Проект «Театрализованная деятельность как средство развития речи»
проект (старшая группа)

Проект «Театрализованная деятельность

 

как средство развития речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_rabota.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Театрализованная деятельность

как средство развития речи»

1. Детской речью интересовались с древних времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные заключения о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.

Мыслитель, гуманист Я.А.Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важным вещам: разуму, действию и речи — «Научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

Постановка проблемы

Автор считает, что в настоящее время у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговоре присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, сказки, песни не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движения и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка, способствуют развитию театральных навыков детей.

Опираясь на методическое пособие «Детский сад: будни и праздники», «Театральные игры дошкольников» Л.В.Артемовой, «Развитие речи и творчества дошкольников» О.С.Ушаковой, «Развитие эмоций дошкольников» В.М.Минаева, «Играем пальчиками и развиваем речь» В.Цвынтарного, «Правильно ли говорит ваш ребенок» А.И.Максакова, «Слово на ладошке» Н.Пикулевой, программу Н.Ф.Сорокиной» Театр - творчество - дети», автор рассчитывает, что эти проблемы должны решиться положительно в ходе реализации данного проекта.

Краткое описание проекта

Целью данного проекта является развитие речи детей по средствам театральной деятельности. Автор считает, что данный проект является необходимым, т.к. дети нашего ДОУ проявляют активный интерес и желание принимать участие в театрализованных представлениях, праздниках и занятиях с элементами театрализованной деятельности, проявляют навыки активного мастерства в инсценировках, что доставляет им большую радость.

В результате проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание детских произведений. И уже как вершина творческого достижения - это их участие в постановке театрализованного представления.

Автор предполагает, что в процессе данного проекта - педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения, речевого общения. Они сделают вхождение в мир театра для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт проведения различных дидактических игр, способствующих развитию речи и эмоциональному развитию. Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей и взрослых.

Цель проекта

Рассмотреть театрализованную деятельность как средство развития речи.

Задачи

1.Развивать желание знакомиться с разнообразными видами театров.

2.Развивать умение разыгрывать как элементы, так и всё театральное
представление, используя детский фольклор, основы актерского мастерства и
драматизации.

Речевой материал для сценариев специально подбирается для каждого
ребенка, участвующего в спектакле, с учетом состояния его речи. Элементы
театрализованной деятельности можно использовать и на занятиях, например:
На занятии познавательного цикла «Что для природы плохо»» дети разыграли
сценку-диалог (автор-составитель Мельникова Т.Г. на основе произведения
В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»).

1. Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

- Что для природы хорошо,

Что для природы плохо?

2. У меня секретов нет

Слушайте, детишки,

Папы этого ответ         

Помещаю в книжке.

3. Вот завод вблизи домов

Гарь вокруг и сажа

Дышать стало тяжело

Плохо, очень даже!

4. Если ты посадишь сад

Или просто кустик

Это очень хорошо

Дышать намного лучше.

5. Ты мороженое купил

И конфет немного

Фантик бросил на асфальт,

Это очень плохо!

6. Этот мальчик сам с вершок,

Мусор убирает.

Это очень хорошо!

Это каждый знает!

7. Ну, а дядя, ай, ай, ай,

Подъехал к дому важно,

Он ждет уже который час,

А из трубы- о ужас!

Вонючий, едкий, черный газ.

8. А это вот подъехал друг-

Выключил машину,

Чтобы дети во дворе

Не дышали дымом!

9. Этот вот рогатку взял,

Гнезда разоряет

Птицы больше не поют,

Они не прилетают.

10.Эти дети молодцы!

Папе помогают,

Скворечник сделали они,

Кормушки поправляют.

11.Речка синяя течет,

Люди загорают.

Карапуз мусор несет

В воду все бросает.

12. Ну, а рядом, посмотри,

Дочка с мамой вместе

Собирают мусор весь,

Очищают речку.

13. В сад детишек привели

Посмотреть цветочки

Не удержались малыши,

Вырвали листочки.

Подержали - не нужны,

Бросили, забыли.

Вот так, не подумав, вы

Цветочки погубили.

14. Надо было посмотреть,

Полюбоваться садом.

Можно дома посадить

Семена, рассаду.

15. Мальчик радостный пошел

И решила кроха:

Беречь природу хорошо!

Губить природу плохо!

 

А на другом занятии: «С кем дружат витамины?» дети, надев
соответствующие шапочки, рассказывают о пользе витаминов (автор текста
Мельникова Т.Г.).

Витамин «А»: Посмотрите на меня,

Я веселенький всегда

Улучшаю я для зренья

И для роста помогу.

Морковку с яблоком съедите

Сухость кожи устраните.

Рыбий жир не забывайте,

Фрукты кушайте всегда

И тогда проблем не будет-

Укрепятся волосы.
Витамин «В»: У вас занятия с утра,

К тому же близится зима,

А чтобы вы не утомились,

От нервных стрессов оградил

Не забывайте про меня.

Кашу варите из гречки, овса,

И хлеб не забудьте,

Он всему голова.
Витамин «Д»: Чтоб рахита избежать,

Чтобы кости укреплять,

Я советую, друзья,

Про витамин «Д» не забывать.

Утром масло и желток,

Запьем рыбьим жиром разок,

А на солнце полежим,

Кости все и укрепим.

Витамин «С»: Если рана - не беда,

Вам поможет аскорбиновая кислота.

Ешьте овощи и фрукты,

Ешьте ягоды, тогда

Укрепятся кости, мышцы,

Не придет к вам и цинга.

Витамин «Е»: Чтобы мышцы укреплялись,

И жиры все растворялись,

Пей побольше молока,

Ешь жиры и растительные масла.

Ты меня не забывай,

Витамин «Е» употребляй.

Витамин «К»: Кровь сворачиваю я,

Витамин простой я - Ка.

Найдете меня в шпинате,

В капусте, в крапиве, в томате.

И в печени быстро меня вы найдете,

Тогда уж и кровью не истечете.

После очередного занятия по развитию речи, дети поняли, что воздушные
шарики можно не только подбрасывать, пинать и лопать. Их можно оживить!

Шар воздушный я надую,

Глазки, ротик нарисую.

Друга как-то назову

Сказку всем вам расскажу. (Мельникова Т.Г.)

Дети надували воздушные шарики и фломастерами рисовали им лица:
веселое, грустное, злое, доброе... Придумали имена шарикам и озвучили их:
веселый шарик спел песню про улыбку, злой - песенку волка и т.д.

А дома с родителями дети рисовали на шариках мордочки животных и
разыгрывали сказки всей семьей, придумывая сюжеты сами.

Проводя для родителей день открытых дверей, дети, организовали
экскурсию по группе, рассказали, какие сюжетно-ролевые игры есть в группе,
что используем для физкультурных занятий (автор текста Мельникова Т.Г.).

1. Дом, семья - это родное,

Как в нее не поиграть?

Мебель есть, посуда в доме,

Белье можно постирать.

Постирать, потом погладить,

Телевизор посмотреть,

Полежать чуть на диване,

Или песенки попеть.

2. Магазины, как без них,

Их много в городе моем,

Обойдемся и своими,

Далеко мы не пойдем.

3. Привезли торты, конфеты.

Хлеб есть свежий, колбаса,

Покупайте, не стесняйтесь,

Цены низкие всегда.

4. Ну, а если вдруг случайно

Ваш желудок не сварил

Колбасу, конфеты, торты,

Не волнуйтесь - вылечим.

5. Есть больница и аптека,

Все лекарства подберем,

Все помажем, забинтуем,

Поставим банки и укол.

6. Ну, вот и все, мы подлечились.

И опять жизнь хороша.

Друзья звонят по телефону,

И в гости нам идти пора!

7. В гости - это не проблема.

- Надо платье подобрать.

- Бусы может я надену?

Или стрижку поменять?

8. Вот и все - мы нарядились

И автобус подошел.

- Передайте на билетик,

 Кондуктор строгий подошел.

9. Путешествовать приятно мне

Всегда на корабле.

В бинокль видно всю округу

Флаг российский на корме.

10. У матросов бескозырки,

Рация, и без труда,

Если что-то вдруг случиться

«SOS» - передадут всегда.

11. А еще люблю я «фото».

Это чудо - согласись,

То я грустный, то веселый,

То модель я, то артист.

12. Вот и все, уже в гостях я,

А в гостях всегда друзья

Угощают сладким чаем

И конфеткой иногда.

1. Упражнения на зарядке

Интересней выполнять,

Если в руки взять платочки,

Ленты или флажки взять.

2. Ленты также пригодятся

Нам для танцев, а еще

Закрепить названье цвета

 Цвет запомнить нелегко.

3. Чтобы спинки прогибались,

Мы поставим две дуги,

По болоту пробегая,

Круги - кочки нам нужны.

4. Если будешь космонавтом,

Тренируйся иногда,

По спирали повращайся,

Чтоб не кружилась голова.

5. С давних пор у нас в России

Тянут силачи канат.

А еще по нему можно

Походить, как акробат.

6. Для занятий физкультурных

И мешочки нам нужны,

Вырабатывать осанку

Все быть красивыми должны.

7. Говорят, что на подошвах

Точки есть прям для всего.

Массажировать подошвы

По дорожкам хорошо.

А еще массаж на спинке

И полезен и хорош.

Но без варежек массажных

Ты ведь это не поймешь.

