Методическая разработка круглого стола для педагогов «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»
методическая разработка
Методическое мероприятие направлено на развитие профессиональной компетентности, активной позиции педагогов в обсуждении актуальных проблем развития дошкольного образования, умение выражать свою профессиональную позицию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, корректно возражать своим оппонентам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krguglyy_stol_dlya_pedagogov.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников № 4 «Ручеек»
Методическая разработка круглого стола для педагогов
«Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»
Составитель:
Шаримова Л.В.,
старший воспитатель
Круглый стол для педагогов
Тема «Сущность изменений, происходящих в образовании на современном этапе»
Цель: психолого – педагогическое сопровождение педагогов ДОО в процессе внедрения ФГОС ДО.
Задачи: развивать профессиональную компетентность, активную позицию, умение анализировать, обогащать и транслировать опыт своей педагогической практики, умение работать в команде.
Рекомендации по проведению: круглый стол проводится в форме диалога, в процессе которого педагоги обсуждают актуальные проблемы развития дошкольного образования, выражают свою профессиональную позицию, вступают в дискуссию друг с другом, аргументировано отстаивают свою точку зрения, корректно возражают оппонентам.
Структура проведения: обмен мнениями.
Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, мультимедийный проектор, презентация.
Ход мероприятия
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги! Приглашаю вас к разговору на тему изменений, которые происходят в образовании на современном этапе. Предлагаю начать круглый стол с поиска ответов на вопросы «Кто я как воспитатель?» и «Кто такой ребенок?».
Старший воспитатель: закончите фразу «Воспитатель это….» (высказывания педагогов).
Старший воспитатель: подводя итог вашим высказываниям можно отметить, что «воспитатель» - специалист, на основе имеющейся у него квалификации и опыта, способный развивать растущего ребенка средствами своей развитой личности. Основные признаки воспитателя: результат деятельности (развитие ребенка), средства деятельности (опыт и образование) и главное условие (саморазвитая личность).
Перейдем ко второму вопросу: «Кто такой ребенок?» (высказывания педагогов).
Старший воспитатель: таким образом, ребенок – активно развивающаяся и растущая личность, способная познавать мир с помощью взрослого. Главная задача - дошкольное образование должно быть направлено на удовлетворение сиюминутных, ситуативных, спонтанных интересов ребенка, поскольку именно в них заложен источник развития.
Старший воспитатель: отправной точкой перемен в образовании с 2012 года на современном этапе стали нормативные правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановление от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении САНПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08. 2013 г;
- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Старший воспитатель: Я думаю, вы согласитесь с мнением, что педагог в первую очередь должен понимать основополагающие принципы стандарта и его базовые положения. До тех пор пока педагог не будет понимать и реализовывать основные принципы и базовые положения стандарта, мы не можем сказать, что стандарт внедрен в практику.
Первый принцип, который разработчики заложили в стандарт - поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства.
Вопрос для обсуждения: как вы понимаете принцип сохранение уникальности и самоценности детства? Как вам удается разнообразить детство? (высказывания педагогов).
Старший воспитатель: модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной, в которой главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само»? Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка. Вот тогда мы можем получить те целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.
Зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника.
Многие родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, тем самым не понимают, что лишают детей настоящего детства, всего того, что происходит «здесь и сейчас». Психолог В.Запорожец выступал против неразумной торопливости, акселерации детского развития. Т.Волосовец, одна из разработчиков ФГОС ДО, утверждает, что «ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после 7 лет. Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень. Сегодня дошкольное образование рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период жизни ребенка.
Таким образом, подчеркнув всё выше сказанное, можно сказать, что сохранить самоценность дошкольного детства можно при помощи:
- создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства;
- развитие ребёнка в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать, решать примеры;
- личностно-ориентированной модели взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка;
- сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают.
Старший воспитатель: Давид Иосифович Фельдштейн, вице-президент РАО, доктор психологических наук сказал: «Перед нами ребенок 2010 года – младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов …, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал ДРУГИМ!» В связи с этим хочется порассуждать.
Вопрос для обсуждения: Ребенок 21 века: какой он? (высказывания педагогов).
Старший воспитатель: на слайде вы видите значимые изменения современного ребенка и ситуации его развития (по материалам исследования РАО и РАМН).
Старший воспитатель: в октябре 2016 года в подмосковном Красногорье состоялся всероссийский съезд работников дошкольного образования, на котором обсуждались вопросы доступности детских садов, оснащении детсадов, а также о принятом федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию. Там же была обозначена проблема XXI века — низкая познавательная мотивация современных детей, снижение уровня любознательности. Проблема существует, нам, педагогам, прежде чем искать пути и способы повышения любознательности детей, надо сначала попытаться разобраться в чем причины.
Вопрос для обсуждения: каковы причины низкой познавательной активности и снижения уровня любознательности современных детей? Есть ли выход и какой? (высказывания педагогов).
Старший воспитатель: уважаемые коллеги, благодарю за ответы, нам удалось вспомнить основные особенности познавательного развития ребёнка – дошкольника. Итак, мы знаем, что под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Не случайно, познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребенка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. Никогда не принесет пользы познавательному развитию любая форма насилия. Практически бесполезно заставлять, ругать, наказывать. Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал взрослый. Лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В качестве важного условия познавательного развития названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.
Старший воспитатель: реализация требований ФГОС ДО напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе указаны компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. Особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Вопрос для обсуждения: Что для вас является приоритетным: профессиональный или личностный рост? (высказывания педагогов).
Старший воспитатель: в докладе специалистов всемирного банка о развитии российского образования отмечалось, что главные качества педагога – это мобильность и профессиональная универсальность.
Вопрос: Что означают эти понятия? (высказывания педагогов).
Старший воспитатель: таким образом, универсальность – способность менять способы деятельности в режиме ускорения темпов развития общества, а профессиональная мобильность – это умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способность быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.
Старший воспитатель: Марк Максимович Поташник в своей книге "Управление профессиональным ростом учителя в современной школе" выделил следующее, что наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, "рефлекс цели", отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей - главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. То есть, надо постоянно ставить перед собой цели самоусовершенствования, а их реализацию осуществлять в разнообразных формах методической работы.
Вопрос: Что для вас является мотивом к саморазвитию? Каков вектор вашего профессионального развития в ближайшей перспективе? (высказывания педагогов)
Старший воспитатель: надеюсь, что поиск ответов на представленные вопросы положительно повлияет на Вашу личность и успешную профессиональную деятельность.
В заключение круглого стола процитирую мудрого поэта С. Маршака, с которым трудно не согласиться:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт.
Уважаемые коллеги, творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов! Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в форме круглого стола "Внедрение Федерального государственного стандарта в дошкольное образование"
Предлагается вариант проведения мероприятия с педагогогами для перехода на ФГОС ДО...
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ДОУ: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность педагога, а его умение видеть суть проблемы и находить пути её решения на основе практического прим...
Методическая разработка. Круглый стол для воспитателей "Игра в педагогическом процессе детского сада в условиях реализации ФГОС ДО"
Круглый стол...
Методическая разработка "Круглый стол для родителей по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников"
Данная разработка поможет организовать взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя у детей...
Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района «Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»
Методическая разработка круглого стола для воспитателей дошкольных образовательных учреждений района«Дидактические игры в умственном развитии детей в свете ФГОС ДОО»...
Методическая разработка "Круглый стол для родителей среднего дошкольного возраста "Развиваемся играя"
Круглый стол на тему «Развиваемся играя» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития познавательной деятельности детей среднего возраста.Задачи:Ø...
Круглый стол для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"
Методический материал для проведения круглого стола для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"...