Проект "Познаём мир сенсорики"
проект

Нагоева Роза Амбиевна

Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста

«Познаём мир сенсорики».

Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий.

Участники – воспитанники, родители, воспитатели группы детей раннего возраста «Берёзки».

По времени проведения – среднесрочный

(с февраль 2019г по апрель 2019 г)

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Цель проекта:

 формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить детей с цветом, формой, величиной, с пространственными категориями, со свойствами предметов.

Сформировать интерес к игре.

Развивающие:

Развивать умение действовать в среде сверстников.

Развивать память, внимание, усидчивость.

Развивать творческие способности детей раннего возраста, фантазию, воображение, речь, интеллект.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в своих силах.

Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами( умение не отвлекаться от поставленной задачи ,доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Практические:

Развивать моторику пальцев рук и координированных движений левой и правой руки.

Стимулировать зрительные и слуховые анализаторы ребёнка.

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр.

Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

 

Название этапа

Содержание

Сроки проведения

Подготовительный

ü Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;

ü Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.

ü Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.

ü Пополнить предметно-развивающую среду.

ü Выставка групповых дидактических игр и пособий, изготовленных руками воспитателей и родителей.

ü Изготовление лэпбука «Я познаю мир сенсорики!»

февраль

Основной

ü Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

ü  Консультация для родителей         « Дидактическая игра руками взрослого».

ü Анкетирование родителей «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»;

ü Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье;

ü Дидактические игры:

«Укрась бабочку»

«Почини одежду зайчатам»

«Подбери чашки к блюдцам»

«Бусы»

«Протяни дорожку»

«Спрячь зайку»

«Чудесные мешочки»

«Положи шарик, «киндер-яйцо» в свой домик»

ü Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию:

«Забавный паровозик»

«В гостях у бабушки".

«Поможем куклам найти свои кубики»

ü Работа с лэпбуком «Я познаю мир сенсорики!»

март - апрель

Заключительный

ü Развлечение «Путешествие в разноцветную страну»

ü Фотовыставка «Познаём, играя!»

апрель

 

Ожидаемые результаты.

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;

Ориентироваться в  цветах, называть их, подбирать по образцу;

Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

Собирать пирамидку из колец разной величины;

Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец;

Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;

Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sensornomu_razvitiyu_s_detmi_rannego_vozrasta.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

          Проект по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.

Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий.

Участники – воспитанники, родители, воспитатели группы детей раннего возраста «Берёзки».

По времени проведения – среднесрочный

(с февраль 2019г по апрель 2019 г)

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Цель проекта:

 формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить детей с цветом, формой, величиной, с пространственными категориями, со свойствами предметов.

Сформировать интерес к игре.

Развивающие:

Развивать умение действовать в среде сверстников.

Развивать память, внимание, усидчивость.

Развивать творческие способности детей раннего возраста, фантазию, воображение, речь, интеллект.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в своих силах.

Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами( умение не отвлекаться от поставленной задачи ,доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Практические:

Развивать моторику пальцев рук и координированных движений левой и правой руки.

Стимулировать зрительные и слуховые анализаторы ребёнка.

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр.

Показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Название этапа

Содержание

Сроки проведения

Подготовительный

  • Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
  • Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
  • Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
  • Пополнить предметно-развивающую среду.
  • Выставка групповых дидактических игр и пособий, изготовленных руками воспитателей и родителей.
  • Изготовление лэпбука «Я познаю мир сенсорики!»

февраль

Основной

  • Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
  •  Консультация для родителей         « Дидактическая игра руками взрослого».
  • Анкетирование родителей «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»;
  • Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье;
  • Дидактические игры:

«Укрась бабочку»

«Почини одежду зайчатам»

«Подбери чашки к блюдцам»

«Бусы»

«Протяни дорожку»

«Спрячь зайку»

«Чудесные мешочки»

«Положи шарик, «киндер-яйцо» в свой домик»

  • Непосредственно образовательная деятельность по сенсорному развитию:

«Забавный паровозик»

«В гостях у бабушки".

«Поможем куклам найти свои кубики»

  • Работа с лэпбуком «Я познаю мир сенсорики!»

март - апрель

Заключительный

  • Развлечение «Путешествие в разноцветную страну»
  • Фотовыставка «Познаём, играя!»

апрель

Ожидаемые результаты.

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;

Ориентироваться в  цветах, называть их, подбирать по образцу;

Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;

Собирать пирамидку из колец разной величины;

Соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец;

Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;

Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);

Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);

Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;

Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;

Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.

Приложение 1

Анкета

«Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании и развитии ваших детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1.Как Вы понимаете, что такое сенсорная культура ребенка?

2. Отметьте на шкале от 1 до 10 степень значимости обретения ребенком сенсорной культуры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Как Вы оцениваете необходимость формирования у детей представлений о цветах и их оттенках, о разновидностях геометрических фигур, отношении предметов по величине?

Считаю необходимым

Считаю второстепенным

4. Замечали ли Вы неточности в определении цветов, формы у своего ребенка?

Да

Нет

5. Во время игр, занятий с ребенком или прогулки обращаете ли Вы внимание на свойства окружающих предметов и явлений (на цвет, форму, величину?

Да

Нет

Иногда

6. Занимаетесь ли вы с ребенком рисованием, лепкой, аппликацией дома?

Да

Нет

Иногда

Ребенок занимается этими видами деятельности самостоятельно

7. Нужно ли давать детям краски, фломастеры, карандаши и пластилин дома?

Да

Нет

8.Какие условия созданы дома для сенсорного развития ребенка?

9. Есть ли у ребенка дома игры по сенсорному развитию? Какие?

Да

Нет

Не знаю

10. Читаете ли вы информацию в «Родительском уголке»?

Да

Нет

Иногда

11. Читаете ли вы педагогическую литературу по сенсорному развитию детей? Какую?

Да

Нет

12. Как вы считаете, кто должен заниматься сенсорным развитием ребенка?

Родители

Детский сад

13. Хотели бы вы получить ещё информацию о сенсорном развитии детей дошкольного возраста?

Да

Нет

14. Желаете ли вы участвовать в совместной с детским садом работе по сенсорному развитию ваших детей?

Да

Нет

Благодарим за участье!

Приложение 2

НОД «Забавный паровозик»

Цель:

Обогащение сенсорного опыта детей посредством предметно-игровой деятельности

Задачи:

1 Формировать умения детей различать, сопоставлять предметы по цвету;

обследовать предметы, определять их форму на ощупь по слову.

2 Закреплять знания детей диких животных и их характерные движения через имитацию.

3 Развивать интегративные качества:

-овладение предпосылками учебной деятельности,

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Оборудование и материалы:

плоскостные игрушки - ежики по 1 шт. на каждого ребенка;

прищепки (красные, желтые, синие, зеленые) по 5 шт. каждого цвета

картинки с изображением диких животных (заяц, волк, медведь, лиса);

«Чудесный мешочек»; геометрические формы (шар, кубик, кирпичик, крыша- призма);

деревья (елки).

Планируемые результаты:

1 Дети сопоставляют цвет прищепок с цветом ежей.

2 Обследуя геометрические формы с помощью рук, достают их из мешочка по слову воспитателя.

3Выполняют имитационные движения диких животных.

4 Эмоционально откликаются на происходящее

Ход занятия.

1ч.

Дети сидят на стульчиках

- Ребятки, хотите прокатиться на паровозике? (да)

-Мы с вами сейчас отправимся в сказочный лес.

Игра «Паровоз» муз. А. Филлипенко, сл. Волгиной.

(Дети встают паровозиком. Приезжают в лес)

-Вот мы и в лесу. Как красиво здесь! (из-за елок слышится «пых –пых»)

- Что это такое? Кто это пыхтит? (к детям) Давайте поищем.

(дети находят ежиков под елкой.)

- Вот это кто пыхтел. Кто это, ребятки? (ежики)

Предлагаю взять по одному ежику и подойти к столу.

-Какого цвета ежики? Какого цвета ежик у Евы? Какого цвета ежик у Саши?

(спрашиваю каждого ребенка, хвалю за правильные ответы)

2ч.

Игра «Помоги ежику надеть иголки». Дети стоят вокруг стола.

- Дети, посмотрите на ежей, чего у них не хватает? (иголок)

- Здесь в коробках много разноцветных иголок. Ребятки, давайте поможем ежикам, наденем им иголки на спину. Внимательно посмотрите на своего ежика и подберите ему иголки такого же цвета. (дети выполняют задание)

-Ребятки, погладьте ежей по спинке, какие они стали? (колючие (гладят спинку ежа)

- Молодцы ребятки, ежики говорят вам: «Спасибо».

3ч.

Пальчиковая игра «Ежик» Дети сидят на стульчиках.

-Чтобы развеселить ежей, давайте покажем им, как мы умеем играть с пальчиками.

