются декорации. Платформа крепится на небольшой подставке.

Можно использовать на занятиях математикой для расширения представлений о форме и цвете, на занятиях по ознакомлению с окружающим (свойства материала и др.) Дети могут изготовить фигурки самостоятельно, в домашних условиях, поиграть с ними. Совместное со взрослыми изготовление поделок и игра пробуждает и стимулирует творческое воображение и детей, и взрослых.

ТЕАТР ИЗ ЯИЧНОЙ СКОРЛУПЫ (по сказке "Три поросёнка")

Цель: повышение уровня интеллектуальной и творческой активности, умения планировать свою деятельность, развивать диалогическое общение между взрослыми и детьми.

Материал для изготовления: яичная скорлупа, клей, гуашевые краски, цветная бумага, кисти, карандаши, пластилин.

Персонажи и атрибуты: три поросёнка, волк, сцена, декорации.

Способ изготовления: необходимо учитывать, что игрушки из яичной скорлупы очень хрупкие. Яичная скорлупа, благодаря своей форме, используется в качестве основы конструкции изделия. Из яйца осторожно удаляется содержимое (прокалывание, выдувание), затем с помощью пластилина, гуашевых красок создается соответствующий сюжету образ сказочного героя. Кроме постановок пьес-сказок, с помощью элементов "театра из яичной скорлупы" можно проводить интересные, весёлые игры. А также эти игрушки создадут особую атмосферу на музыкальном занятии. Например, музыкальный руководитель играет мелодию к сказке "Три поросёнка", а у педагога оживает на столе сказочное действо – это позволяет детям глубже понять музыкальное произведение и адекватно на него отреагировать. Использовать данный театр можно и на занятиях по рисованию.

Общаясь, дети развивают коммуникативные навыки, выразительную речь. Создавая образ, приобретают навыки планирования, развивают воображение и фантазию, а также овладевают практическими навыками работы со скорлупой.


ТЕАТР "СМЕШАРИКИ"

Цель: формировать эстетическое восприятие различных видов искусства, развивать образное мышление и воображение.

Материал для изготовления: пластмассовые шарики, нитки разноцветные, крючок.

Персонажи и атрибуты: смешарики – Крош, Нюша и др., коробка.

Способ изготовления: на круглый пластмассовый шарик надевается связанный из шерстяных ниток чехол. Затем, в соответствии с кукольным персонажем, вывязываются другие части "ожившего" героя (нос, уши, бантик и т.д.).

Дети дошкольного возраста очень любят смотреть телевизор: как это увлечение сделать познавательным, интересным, развлекательным – волнует многих педагогов. Поэтому воспитателям нашего детского сада пришла идея "оживить" мультипликационных сказочных героев. Пусть играют дети с ними наяву, экспериментируют, вносят элементы своей творческой фантазии в создание сказочной игрушки и поменьше времени проводят перед голубым экраном.

"Ожившие" персонажи приносят очень много положительных эмоций детям, влияют на развитие памяти и мышления. Велика роль этих весёлых мордашек в коррекционно-развивающей работе с детьми замкнутыми, малообщительными. А также данный приём благотворно влияет на речевое развитие; воображение. Малыши придумывают оригинальный сюжет, включая новые сюжетные линии и события. В процессе самостоятельного изготовления персонажей у детей формируется произвольность и внутренний план действий.

Данный театр можно применять как на занятиях, так и во время досуговых мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Сохранить такие ценности, как среда обитания и этнокультурное достояние могут только экологически воспитанные люди. Экологическая проблема нашла отклик в Законе «Об образовании». Одна из целей в этом ...

Педагогический совет «Система педагогического взаимодействия, направленного на физическое воспитание детей»

Материал содержит: ход педагогического совета, доклады выступающих, приложения...

Презентация из опыта работы в рамках опорной площадки по теме: «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы в рамках опорной площадки по теме: «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Фотоотчет на тему: "Реализация национально - регионального компонента в ДОУ в рамках духовно-нравственного воспитания детей"

В фотоотчете отражены мероприятия проводимые с детьми по реализации национально-регионального компонента....

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...

Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий....