Проект «Волшебная соль» Подготовительная группа
проект (подготовительная группа)
Цель: определить свойства соли, а так же уточнить как она
используется в творчестве, путем наблюдений и
экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №1 с. Малета»
Проект
«Волшебная соль»
Подготовительная группа
Выполнила: Александрова Елена Геннадьевна
Паспорт проекта:
Продолжительность: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Направление: естественно-научный
Участники:
- Воспитатель;
- Ребенок подготовительной группы Зыбинский Никита;
- родители.
Цель: определить свойства соли, а так же уточнить как она
используется в творчестве, путем наблюдений и
экспериментирования.
Актуальность:
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в раннем дошкольном возрасте говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Гипотеза:
Каждый день мы употребляем в пищу соль, имеем представление о ее пользе и вреде, но не знаем о ее «волшебных» свойствах, и о том, где и как ее можно использовать в творческой деятельности.
Анализ ситуации:
Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто.
Тема исследовательской деятельности возникла после чтения сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Мы стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Никита сказал, что у него дома есть цветная соль. Это очень нас заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое. Никита стал задавать много вопросов: почему вода соленая? С этого и началось. Тогда и возникла идея создать этот проект.
Задачи:
- Выяснить откуда берется соль?
- Можно ли обойтись без нее, для чего она нужна?
- Побуждать ребёнка ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий прогнозировать результат, радоваться процессу и результату.
- Исследовать свойства соли опытным путем;
- Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
- Использование соли в творчестве. Развивать творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору материала по теме;
- Просмотр видео по добыче соли;
- Чтение пословиц, поговорок о соли;
- Беседы о пользе и вреде.
Ожидаемый результат:
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действи-
тельности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский
- В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол.
- Появление интереса к исследованию природы;
- Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала;
- Узнали много нового об особенности соли, её свойствах и качествах и разновидностях.
- Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Вырастили кристаллы.
- У детей повысился познавательный интерес, развиты коммуникативные навыки.
- Умеют работать в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно - следственные связи.
Взаимодействие с семьей:
- Изготовление ЛЭП бука «соль»
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- Рекомендации «Проведите простые опыты с детьми дома»
- Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность «Что я знаю о соли?»
- Совместная детско-взрослая творческая деятельность в создании мини музея «Волшебница соль».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Вводный этап
1.Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.
2.Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации.
Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.
основной этап
1.Беседа с детьми «Где добывают соль».
Цель: Дать детям знания о добычи поваренной солее.
2.Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
Цель: Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
3. Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.)
4.Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли». Цель: Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств.
5.Творческая мастерская. Рисуем с помощью соли.
Цель: Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала.
6.Творческая мастерская. Лепка из соленого теста «подарок для мамы».
Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из соленого теста.
7.Опытно-экспериментальная деятельность «Как из соленой воды добыть питьевую воду?»
Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
8.Опытно-экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли».
Цель: Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширить представления о свойстве соли – кристаллизация.
9.Творческая игра «Добыча соли».
Цель: Поддержать желания детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли.
итоговый этап
1.Создание ЛЭП бука «Полезное ископаемое – соль».
Цель: Обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.
2.Презентация проекта «Эта удивительная соль».
Цель: Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками.
Рисование «цветной солью» (знакомить детей с нетрадиционными способами рисования и аппликации, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук)
Декорирование солью «Радуга» (Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов, продолжать закреплять умения создавать декоративные композиции)
«Лепим из соленого теста» Формировать умение лепить из соленого теста предметы разной формы, передавать особенности предметов. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Опыт № 1 «Эффект мертвого моря»
Для эксперимента взяли два сырых яйца и две банки с водой. Запустили одно яйцо в банку: оно опустилось на дно. Затем во вторую банку насыпали соли (примерно 2 ст. ложки), хорошо размешали и опустили второе сырое яйцо — оно не утонуло. Смешали соленый раствор и простую воду — яйцо оказалось где-то посередине банки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.
Объяснение: Все дело в плотности воды. Чем плотность выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.
Опыт № 2: «Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды, засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Скрепка покрылась кубиками соли, а под карандашом на нитке образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у скрепки зонтик стал совсем большим.
Опыт №3: «Соль растворяется в воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.
Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт № 4: «Соль-Чистящее средство»
Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Вывод:
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких Зыбинского
Никиты он превратился в маленького исследователя: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Опыты с солью.
Опыт №1
«Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод :
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №2
«Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод :
При взаимодействии с водой соль растворяется.
