Мастер класс "Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"
материал

Авдеева Виктория Владимировна

Мастер класс по теме " Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинская средняя общеобразовательная школа № 3  

Мастер класс

по теме: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

                                                 

                                                  Воспитатель:

                                                  Авдеева Виктория Владимировна

2019 г.

           Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.

Цель мастер-класса:

Заинтересовать и побудить воспитателей к изготовлению кукол для театра, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста;

Задачи:

  1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках.
  3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

Основные этапы мастер-класса:

  1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини-постановка «Смешарики на дороге».
  3. Заключительная часть. Рефлексия.
  4. Подведение итогов.

Ход мастер – класса

  1. Вводная часть

Актуальность темы.

    Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

     Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

    В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

     Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

     Театрализованная деятельность — это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

       При работе с детьми, я поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Для реализации цели я определила ряд задач:

  1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.
  2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.
  3. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе.
  4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках.
  5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

Приемы развития речи:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Проговаривание чистоговорок и скороговорок.
  3. Беседа.
  4. Упражнения в употреблении речевых штампов.
  5. Постановка вопроса.
  6. Дидактический рассказ с инсценировкой.
  7. Инсценировка диалога в стихах.
  8. Режиссерские игры.

Классификация театрализованных игр:

    Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

     В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

     Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

      В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.

На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:

- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»,

 - развитие ЗКР - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:

- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета

- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

- развитие творчества, импровизации и перевоплощения

- совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы приступим к практической части.

  1. Основная часть

     «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)

     Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения.    Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.     Ребенок умеет отделять игру от реальности, но при этом он использует предметы и ситуации из реального мира для того, чтобы создать собственный мир, в котором он мог бы повторить приятные переживания по своей воле, был способен устанавливать и изменять события тем, путем, который ему наиболее приятен. В игре, возможно, стать таким же, как взрослые, и делать то, что могут делать только они. По воле ребенка, с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно могут рассматриваться как проекции внутренних переживаний ребенка. Не секрет, что куклы могут многое — и учить, и лечить, если попадают в добрые руки. Существует целое самостоятельное направление, получившее название куклотерапии.

      Процесс изготовления куклы во многом уже сам по себе носит терапевтический характер. И, как показывает практика, совместное творчество взрослых и детей является в этом отношении наиболее оправданным.

     И сегодня я хочу познакомить вас с одним видов театра, которые использую в своей работе с детьми.

     Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках: Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала; или найти нужного героя в интернете.

     Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики». Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и

готовы, а теперь представление:

Сценарий спектакля по ППД.

Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада. Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”

Покажем мы вам сказку.

А может и не сказку.

А может быть и мультик.

Хотите посмотреть?

О правилах движения.

А может поведения

Ребята из дет сада

Пришли вам рассказать.

Историю про девочек,

А может и про мальчиков.

Да, нет же про смешариков.

Что ж приключилось там?

А вы, друзья, послушайте.

А лучше посмотрите.

А мы сейчас расскажем вам.

А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж: До чего же скучно, братцы,

Каждый день в лесу слоняться.

Каждый день одно и то же.

Одичаем мы похоже?

Нюша: Где то город. суматоха.

Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.

Вон, забот невпроворот:

Пчёлы, садик, огород.

Воздух, птички, лес - чудесно

Нюша: Фи! Как всё неинтересно.

Скукотища! Муть лесная!

Всё я в город уезжаю!

Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы,

Нам из леса выбираться!

Не надолго, на чуть-чуть

Едем в город отдохнуть.

Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!

Город нас к себе зовёт!

Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч: Не спеши. Необходимо

Знать основы ПДД.

Нюша: Это что за ерунда?

Кар Карыч: Масса правил есть друзья:

Это можно, то нельзя.

Где ходить разрешено,

Ну, а где запрещено.

Город - это не игрушки.

Навострите ваши ушки

И послушайте урок!

Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!

Ты чего пугаешь нас?

Не в лесу же мы сейчас!

(Копатыч кричит из-за кулис)

Ай-я-яй! Какая жуть!

Помогите кто-нибудь!

Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!

Чем могу тем помогу (Убегает)

Капатыч: Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!

Нюша: Мы ж в аварию пополи.

Очень-очень пострадали.

Копатыч: Ноги.

Нюша: Рученьки.

Вместе: Болят!

Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?

Уж конечно не водители!

Вместе: Мы же.

Кар Карыч: Вы же нарушители!

Нюша: Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.

Этот знак нам говорит:

Пешеходам путь закрыт!

Вы ж помчались по дороге

И … авария в итоге!

Пострадали вы и люди.

Нюша: Извините!

Копатыч: Мы не будем.

Нюша: Будем. правила учить,

Чтоб в беду не угодить.

Ёж: А я слушаться не буду

Кара Карыча - зануду.

Мне всё это надоело -

Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,

И расступятся машины, удивляясь: Кто такой!

И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,

И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш: Твой поступок сей ужасен

И для общества - опасен!

Безобразия, друзья!

Так себя вести нельзя!

Ёж: В этом городе все злючки.

Поломали мне колючки.

Покатался. Что ж такого?

Ну, не знал я. Ну, чес слово.

Ну, не буду больше я!

Ну, простите же меня!

Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш: Нарушенья тут и там.

Нюша: Город - это не для нас.

Ёж: Пропадём, неровен час!

Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.

Всё, друзья, исправить можно.

Вам поможем, так и быть.

Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот»)

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев: говорят, не повезет,

Кто на красный свет

Дорогу перейдет,

А у нас наоборот-

На зеленый только

Сад наш и идёт!

3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

пед проектПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 5»дошкольные группы...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников по- средством дидактических игр и упражнений »

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников по- средством дидактических игр и упражнений »...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников по- средством дидактических игр и упражнений»

Мастер-класс направлен на развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"...

Мастер-класс «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы»

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умст...