Интегрирование детского экспериментирования с образовательными областями
презентация
Эксперементирование-эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.В ходе детского экспериментирования интегрируются задачи всех образовательных областей.Эксперементирование связано со всеми видами детской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «... в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности...» (ФГОС ДО, п.1.2 ). Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста
( от лат. experimentum - опыт, проба ) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Эксперимент эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира . Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта , о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование
Музыкальное развитие Ф Физическое развитие Ч Чтение художественной литературы ФФ Формирование элементарных математических представлений Из Изобразительная деятельность Р Развитие речи
Эксперементальные уголки
«КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК » Классификация камней по форме, размеру , цвету, особенностям поверхности (гладкие шероховатые) ; « ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА ?» Уточнить представления детей о том , что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда , в который её наливают . «ПЕСОЧНЫЕ ВЕСЫ» измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами : линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец) «ВОЛШЕБНАЯ ПИРАМИДКА» Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод : стоит. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли? Почему? « ПОПЛЫВЁТ-НЕ ПОПЛЫВЁТ » Формировать умения детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды другие тонут) . Развивать представление детей о весе .
«ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность , смекалку. « Опыты с водой ,воздухом, песком, глиной» - знакомство со свойствами веществ Опыты с растениями»: «Может ли растение дышать»,«С водой или без воды», «Что потом? , «Где лучше расти?»выявить факты необходимые для роста растений «Можно ли пить талую воду?» Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. «Из чего птицы строят гнёзда?» Выявить некоторые особенности образа жизни птиц Солнечная лаборатория. Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
«Определи, из чего сделан салат», «Узнай по запаху» «Угадай по вкусу» Формирование тактильных, вкусовых и зрительных восприятий, умение использовать прилагательные при описании. «Что из чего сделано?» , «Подбери пару» , «Логическая цепочка» закрепление знаний свойств и качеств различных материалов, умение описывать их.
Эксперементирование с бумагой Эксперименторовавние с разного рода материалами Эксперементирование с разными видами веществ
В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду. В сказке К. Чуковского « Мойдодыр » обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выясняем с детьми, как образуются мыльные пузыри . В сказке «Колобок» знакомимся со свойствами песка: песок состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, на песке остаются следы, мокрый песок темнее сухого, слипается, пропускает воду. В сказке «Снегурочка» дети проводили опыты со снегом и льдом и обсуждали свойства снега и льда (белый/бесцветный, прозрачный/непрозрачный, сыпучий/хрупкий). Замечаем с детьми, как воздействует температура на снег и лед. В сказке «Вершки и корешки» делаем выводы о влиянии воздуха, света, тепла и воды на рост растений. Выясняем, для чего растению необходимы вершки, а для чего корешки
В каждом маленьком ребенке И мальчишке и девчонке Есть по двести грамм вопросов «Что?», «зачем?» и «почему?»! Надо всё ему измерить, И на опыте проверить. Пересыпать и понюхать, Чтоб узнать все «потом Не секрет, что железо прилипнет к магниту, А листочек к расчёске твоей. Поскорее найду каждый ключик к секрету, Сделав опыт я в группе своей. Добавим в воду краску, Соль сахар без подсказки. Нам с другом очень быстро раскроется секрет. Большой секрет для маленькой, Д ля маленькой такой компании Для скромной такой компании Огромный такой секрет. + + + + + Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Предварительный просмотр:
«Интегрирование детского экспериментирования образовательными областями»
В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется
«... в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности...» (ФГОС ДО, п.1.2 ). Слайд2
Так же отмечается, что познавательно-исследовательская деятельность «реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста
Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и в нашем ДОУ в решение задач экологического воспитания, ознакомлении с окружающим миром, с задачами формирования элементарных математических представлений
Что такое эксперемент? (Слайд 3)
Эксперемент(от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества.
Эксперементирование-эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.( Слайд 4)
Сегодня я расскажу об интеграции разных образовательных областей средствами экспериментальной деятельности.
В ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательной и Социально-коммуникативного развития».
В каждой группе нашего детского сада размещены уголки эксперементирования,которые насыщены разнообразным материалом и оборудованием. Слайд 5
В свободное время дети повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами . Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности. ) .
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами. Слайд6
Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Слайд 7
Опыты направленные на познание окружающего мира проводятся в нескольких направлениях
1)с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй);
2) Знакомимся с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
3) Знакомим с основными видами движения (скорость, направление);
4) Развиваем географические представления – знакомим с глобусом, даём знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях;
5) При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
В детском экспериментировании решаются задачи «Социально- коммуникативного развития» . В процессе эксперементирования обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образом идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный) Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом обогащается словарь глаголов.
В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения ребенок учится строить сложные развернутые высказывания Слайд 8
Примером опытов могут быть такие как «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», «Что из чего сделано», «Подбери пару». Слайд 8
Экспереминтирование решает задачи художественно-эстетического развития
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Особый интерес представляет использование нетрадиционных техник создания изображения, как части творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами. Слайд 9
Эксперементирование с бумагой
-сминание и сгибание бумаги, обрывание и разрезание; исследование разных видов бумаги; рисование на сухой и мокрой бумаге, на мятой бумаге,аппликации из разного вида бумаги.
Эксперименторовавние с разного рода материалами –рисование при помощи пипеток, коктельных трубочек, губок, пробок, зубных щёток, мятой бумаги, рисование листьями деревьев и еловыми веточками, аппликации из разных видов ткани. Использование природного и бросового материала при изготовлении поделок и лепке.
Эксперементирование с разными видами веществ- рисование песком , мыльными пузырями, аппликации с использованием разных круп.
Использование в творчестве предметов бытового обихода таких как-ватные диски, ватные палочки, диски СD,а также использование бросового и природного материалов.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим развитием.
Художественная литература помогает детям получить базовые знания об явлениях, которые происходят в живой и неживой природе
На основе произведения можно развернуть детское исследование.
Сначала читается та часть литературного текста, которая вводит детей в определенную ситуацию. Затем чтение произведения прерывается, и взрослый помогает детям выдвинуть цель «Чем можем помочь и как?», гипотезы (их может быть несколько). Затем следует выбор гипотез для практической проверки, для чего организуется специальная обстановка. Обсуждается полученный результат, реальная возможность применить его в данной ситуации. Далее педагог дочитывает произведение. . Слайд 10
Во время эксперементирования можно использовать стихи, пословицы, музыкальное сопровождение, музыкальные динамические паузы. Можно изучить с детьми песни. Слайд 11
Интеграция эксперементальной деятельности с физическим развитием прослеживается в использование физкультминуток во время проведения эксперементирования ,а также во время образовательной деятельности.Когда дети используют разное физическое оборудование. Например:
-мячи( фитбол, массажный мяч, су-джок, мячи разного размера)
-палки разного размера
Тактильное восприятие-гладкий,большой-сравнени Длинный-короткий.
-мешочки для метания с разным наполнителем( тактильное ощущение, тяжелее-легче,с каким наполнителем улетел дальше)
Таким образом,мы пришли к выводу,что:Слайд 12
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Интеграция детского экспериментирования с образовательными областями на НООД
Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и в нашем ДОУ в решение задач экологического воспитания, ознакомлении с окружающим миром, с задачами формирования элементарных математических представлений.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности и тесно связано со всеми видами деятельности.
На примере своей группы я хочу представить вам работу по интеграции разными образовательными областями средствами экспериментальной деятельности.
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативного развития»решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образомидет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный)Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом обогащается словарь глаголов. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения ребенок учится строить сложные развернутые высказывания.
Таким образом, в ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познавательной и Социально-коммуникативного развития».
В нашей группе экспериментальный уголок насыщен многообразиемхудожественного материала и оборудования. Например, в ходе экспериментов с цветом дети знакомятся с образованием нового цвета с помощью цветных пленок, экспериментируют со смешиванием красок разного цвета, получая новые оттенки и цвета. Экспериментируя с образованием пятна дети используют трубочки, бумагу, вату и т. д.
Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; Знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счетные навыки, знакомятся с понятием симметрия.
Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
В результате интеграции опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированные подходы к реализации образовательных областей в условиях введения ФГТ.
консультация педагогов ДОУ для соотнесения программных задач с образовательными областями в педагогическом процесс...
Экспериментирование в образовательной области «Художественное творчество».
Экспериментирование в образовательной области «Художественное творчество».(из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС КВ №1 ст. Выселки Морозовой О.С.) Проблема развития творческой личности в дош...
Консультация для педагогов "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество""
Консультация для педагогов по теме "Экспериментирование в образовательной области Художественное творчество" .Нетрадиционные виды рисования в разных возрастных группах,использование нетрадиционн...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Страна волшебства»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования....
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе.
Тема: «Экспериментаторы»Цель: развитие познавательных интересов детей в процессе экспериментирования....
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе по теме: «Мы – исследователи»
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с песком и камнем....