Опыт №3
«Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод:
Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №4
Эффект «Мертвого моря».
Выдайте малышу пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).
Используемый материал: Банка, Яйцо, вода, соль, ложка
Опыт№5.Кристаллы соли.
Подготовьте соль мелкого помола, 2 стакана, хлопчато-бумажную нить. В оба стакана налейте воду, и, постоянно помешивая, в каждый стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нитку. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!
В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соли. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль.
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы.
Вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.
Опыт №6. Как из соленой воды добыть питьевую воду?
Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце, через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу. Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.
Используемый материал: вода, таз, соль, пластмассовый стакан, галька, плёнка, камень, нить.
Опыт №7. . Сортировка
Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!
1. Расстелите на столе бумажное полотенце.
2. Насыпьте на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.
2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.
3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.
4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф.
5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение: Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Используемые материалы: Бумажное полотенце,1 чайная ложка (5 мл) соли,1 чайная ложка (5 мл) молотого перца, ложка, воздушный шарик.
Опыт №8.
«Соль – чистящее средство.»
Соль продолжала меня удивлять. Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Я взяла грязный бокал, насыпала на губку немного соли и помыла бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету.
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее сухой ложечкой, то слышен хруст.
Опыт №9. «Соль, как консервант.»
Взяли небольшое яблоко (цвет яблока не имеет значения) и разрезали на две части, пополам. Один кусочек яблока посыпали солью, а второй оставили без изменений.
Что же мы наблюдали: через 1 час яблоко, не посыпанное солью, потемнело, посыпанное солью – выделило сок. Через 10 часов яблоко без соли сморщилось, посыпанное солью – осталось без изменений.
Вывод: продукт, посыпанный солью, не портится дольше, чем продукт, не посыпанный солью.
Опыт№10. «Влияние соли на рост растений.»
Возьмём два стакана, две луковицы. В первый стакан нальём пресной воды, в другой солёной и поместим в них луковицы. В процессе наблюдения увидим, как соль влияет на рост растений. В течении двух недель будем наблюдать за ростом лука. Выясним, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен. Соль отрицательно влияет на рост растений.
Используемые материалы: Два стакана, соль, вода, две луковицы
Творческая мастерская:
1. Декорирование баночки разноцветной солью. Красим соль разноцветными мелками. Засыпаем в баночку и украшаем крышку яркой тканью или бумагой и бантиком.
2. Лепка из солёного теста « подарок для мамы»
3. Рисование нетрадиционной техникой «узоры на окне»
4. «Пальчиковые краски».
Для приготовления пальчиковой краски нам понадобится:
• 1 кружка муки
• 1-2 стол. Ложки соли
• 1-2 стол. Ложки растительного масла
• 1 столовая ложка клея ПВА (можно и без клея)
Смешиваем соль с мукой, добавляем воду, растительное масло и клей. Замешиваем консистенцию, как на «блинчики». Для рисования такими красками традиционные кисти не подходят. Для этого применяются палочки, соломинки, ладошки, пальчики. Наличие в красках соли способствует массажу пальчиков и ладошек. С помощью гуаши можно окрасить краски в разные цвета. Такие краски полезны для развития мелкой моторики. В процессе рисования ребенок рассказывает о том, что нарисовал, составляет связный рассказ, обогащает словарный запас. Самый большой плюс – это удовольствие от создания красок своими руками и получение результата.
Выводы: Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней мало. В ходе исследовательской работы я научилась работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я поняла, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется узнать, как добывают соль, как она образуется, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Конспект НОД "Волшебная соль" ( подготовительная группа)
Для дошкольников...
Познавательно-исследовательская деятельность для детей 6–7 лет «Волшебная соль» подготовительная к школе группа воспитатель –Берсенёва Н.Н. МБДОУ №3 г. Лебедянь
Уточнить знания детей о свойствах соли. Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспери...
Проект "Волшебная соль"в разновозрастной группе
План проекта Разновозрастная группа 1. Название проекта – "Волшебная соль".2. Тематическое поле – соль.3....
Проект "У нас есть волшебная соль" Старшая группа
Вид проекта исследовательский, познавательный....
Познавательно-исследовательский ПРОЕКТ «Волшебная соль» средняя группа
Познавательно-исследовательскийПРОЕКТ«Волшебная соль»средняя группа...
Проект Волшебный песок подготовительная группа
Формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, о способах работы с ним; Расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств песка, и ...