8. Все бывает за день в группе,

Мы друзья, но вот беда,

Не доволен чем-то Владик,

Кулаки уже он сжал.

9. Подойди скорее к груше,

Постучи и все пройдет.

И опять уж весел Владик

И твой друг не заревет.

10. Глаза будут видеть зорко,

Тренируй их не спеша.

Можешь в цель покидать шарик,

Кегли сбить, иль поиграть в рыбака.

11. А для игр нам пригодятся-

Мячи, маски и рули.

Все это просто для того,

Чтоб в школу мы здоровыми пошли.

После такой экскурсии по группе, родители остались очень довольны. Мы вместе сделали вывод, что рифмованные строчки дети лучше запоминают, быстрее раскрепощаются, и все хотят участвовать в театрализованных сценках.

Родители также согласились, что для успешного результата в работе очень актуально и важно развивать эмоциональную сферу детей.

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно необходим, но он должен преследовать интересы родителей. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизнедеятельности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, которой обладает ребенок с рождения.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Такие игры проводятся с детьми в любое свободнее время по одной или несколько за один раз.

Нравятся детям игры, в которых фигурируют персонажи сказок. Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения в этих героев.


PАДИОПЕРЕДАЧА


Тема: «Какой подарок ребенок хотел бы получить на Новый год».

Программные задачи:

- Познакомить детей с интересной формой работы - интервью. Учить детей особенностям диалогической речи. Связно, последовательно, выразительно строить ответы. Быть внимательными к деталям, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов;

- Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями;

- Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, умение слушать и без надобности не перебивать.

СЦЕНАРИЙ

Ведущий: - Добрый день дорогие радиослушатели. В эфире радиопередача «Супердетки», на волне 146 и 7 «Планета детства».

Сегодня в эфире «Окся - труженица». В гостях у нас воспитанники детского сада №19 г. Новоалтайска «Ласточка».

Тема сегодняшнего эфира « На пороге Новый год - детвора подарков ждет».

Речь пойдет том, какие подарки хотели бы получить дети от своих родителей. Первому слово дадим Жене Шмакову

- Женя, каким бы ты подарок хотел получить на Новый год?

Женя:

«Дорогая мамочка подари мне, пожалуйста, джип на пульте управления. Он должен быть красного цвета, с кузовом, на больших колесах. Он точно такой же, как в кино «Няньки», который показывают по четвертому каналу. Когда ты мне его подаришь, я тебя поцелую и подарю одну розочку».

(В студии раздается телефонный звонок)

Ведущий: Минуточку, у нас звонок. Представьтесь, пожалуйста;

- Меня зовут Татьяна. Я из города Новоалтайска. Я хочу передать привет всем сотрудникам детского сада «Ласточка» и передать в подарок новогоднюю песню. (Звучит песня).

У микрофона Арина Бондаренко:

- Здравствуй милая мамочка. Это я дочка твоя. Я хочу, чтобы ты мне подарила красивые, красные туфли на каблуках, блестящие с камушками. Я их очень, очень сильно хочу эти туфли, потому что у девочек в нашей группе такие туфли уже есть. Если ты мне эти туфли купишь, я обещаю тебя не огорчать и всегда слушаться.

У микрофона Лиза Заводская:

- Дорогая мамочка, я хочу часы розовые, чтобы они крутились на руке, еще хочу красную помаду как у мамы настоящую, чтобы красится и подвеску на шею, буду тогда красавицей.

У микрофона Санкин Саша:

- Я хочу огромный радиоуправляемый самолет, чтобы туда щенка
своего посадить и его запустить вверх на потолок и по потолку, чтобы он у меня летал, а я с ним не сяду, а буду пультом управлять.

Ведущий:

Сейчас для всех сотрудников детского сада звучит эта композиция. Дорогие мамы и папы, надеюсь, вы услышали своих детей. И их мечты будут исполнены.

С наступающим Вас Новым годом!

Пока, пока. Слушайте нас через неделю в это же время. Для всех звучит следующая композиция. В передаче принимали участие:

1. Ведущий: Иванова О.И.

2. Дети:

Женя Ш. (Мельникова Т.Г.)

Лиза З  (Гринимайер Е.А.)

 Арина Б. (Приходько О.Г.)

 Саша С. (Новикова Н.Ю.)

3. Муз сопровождение: Бойко Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей"

Цель: развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно....

Проект "Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников"

У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера, и значительная часть детей остается вне этого вида искусства. Театрализованные...

Методическая разработка - Проект "Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей"

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....

Проект "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Проект "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"...

Проект "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"

Проект "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"...

Проект «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей»

Информационная часть проектаАвтор проекта: Кириллова Лилия ГазуллаевнаНазвание проекта: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей»Должность и место работы: воспитате...