Ранняя прфориентация детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
статья
Ранняя прфориентация детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
internet-konferentsiya_utkina.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
в условиях ФГОС ДО.
Н.П.Уткина
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация Краснослободского муниипального района Республики Мордовия «Центр развития ребенка-детский сад «Радуга»
«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».Апшерони А.А. [3]
Актуальность профориентационной работы сегодня продиктована временем! Развитие системы профессиональной ориентации в регионах обозначена в качестве приоритетного направления Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 1 сентября 2017 г. в рамках Всероссийского открытого урока профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ». Главная лекция дня с Президентом РФ В.В.Путиным определила приоритеты современной образовательной политики: «Чем раньше сделан выбор профессии – тем больше времени для совершенствования».
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.
Ещё А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.[2]
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (ранняя профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.[1]
Проектный метод является эффективным методом формирования первых профессиональных представлений детей дошкольного возраста. Поэтому в нашем детском саду мы знакомим детей с профессиями посредством проекта «По ступеням в мир будущей профессии» в рамках работы региональной экспериментальной площадки «Ранняя профориентация: технология и методика работы с детьми дошкольного возраста». В коллективе детского сада создана рабочая группа педагогов, работающих в данном направлении. Мы провели анализ педагогического и материально-технического потенциала нашей дошкольной образовательной организации и сделали вывод, что есть все ресурсы для реализации проекта по ранней профориентации. Мониторинг выявленных знаний детей дошкольного возраста показал лишь поверхностные знания о профессиях, поэтому я считаю, что работа над проектом «По ступеням в мир будущей профессии» повысит уровень знаний воспитанников, который мы выявим благодаря мониторингу.
Цель проекта: создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической окружающей ситуации.
Задачи:
- активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс по вопросам ранней профориентации;
- формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей;
- сформировать единое информационное пространство по вопросам профессионального самоопределения детей дошкольного возраста;
- организация профориентационной работы с детьми дошкольного возраста, направленной на повышение престижа рабочих профессий и получение образования в профессиональных образовательных организациях Республики Мордовия;
- разработка программ и систем занятий в рамках профориентационной работы;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми в рамках профессионального самоопределения;
- организация работы, направленной на повышение интереса детей и их родителей к вопросу профессионального самоопределения.
Срок реализации проекта – 2018-2019гг.
Структура проекта.
1 этап: организационно – диагностический:
-подготовка условий для формирования системы по теме проекта: «По ступеням в мир будущей профессии» в МАДОО ЦРР детский сад «Радуга».
- Изучение нормативной базы.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Повышение квалификации в области ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Утверждение плана работы.
- Анкетирование родителей обучающихся МАДОО ЦРР детский сад «Радуга» с целью выявления интереса к ранней профориентации детей дошкольного возраста, а также количества и видов профессий среди родителей .
2 этап. Практический. Реализация проекта: подпроект «Путешествие в страну «Взросляндия» (Январь – март, 2018г.).
Цель: сформировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Краткое содержание проекта: дети на карте страны Взросляндии определяют профессию. Вместе с Кугорожем- персонажем мордовского фольклора, дети отправляются на «Поезде профессий» в страну Взросляндию, где живут и трудятся одни только дети и взрослеют не по дням, а по часам. Во «Взросляндии» детей встречает персонаж той или иной профессии и знакомит детей с особенностями своей профессии через проблемно – поисковый метод.
Результат: трансляция опыта на районном методическом объединении, показ открытого мероприятия с детьми старшей группы «Вот она какая – Взросляндия», сборник разработанных конспектов по теме проекта.
Подпроект «Важные профессии нашего города» (Апрель – май, 2018г.)
Цель: организация ранней профориентации, направленной на развитие у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для родного города, формирование общих и допрофессиональных способностей.
Краткое содержание проекта. Участники проекта (дети, воспитатель, родители) определили и обозначили организации и предприятия города Краснослободска, где работают люди одной профессии. Это: школа (профессия учитель), детский сад (профессия воспитатель), больница (профессия врач), пожарная часть (профессия пожарный), магазин (профессия продавец), банк (профессия бухгалтер), парикмахерская (профессия парикмахер), ветеринарная станция (профессия ветеринар), хлебозавод (профессия пекарь). Все данные организации мы обозначили на «Карте нашего города». На изучение каждой профессии была отведена 1 неделя. В процессе работы над проектом воспитанники посещали место работы изучаемой профессии, воспитатель читала художественную литературу, проводилась сюжетно-ролевая игра по изучаемой профессии, образовательная деятельность, интерактивные игры.
Результат: трансляция опыта на районном методическом объединении, показ открытого мероприятия с детьми старшей группы «Важные профессии нашего города», сборник разработанных конспектов по теме проекта.
Подпроект «Самые редкие профессии» (Сентябрь – ноябрь 2019г.).
Цель: познакомить детей подготовительной к школе группы с самыми редкими профессиями.
