Консультация для воспитателей
консультация

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Влияние фокусов на развитие познавательной активности детей»

Малыша бывает сложно заинтересовать чем-то полезным. На самом деле ребенку нужно… помочь сделать выбор.

Известно, что в дошкольном возрасте  одной из наиболее важных способностей является способность к познанию, а познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества. Критериями познавательной активности детей дошкольного возраста являются: познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность и оригинальность.

Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании (фокусах), являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок, и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели, и её достижения.

Фокусы это не только интересное времяпровождение. Это  забавы, которые помогут понять ребенку законы окружающего мира: физики, химии, биологии, астрономии. А еще это неизменно интересное и захватывающее занятие которое  научит ребёнка терпеливости, сосредоточенности, вниманию и общительности. Фокусы привлекают детей тем. что дают им возможность прикоснуться к чему-то волшебному и непонятному. Много простых, но эффектных фокусов для детей построено на основных законах физики или химических реакциях, а в некоторых простая ловкость рук.

Фокусы могут быть разными: там где  дети являются только слушателями или зрителями; дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети. Занимательные опыты и фокусы – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Если хорошо подготовиться к фокусу, то это может  быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Фокусы способствуют всестороннему развитию, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Особенно полезно обучиться нескольким фокусам застенчивым, неуверенным в себе малышам. Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребёнка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений. Каждый ребёнок, увидев показанный взрослыми фокус, обязательно захочет повторить его.

Фокусы  никогда не потеряют своей привлекательности. Но изучая фокусы для детей, запомните, что  главное – не знание секрета, а умение внушить, заставить поверить, что возможно даже невозможное. Все дело в том, что фокусы для детей всегда наполовину от них скрыты, а может, и больше, ведь дети еще умеют удивляться:  детям вроде бы известно  о существовании той, тайной, половины, но они воспринимают её  как что-то  нереальное, непостижимое. Эта обратная, невидимая, сторона фокуса основывается либо на ловкости рук, либо на разнообразных вспомогательных приспособлениях. И конечно, показывая фокусы для детей, пригодятся знания  законов физики, математики и химии, пусть  и кажется, что их нарушают во время фокуса. Ведь фокусы для детей нелогичны и их задача – перевернуть привычный мир с ног на голову. Фокусы станут  для детей  открытием, они  их будут ждать с нетерпением.  

Вот несколько несложных фокусов которые можно продемонстрировать как дома,так и в детском саду:

Волшебная бутылка.

 Вам понадобится карандаш, бутылка из темного стекла и пробковый шарик. Шарик должен быть небольшого размера, чтобы его можно было поместить в бутылку, но достаточного, для того чтобы не выпадать из бутылки, когда ее перевернут. Его необходимо положить в бутылку до начала фокуса. Затем на глазах зрителей опускаете карандаш в бутылку и медленно переворачиваете ее. Карандаш не выпадает, он исчез. На самом же деле, когда вы медленно переворачиваете бутылку, шарик внутри нее скатывается к горлышку, опережая карандаш, и закрывает собой отверстие. Чтобы карандаш выпал наружу, нужно быстро перевернуть бутылку. Как показывает практика, зрители не замечают разницы в движениях, а темное стекло скрывает пробковый шарик.

Птичка, которая исчезает.

 Нарисуйте на белой бумаге мелками трех птиц, одна из которых должна быть желтого цвета. Затем покажите детям рисунок и спросите, сколько всего тут птичек? «Три!» - закричат малыши. Отлично! Теперь возьмите красную прозрачную пластиковую папку, вложите туда рисунок и снова спросите: «Сколько теперь птичек?» Оказывается, ох осталось всего две…

Желтая, согласно оптическим законам, «исчезла» под красным пластиком. Если вытащить лист из папки, птичек снова будет три.

Мгновенное превращение апельсина в яблоко.

 Юный волшебник либо взрослый показывает всем апельсин, накрывает его ярким платком, произносит волшебные заклинания, сдергивает платок, а на ладошке уже яблоко! СЕКРЕТ: заранее аккуратно снимите с апельсина кожуру. Затем с яблока (оно должно быть чуть меньше апельсина) поместите в эту кожуру. При показе ребенок, плотно зажав яблоко в апельсиновой кожуре, показывает всем, что у него в руке. Затем ловким движением снимает с яблока платок вместе с кожурой.

Фокус с кружкой и льдом.

 Ребенок наливает немного воды в кружку. Затем произносит несколько волшебных слов и переворачивает ее, только вместо воды из кружки выпадет кусочек льда.  СЕКРЕТ: потребуется высокий непрозрачный бокал, плотная губка (спонж) и кусок льда, кувшин, откуда нужно наливать воду. Заранее поместите губку в кружку, убедитесь, что она надежно держится и не выпадает. Положите кусок льда сверху на губку, и можно демонстрировать фокус. Налейте немного воды в кружку. Вы, конечно, заранее должны поэкспериментировать с количеством воды, которое способна впитать губка, — чем больше, тем эффектнее фокус. Только не слишком много, иначе вместе со льдом выльется порядочно «незамерзшей» воды. произнеся магическое слово и перевернув кружку, после того как вместо воды вывалится кусок льда, нужно постараться скорее спрятать кружку с губкой.

Фокус с теннисным мячиком.

 Человек показывает теннисный мячик и зажимает его в кулаке. В тот же кулак  заталкивает шелковый платок. Затем разжимает пальцы и показывает мячик. Платок исчез. Зажав мячик в кулаке, достает из него платок.Секрет фокуса. В мячике нужно проделать отверстие. Показывая мяч зрителям, фокусник держит его большим и указательным пальцами так, чтобы отверстия не было видно. Затем шарик зажимается в кулаке так, чтобы отверстие было вверху. Ребенок берет платок и заталкивает его в кулак (в мячик). Когда платок будет полностью в шарике, зрители видят, что в руке только мячик, а платок исчез. Затем нужно зажать мяч в кулаке, достать оттуда платок и продемонстрировать зрителям.

Яйцо в бутылке.

Вам потребуются:

- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера

- стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком

- полоска бумаги

- спички или зажигалка

- растительное масло

Обращаю ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы! После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

Угадаю цвет.

Фокус заключается в том, что фокусник поворачивается спиной к зрителям, а помощник показывает заранее заготовленные карточки разных цветов. Зрители выбирают цвет, помощник задает вопрос и фокусник безошибочно отгадывает цвет.

 Как же это получается? Очень просто! Секрет фокуса. Вопрос помощника начинается с той буквы, с которой начинается название загаданного цвета. Например — «Какого цвета этот листок?» (красного), «Скажи, это какой цвет?» (синий) и т.д.

Уксус и  сода .

Насыпаете в небольшую бутылку соду, ставите, засыпаете землей под самый край отврестия, так чтоб получился конусообразный "вулкан" и заливаете подкрашенный красной краской уксус. Пена прямо валит из горлышка, как лава и стекает по склонам.

Таким образом, особенности развития познавательной активности дошкольников состоят в том, что познавательная активность ребёнка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...