(выполняется игра с пальчиками)

-Ежикам очень понравилась игра, умнички ребятки.

4ч.

Имитация движений диких животных.

-Дети, а кто еще живет в лесу? (волк, медведь, заяц, лиса)

-Давайте поиграем. Я буду показывать картинку сживотным, а вы покажите как он двигается.

(дети имитируют диких животных под музыку)

5ч.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Дети сидят на стульчиках.

-Я приготовила мешочек с подарками для ежиков, хотите узнать, что в мешочке?

Вынимаю из мешочка по одной геометрические формы, предлагаю ответить на вопрос:

- Что это? (если дети затрудняются ответить, называю сама)

Когда мешочек будет пуст, собираю геометрические формы в Чудесный мешочек, предлагаю детям поиграть с ним.

-Сейчас вы будите по одному подходить ко мне, не подсматривая в мешочек, доставать фигуру какую я вам скажу и подарите ее ежику такого цвета.

-Иди, Маша, достань из мешочка шарик.

(каждый из детей достает названную геометрическую форму, обследуя ее руками, дарит ее ежику соответствующего цвета.)

Когда все подарки розданы говорю:

-Ребятки, ежикам очень понравились подарки, они говорят вам спасибо.

-Нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети прощаются с ежиками, встают паровозом и под музыку выезжают из леса).

Рефлексия.

- Дети, где мы были? (в лесу). Кому помогали надеть иголки? (ежикам). Вам понравилась наша прогулка в лес? (да) Молодцы!

Приложение 3

                                        «В гостях у бабушки".


Описание:

Предлагаю вам конспект "В гостях У бабушки" для детей первой младшей группы. Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

 Цель: создавать условия для развития у детей сенсорных способностей.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 Задачи:

Образовательные: продолжать формировать знания о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг); знания основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый);понятия большой, маленький;

 Развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи при работе в команде; воспитывать отзывчивость.

Оборудование: 
домик-ширма, мягкая игрушка котенок, рамки-вкладыши 4 цветов: квадраты, треугольники, круги, (маленькие, большие); клубочки 4 цветов: желтый, зеленый, красный, синий; коробочки, соответствующих цветов.

 

                                        Ход занятия:

В группе стоит домик-ширма. Из него выходит воспитатель в роли бабушки. 
Дети располагаются свободно на ковре.
– Здравствуйте, ребята. Я бабушка, а вы кто такие, как вас зовут?
– Я очень рада. Мне нужны помощники. В мой домик прибежали мышки, они прогрызли мои коврики, поможете мне их зашить?
Педагог выкладывает на стол «коврики», высыпает «заплатки». Дети встают вокруг стола.
Показывая детям геометрические фигуры (заплатки) педагог спрашивает: 
– На какую фигуру похожа эта заплатка?
Педагог спрашивает о цвете геометрических фигур. Педагог берет два разных по размеру квадрата, спрашивает у детей какой квадрат больше, какой меньше.
Дети закрывают рамки геометрическими фигурами (заплатками).
– Молодцы! Как замечательно зашили все мои коврики.
-Вы наверное устали. Давайте немного поиграем.

 Физминутка:

«Все котятки мыли лапки вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки вот так, вот так!
А потом они играли вот так, вот так! (прыжки)
А потом они устали, сладко-сладко засыпали
Вот так, вот так!»


Из домика слышится мяуканье.
– Ой, ребята, вы ничего не слышите, кто это мяукает?
Возвращаются к домику, возле домика сидит котенок.
– Ребятки, это котенок Васька.
Ребята гладят котенка. Котенок скрывается в домике (педагог кладет игрушку в домик), из домика на ковер выкатываются разноцветные клубочки.
– Вот видите, ребятки, какой он баловник. Васька перепутал все мои клубочки, помогите мне собрать клубочки в коробочки.
Педагог выставляет коробочки 4 цветов на ковер.
– А теперь собирайте клубочки в коробочки, не перепутайте.
– Васька, пойдем, проверим, все ли клубочки нашли свою коробочку.
Воспитатель-бабушка вместе с детьми обсуждают цвет каждой коробочки, цвет клубочков в них.
– Спасибо вам большое, ребятки. А теперь нам пора прощаться, до свидания.

 

                                             Рефлексия.

Воспитатель-бабушка скрывается в домике, выходит воспитатель.
– Ребятки, к вам никто не приходил, я слышала какой-то шум? (Ответы детей)
– Во что вы играли? (В клубочки)
Какого цвета они были? (желтого, синего, красного, зеленого)
- А что вы помогали зашивать? (коврики)
-На какие фигуры были похожи заплатки?(Квадрат, треугольник, круг)
- Молодцы! Вы очень хорошо постарались

Приложение 4

«Поможем куклам найти свои кубики»

Цель:

сформировать способность подбирать к  образцу  предметы, разные по цвету (красный и синий).

Образовательные задачи:

Учить группировать предметы по определённому признаку -по цвету (красный и синий)

 Формировать навыки культуры поведения (здороваться, прощаться)

Создать эмоциональный настрой воспитанников.

Развивающие задачи:

     Развивать сенсорные способности (зрительное восприятие)  посредством дидактической игры (красный и синий).

Расширять  словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;

 Развивать  у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения

Воспитательные задачи:

Формировать   доброжелательность и дружелюбие;

Материал к занятию:

2-куклы Катя и Маша,  корзинки и кубики красного, синего цвета.

Магнитофон, обручи красного и синего цвета

 Словарная работа

активизировать в речи детей слова: кукла, красный, синий, кубик

обогащать словарный запас: корзинка, кладем

Предварительная работа:

Изучение цветов красный и синий. Игра «Найди такой же».

                                            Ход занятия

1.Вступительная часть

Обратить  внимание детей на красивых кукол.

Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам в гости пришли две куклы: Катя и Маша.

Скажем «Здравствуйте».

 

(Ответы детей)

Как зовут кукол, которые к нам пришли?

(Ответы детей)

2.Основная часть.

 Куклы пришли к нам с корзинками, одна красная, а другая синяя.

Они   принесли кубики тех же цветов. Показ.

Какого цвета принесли куклы корзинки?

(Ответы детей)

А какого цвета кубики?  

(Ответы детей)

Проблема:

Воспитатель:  Катя и Маша  принесли  кубики. Они  просят вас помочь разложить кубики по  цветам в корзинки.

 Воспитатель: Ребята, поможем Кате  и Маше,  разложим красные кубики  в красную корзину, а синие кубики в синюю корзину.

 Кукла Катя  показывает на кубик красного цвета и говорит, что это синий.

Кукла Маша показывает на кубик синего цвета и говорит, что это красный.

Воспитатель: В какую корзинку мы будем класть красные кубики?

Синие, в какую корзинку?

(Ответы детей)

Раздать  каждому ребенку  по кубику.

На столе стоят корзинки (красная, синяя)

Вопросы к детям:

- (Имя ребенка)  подойдите к столу, возьми кубик

Какого  цвета у тебя кубик? - покажи мне.

Организационно-методические        приемы

Деятельность  детей

В:  Ребята,  Обращаю внимание детей на красивых кукол.

Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам в гости пришли две куклы: Катя и Маша.

Ответы детей

В: Ребята, Как зовут кукол, которые к нам пришли?

Д: Кукла Маша и Катя.

В:  Поздоровайтесь с куклами.

Д: Здравствуй, Маша и Катя!

  В:  Куклы пришли к нам с корзинками, одна красная, а другая синяя. Еще они принесли кубики тех же цветов. Показываю все детям.

Д: Какого цвета принесли куклы корзинки?

А какого цвета кубики?

(Ответы детей)

В:  Куклы просят вас помочь им разложить кубики по корзинкам.

Д:  В какую корзинку мы будем класть красные  кубики?

А синие, в какую корзинку?

(Ответы детей)

В:  Раздаю каждому по кубику. Затем сажусь за стол, ставлю на него кукол с корзинками.

Дети  берут по кубику

В:- Алиса и Камилла, подойдите к столу.

Алиса, какого цвета у тебя кубик?-покажи мне.

Д:показывает, называет  цвет.

В: Правильно Алиса, у тебя красный  кубик.

Д: повторяют.

В: Что это?

Д: Кубик.

В:  Алиса, положи свой  красный  кубик в  красный корзиночку.

Д. Ребенок выполняет задание.

В: Алиса скажи , ты положила кубик в какую корзинку? Какого цвета?

Д: Красного.

Ответ ребенка

В: Камилла ,а у тебя какого цвета кубик?

Д.  Правильно Камилла, у тебя синий кубик.

В:   Каждый ребенок кладет свой кубик в подходящую по цвету корзину.

 

Д: Тоже кукла.

В:   Молодцы, дети, вы помогли куклам разложить кубики в корзинки

В:   Куклы вам говорят  «Спасибо» и хотят с вами поиграть.

Игра «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

В:   Куклы вам говорят  «До свидания»

Д: до свидания, Маша и Катя!

 (Ответ ребенка)

Правильно, у тебя красный кубик.

Положи  свой кубик в красную корзиночку.

Каждый ребенок кладет свой кубик в подходящую по цвету корзину.

3.Заключительная часть.

Молодцы, дети, вы помогли куклам разложить кубики в корзинки.

Куклы вам говорят  «Спасибо» и хотят с вами поиграть.

 Игра «Машенька попляши-попляши»

Воспитатель: Куклы вам говорят  «До свидания»

     До  свидания, Маша и Катя! (Ответы  детей)

Приложение 5

Конспект познавательного развлечения по сенсорному развитию в раннем возрасте ""Путешествие в разноцветную страну"

Цель: 
- Закрепить умение детей сопоставлять предметы по цвету; 
- Закрепить умение детей отбирать предмет нужного цвета;
- Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик 
- Закрепление знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий). 
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. 
Оборудования: Домики (красный, синий, желтый, зеленый), куклы в платьях тех же цветов. Мячики, корзинки, чашечки, блюдца, прищепки, ленточки, планшетки с основными цветами.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Дети входят в группу.
Воспитатель:
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ! (топают ножками)
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх! (осторожно постукивают по щёчкам)
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)
Здравствуйте гости, здравствуйте!

Стук в дверь.
Кто там к нам пришел? Посмотрите ребята кто это?
Дети: петушок
Воспитатель: Здравствуй, Петя-петушок! Ой, ребята посмотрите у нашего петушка чего-то не хватает. Чего не хватает у петушка?
Дети: Хвостика
Петушок: Да, ребята я потерял свой хвостик. И теперь не знаю что мне делать. А он был такой красивый: красный, синий, желтый, зеленый. Вот сколько цветов было у меня на хвосте.
Воспитатель: Не переживай Петя-петушок мы с ребятами тебе кажется можем помочь. Мы отправимся в разноцветную страну и отыщем твой хвостик. Ребята поможем петушку найти свой хвостик?
Дети: да

Воспитатель: Но прежде чем нам отправиться в разноцветную страну, нам нужно вспомнить все цвета. Давайте с вами сядем за столы. Посмотрите перед вами лежат планшетки с яркими красивыми квадратами. Посмотрите это какой цвет?
Дети: Красный
Воспитатель:
Правильно. А найдите у себя зеленый цвет (синий, желтый) А что бывает желтым, зеленым и т.д.?
Дети показываю цвета у себя на планшетках. 

Желтый очень теплый цвет,
Желтый солнца в небе свет.
Желтый есть еще лимон
Очень очень кислый он.

Синий - это неба цвет
Дарит утром нам рассвет.
Дарит синие цветы,
Моря синего мечты.

Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке

Красный цвет – он очень яркий.
Помидор и перец сладкий,
Яблоко. Арбуз внутри
Красный, красный – посмотри! 

Ну молодцы, теперь нам можно отправляться в путешествие на поиски хвостика для петушка.
«По ровненькой дорожке Шагают наши ножки
Будем мы сейчас играть: Хвостик петушку искать».

Воспитатель: Смотрите, я вижу много цветных домиков. Какие домики в нашей стране? (Дети перечисляют цвета) Пойдемте подойдем к нашим домикам и посмотрим, кто там живет.
Подходят к зеленому домику. Давайте постучим. Тук-тук
Кукла: здравствуйте, ребятки. Я зеленая шапочка, я живу в желтом домике. А вы что здесь делаете?
Воспитатель: Понимаешь, зеленая шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.
Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. У меня мои мячики все перемешались а как их разобрать я не знаю.
Воспитатель: ну что ребята поможем зеленой шапочке разобрать мячики?
Дети: да

Воспитатель: нужно каждый мячик положить в корзинку такого же цвета как мячик.
Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Но это только зеленое, а остальные цвета?

Воспитатель: ребята нужно отправлять дальше в путь, чтоб найти другие перышки.
«По ровненькой дорожке Шагают наши ножки
Будем мы сейчас играть: хвостик петушку искать».
Воспитатель: посмотрите а это домик какого цвета?
Дети: желтый
Воспитатель: давайте постучим в этот домик. Тук-тук. Стучи Маша
Кукла: Здравствуйте! Я желтая шапочка и живу в желтом домике. А вы что здесь делаете?

Воспитатель: Понимаешь, желтая шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.
Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. Я жду гостей, а как накрыть красиво стол, я не знаю.
Воспитатель: Ни чего страшного, мы с ребятами тебе сейчас поможем. Ребята нужно каждой чашечке найти свое блюдечко. Берите чашечки и ставьте на блюдечки.

Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Но это только желтое, а остальные цвета?
Воспитатель: ребята нужно отправлять дальше в путь, чтоб найти другие перышки.
«По ровненькой дорожке Шагают наши ножки
Будем мы сейчас играть: хвостик петушку искать».
Воспитатель: посмотрите а это домик какого цвета?
Дети: Синий

постучим в этот домик. Тук-тук. Стучи Лена
Кукла: Здравствуйте! Я синяя шапочка и живу в синем домике. А вы что здесь делаете?
Воспитатель: Понимаешь, синяя шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.
Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. У меня очень много ленточек, но мне нужны только ленточки синего цвета. Найдите мне пожалуйста ленточки синего цвета.
Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Но это только синее, ещё осталось найти красное перышко?

Воспитатель: Наверное красное перышко будет в красном домике. Ребята, где скажите у нас красный домик?
Дети показывают
Воспитатель: пойдемте туда скорее. Тут-тук.
Кукла: Здравствуйте! Я красная шапочка и живу в красном домике. А вы что здесь делаете?
Воспитатель: Понимаешь, красная шапочка, наш друг Петя-петушок потерял свой хвостик и мы с ребятами пришли в эту страну, чтоб его найти.

Кукла: у меня есть одно перышко и я вам его дам, но сначала вы должны мне помочь. Много прищепок, а по местам их разложить не могу, т.к. не знаю как.
Воспитатель: Не переживай красная шапочка, детки тебе помогут.

Кукла: Спасибо вам ребята большое. Вот вам перышко.
Воспитатель: петушок это твое перышко?
Петушок: да, спасибо. Ура, у меня теперь все перышки.
Воспитатель: ребята какого цвета перышки у нашего петушка?
Дети: красный, синий, желтый, зеленый.
Петушок: ребятки спасибо вам большое, что помогли мне найти мой хвостик.
Воспитатель: теперь нам пора возвращаться в детский сад. 
По ровненькой дорожки шагают наши ножки
Вот мы хвостик весь нашли и мы в садик все пришли.
Воспитатель: ну вот мы и в детском саду.
Петушок: кукареку. Я ребят благодарю и от радости за это каждому я шарик подарю.
Петушок дарит шарики детям.
Воспитатель: а теперь нам пора расставаться. До свидания!

Приложение 6

Консультация для родителей

Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитие ощущений и восприятий.

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор  Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса. В первые годы жизни уровень развития восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщения, классификация, поведение под понятие и другими. Развитие восприятие определяется тремя параметрами перцептивными действиями сенсорными эталонами и действиями соотнесения.

Формирование сенсорного опыта имеет важнейшее значение для развития ребёнка, вопросы рациональных способов овладения общечеловеческим опытом остаются открытыми и сейчас, на современном этапе.

Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания детей педагогами, психологами показало, что развитие восприятия - сложный процесс,

который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом и овладения способами обследования предметов. Сенсорное восприятие и должно быть направлено на обеспечение этих задач.

Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки.

Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям, смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.

Умения воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить, педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их восприятия, умения анализировать, обобщать и т.д.

В связи с этим, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае они наряду с умениями рисовать, конструировать и т.д. получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать. И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае.                                                  

Итак, наибольший эффект для сенсорного развития младших дошкольников может дать продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которым должны овладеть дети. Это содержание охватывает те предметы и их взаимоотношения, с которыми сталкивается и действует ребенок, те знания, умения и навыки, которые дети должны получить в ходе этой деятельности. 

Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети научаются изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более   сложные   конструкции.  

В     процессе     сенсорного  развития  важно     учитывать,     что познавательные возможности ребенка трех лет еще не велики, не совершенны.

Поэтому   необходимо   осуществлять   ознакомление  с простыми   по   своим свойствам   предметами   и   в   первую   очередь   с   теми,   с   которыми   дети сталкиваются в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.

Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Конспект занятия по сенсорике в 1-й младшей группе

Занятие по ознакомлению детей с основными цветами (красный, желтый, синий) и различными предметами....

Венгер. Сенсорика. 2 мл гр.

Занятия программы "Развитие" по сенсорике....

Занятие по сенсорике

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по сенсорике

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...