Краткое описание проекта. Много профессий существует на Земле, и каждая из них по-своему важна и необходима. У всех на слуху профессия врача, учителя, бухгалтера, но существует множество других профессий, о которых известно далеко не каждому, и профессий таких существует ограниченное количество. Анализ литературы, интернет-источников позволил нам определить ряд редких профессий в России.
Нюхач (запаховед). Запахи окружают нас везде, они нематериальны, но влияют на наши чувства и эмоции. Нюхач (запаховед) оценивает ароматы и составляет собственные парфюмерные композиции. Одних знаний, приобретенных во время учебы, тут мало — нужен очень тонкий нюх.
Сурдопереводчик – это специалист по переводу устной речи на язык жестов и наоборот. Жестовый язык – вид невербального общения, сочетание жестов, мимики и артикуляции (форма и движение рта и губ). Язык жестов универсален. В мире на нем общаются миллионы людей. В некоторых странах, например, в Исландии и Новой Зеландии, языку жестов присвоен статус второго государственного языка.
Спичрайтер – специалист по написанию речей, докладов и других текстов публичных выступлений. Основной задачей таких людей является написать максимально интересный и положительный текст для публики. Спичрайтер должен совмещать способности политолога, актера, психолога, литератора.
Трубочист — это старая профессия, которая сохранилась до наших дней. В его обязанности входит обслуживание дымоходов каминов, печей и прочих устройств, оснащенных дымоходами и системами вентиляции. Современный трубочист, имея в своем арсенале достаточно сложную технику, должен иметь техническое образование, владеть навыками работы на компьютере и знать особенности отопительной техники .
Стеклодув – это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания. Собственно выдуванием дело не ограничивается, для дальнейшего формирования изделия стеклодув применяет множество различных инструментов и, в конечном итоге, радует нас невообразимыми по форме вазами, игрушками, статуэтками и посудой.
Профессия – краснодеревщик - одна из самых древних и уважаемых профессий в мире. Особенно широкое распространение она получила на Руси. По красоте ставен и другого деревянного декора терема или избы судили о состоятельности человека. С не меньшим почетом к краснодеревщикам относились и в советское время, например, один из старейших краснодеревщиков, Петр Дубровских даже удостоился высшей в то время наградой страны - орденом Ленина, затем орденом Трудовой Славы третьей степени и множеством медалей.[4]
Предполагаемый результат: трансляция опыта на районном методическом объединении, КВН «Знаем редкие профессии», сборник разработанных конспектов по теме проекта.
III этап. Заключительный (декабрь 2019г.) включает:
- мониторинг деятельности в рамках проекта.
-Мониторинг представлений воспитанников – участников проекта о профессиях.
- Фотоотчёт.
- Подведение итога проекта «По ступеням в мир будущей профессии».
Ожидаемые результаты:
-создание системы работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
-Активизация творческого потенциала педагогов МАДОО ЦРР детский сад «Радуга» в организации работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
-Расширение системы взаимодействия по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях родного города.
-Сборник разработанных конспектов образовательной деятельности по ранней профориентации.
- Программа детского сада на тему «Ранняя профориентация: технология и методика работы с детьми дошкольного возраста».
-Обучающие пособия: карта – игра «Взросляндия», карта «Важные профессии родного города», Лэпбук «Важные профессии родного города», Лэпбук «Самые редкие профессии», адаптированная для детей старшего дошкольного возраста классификация профессий профессора, специалиста в области психологии труда Климова Евгения Александровича, презентации «Важные профессии родного города», «Самые редкие профессии».
Результаты – эффекты: дети имеют представление о разных профессиях; об истории возникновения и развития данных профессии; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр, знают и характеризуют редкие профессии. Внедрение педагогической методики «Ранняя профориентация: технология и методика работы с детьми дошкольного возраста» в воспитательный процесс споспособствует активизации множества социально значимых аспектов, а именно: формированию необходимых качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста, развитию предпосылок культуры трудовой деятельности, раскрытию систем знаний и представлений о многообразии и специфике профессий, обеспечению мотивационного компонента профессиональной ориентации.
Вместе с игрой каждый ребенок сможет перенять необходимые знания, научится ориентироваться во взрослой жизни и не испугается альтернативы в принятии самого важного решения – кем я хочу стать?
Литература.
1. Бендюков М. Азбука профориентации / М. Бендюков, И. Соломин, М. Ткачев. - М.: Литера Плюс, 2014. - 336 c.
2.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
3.Интернет источник: https://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya-velikix-i-uspeshnyx-lyudej-o-professiyax.html
4.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лэпбук, как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"
Выступление на окружном мастер-классе "Музейная педагогика на новом уровне (ИКТ-технологии)"...
Мастер класс Тема: «Экспериментирование как эффективная форма экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
В данном мастер классе представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
ull;В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания дошкольника. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач любого образоват...
План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...
Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС.
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
Самообразование "Формирование предпосылок у детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС"
Современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности....
Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС в ДО.
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащени...