Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,
работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.
Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, заставляя действовать с ее элементами, а главное, общаться с педагогом, привыкая к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально. Действуя с элементами юбки, ребенок расширял диапазон своих сенсорных ощущений, развивал мелкую моторику, совершенствовал восприятие, внимание, память, мышление, воображение, творческие способности. Для выражения своих эмоций, объяснения их, ребенок искал контакт с окружающими его взрослыми и детьми, а значит, совершенствовал свою речь, учился приемам общения. Ребенок различал, сравнивал, устанавливал сходство предметов по их признакам – по цвету, форме, величине, звучанию. Действуя с предметами, он приобретал навыки, необходимые для самообслуживания.
Занятие составлено в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Так же были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Для реализации каждой задачи, были подобранны основные методы и приемы, такие как: наглядный метод (мнемотаблицы); словесный метод (объяснение, вопрос, художественное слово); игровой метод (дидактическая юбка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 261.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №7»
Бинарное занятие-игра
на развитие детей раннего возраста,
с использованием дидактической юбки
тема: «Весна»
Развлекательна, полезна
Детям очень интересна,
Вокруг юбки собираемся,
Ежедневно развлекаемся!
составители:
педагог-психолог: Зыкова И.В.
учитель-логопед: Абрамова С.А.
г. Ялуторовск, 2018г.
Цель:
Формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, используя дидактическую юбку.
Задачи логопеда:
Развивать артикуляционную моторику (учить повторять движения языком по подражанию).
Способствовать правильному и четкому произнесению слов.
Формировать предпосылки связной речи, умение строить предложение.
Задачи психолога:
Учить различать параметры величины их сравнения.
Развивать наглядно-образное мышление, память, восприятие, мелкую моторику.
Способствовать развитию мотивационной сферы.
Предварительная работа с детьми: проведение артикуляционной гимнастики, беседа о признаках весны (о солнце, о капели, о птицах, о первых цветах-подснежниках, о животных, которые были в спячке: медведь, еж; прослушивание их голоса), чтение стихов, отгадывание загадок, рассмотрение иллюстраций, картин, мнемотаблиц по теме «Весна»; игры и упражнения с геометрическими фигурами, лентами (закручивание, сравнение по цвету и по параметрам величины); применение ароматерапии.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Звучит музыка) дети входят вместе с педагогом-психологом в группу.
Психолог: к нам в детский сад пришли гости. Мы сейчас улыбнемся и поприветствуем друг друга.
(Звучит музыкальное вступление «Здравствуйте…»)
Здравствуйте, ладошки. Хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки. Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки. Плюх-плюх-плюх.
Пухленькие щечки. Плюх-плюх-плюх.
Здравствуйте, губки. Чмок-чмок-чмок.
Здравствуйте, зубки. Щелк-щелк-щелк.
Здравствуй, мой носик. Бип-бип-бип.
Здравствуйте гости. Всем привет!
- Введение в тему.
Прислушайтесь! Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла волшебница… (Под музыку со словами волшебники, входит учитель-логопед - «Весна»).
Логопед: здравствуйте, ребята! Как вы думаете, кто Я и почему меня называют волшебницей? Дети: ответ детей.
Логопед: я с огромным удовольствием поделюсь с вами своими секретами, волшебством.
Логопед: усаживайтесь, поудобнее, рядом со мной и я вам расскажу историю, а вы мне поможете.
(Присесть на ковер. Весна достает из карманов мнемотаблицы с признаками весны, психолог помогает прикрепить их на мольберт).
- «История веселого язычка».
В небе ярко засветило солнышко и наступила весна (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От солнечных лучиков звонко закапала капель (цокать язычком). Язычок отправился в лес. Он шел не спеша, по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку, - куковала кукушка высоко (звукоподражание произносится вместе с детьми). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева (звукоподражание). Все пело и оживало в весеннем лесу. Вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенек и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
(Рассказывая, логопед достает из кармана мнемотаблицы по ходу истории, психолог прикрепляет их на мольберт).
Логопед: вы запомнили историю веселого язычка. Помогите, ее повторить.
(Обращает, внимание детей на мнемотаблицы и дети совместно с логопедом повторяют признаки весны).
Логопед: первый мой секрет раскрыли, назвали мои приметы.
- Дидактическое упражнение «Сверни ленточку, узнай по цвету».
Описание: к юбке нашиты атласные ленты разной длины и ширины. На концах лент прикреплены деревянные карандаши.
Задачи:
Формировать умение сравнивать ленточки по ширине, длине.
Активизировать словарь детей: «длинная», «короткая», «короче», «длиннее», «широкая», «узкая», «шире», «уже».
Закреплять знание цвета.
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.
Ход игры: все вместе рассматривают ленточки. Сначала обращают внимание на цвет, педагог побуждает назвать цвет каждой ленточки; ширину ленточек, предлагает сравнить путём наложения.
Затем предлагает детям научиться сворачивать ленты и показывает, как это надо сделать, даёт возможность каждому ребёнку попробовать выполнить задание. При этом следит, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (карандаши) двумя руками.
После этого приглашает детей поиграть с ленточками, создаёт игровую ситуацию «Кто быстрее свернёт ленточки».
Обращает внимание, что быстрее всего дети сворачивают одни и те же ленточки, называют их цвет. Обсуждают, почему это происходит. Можно в сравнение натянуть 2-е ленточки, различные по длине, и сравнить, какая ленточка длиннее, какая короче. Выбрать самую короткую ленточку, самую длинную, назвать их цвет.
Логопед: ребята, весной все становится краше, ярче. Как ленты на моей юбке. Рассмотрим их.
(Показать образец выполнения задания).
Логопед: у меня ленточка, красная, длинная и узкая. Выберите каждый по ленточке и возьмитесь за нее, расскажите о ней, какая она?
Ребенок: у меня ленточка красная и широкая, короткая.
Логопед: правильно!
Ребенок: у меня, зеленая и узкая, длинная.
Логопед: хорошо!
(И другие дети дают свои ответы).
Логопед: а ещё вы хотите поиграть с лентами? Тогда, когда заиграет музыка нужно аккуратно и быстро закрутить ленту.
(Играет веселая музыка).
Логопед: замечательно! Вот и раскрыли второй мой секрет. Весна яркая, красивая, разноцветная.
(Снять ленты, убрать в сторону).
- Дидактическое упражнение «Заплатки».
Описание: к юбке пришиты карманы, на каждом из них, липучки в виде геометрических фигур. Фигуры для заплаток вырезаны из фетра, по цвету кармана.
Задачи:
Формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: по цвету, форме, правильно называть цвет, форму.
Развивать зрительное восприятие.
Активизировать словарь детей «круглая», «треугольная», «квадратная».
Воспитывать желание оказывать помощь.
Ход игры: педагог создаёт игровую ситуацию «Карманы у юбки разорвались», показывает детям карманы с дырочками и призывает к помощи. Дети соглашаются помочь - сделать на карманы заплатки. Все вместе рассматривают дырки: называют цвет карманов, в какой форме образованы дырки (треугольник, квадрат, круг). Затем педагог раскладывает перед детьми фигуры и побуждает подобрать нужную заплатку. Задача детей – правильно подобрать фигуру в виде заплатки по цвету, наложить заплатку на дырку, назвать цвет, форму заплатки. Следить, чтобы дети правильно обозначали результат подбора: «синяя треугольная заплатка»,
«жёлтая круглая», «красная квадратная» и т.д.
Психолог: ребята, путь весны к вам был долгим и тяжелым, её карманы поизносились. Чтобы весна открыла третий секрет. Нам нужно ей помочь. Как мы можем помочь весне?
Дети: зашить, заклеить, починить, залатать…
(Логопед присаживается на ковер, дети садятся вокруг юбки и прикрепляют заплатки к карманам юбки, при этом отвечают на заданный вопрос, с помощью взрослых).
Логопед: Вот вам заплатки.
(Весна подает мешочек с заплатками).
Психолог: Возьмите заплатку и прикрепите её к карману.
(Показать образец выполнения задания).
Психолог: у меня заплата красная и квадратная, я прикреплю её на карман красного цвета.
(Обращается к ребенку).
Психолог: Какая у тебя заплатка?
Ребенок: у меня красная и треугольная, я ее прикреплю на карман … цвета
Психолог: правильно!
Ребенок: у меня зеленая и квадратная.
Психолог: хорошо!
(И другие дети дают свои ответы).
Логопед: замечательно, я знала, что вы сможете мне помочь и успешно справитесь с этим заданием. Спасибо!
- «Кто в кармашке живет».
Описание: понадобятся картинки зверей (медведь, ежик), колокольчик на ленточках.
Задачи:
Побуждать детей отвечать на вопросы педагога, пополняя словарный запас.
Активировать речь.
Формировать возможности голосового аппарата в звукоподражании.
Закрепить представления о животных.
Способствовать овладению этикета.
Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Ход игры: Педагог показывает карман на юбке с висящим на веревочке колокольчиком. Предлагает детям подходить по одному и звонить в колокольчик, и говорить при этом: «ТУК-ТУК». Спросить: «Кто в кармашке живет»? (издается голос медведя, ежика). Педагог в ответ на прозвучавший вопрос, достает из кармана и показывает картинку медведя, ежа. Ребенок называет зверя (медведь, ежик). Игра продолжается, пока все дети правильно не спросят: «Кто в кармашке живет?», и не дадут правильного ответа.
(Звучит музыка «Колокольчика», логопед достает из кармана прикрепленный к юбке, колокольчик и звенит в него на фоне музыки).
Логопед: на что похож звук колокольчика?
Дети: (журчание ручейка, капельки, падающие с крыши, на капель).
Логопед: позвеним в колокольчики.
(Поочередно дети звенят в колокольчик).
(Включить издающийся голос медведя, затем фырканье ежа).
Логопед: Ой, кого-то мы разбудили? Кто же там спит? Нужно сначала постучать и спросить мы же с вами вежливые: «ТУК-ТУК, кто в кармашке живет»?
(Снова включить, издающийся голос медведя).
Логопед: Узнали?
Дети: медведь.
(Достать из кармана картинку-медведя и прикрепить на юбку).
Логопед: предлагает ребенку позвенеть в другой колокольчик, постучать и спросить: «ТУК-ТУК, кто в кармашке живет»?
(Далее проиграть то же самое с ежом).
Логопед: разбудили мы с вами спящих зверей.
Психолог: действительно! Все спящие звери весной просыпаются, природа пробуждается, оживает, появляются проталинки, а на проталинках первоцветы. Вот и открыли мы третий секрет весны.
- «Подснежники на проталинках».
Описание: детали подснежников, вырезанные из фетра белого цвета.
Задачи:
Развивать мелкую моторику рук.
Активизировать речь детей.
Способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: Детали подснежников дети по одному прикрепляют на пуговицы и липучки юбки. Когда все детали подснежников будут прикреплены, дети вместе с педагогом соберут целую полянку подснежников. Получатся «Подснежники на проталинках».
(Включаем аромолампу. Дети вдыхают аромат под спокойную музыку).
Психолог: Ребята, почувствуем запахи пробуждающейся природы. Вдохнем носиком, поглубже.
Логопед: ой, посмотрите, мои карманы, похожи на проталинки.
Психолог: а какие цветы пробуждаются весной на проталинках?
Дети: подснежники.
(логопед «Весна», достает из кармана подснежники).
Психолог: я вам предлагаю, помочь цветочкам появиться на проталинках.
(Дети прикрепляют цветы на черных карманах «Проталинках» под спокойную музыку).
Психолог: превосходно! У нас получилась прекрасная весенняя полянка из подснежников. Вот и все секреты весны раскрыты.
Итог занятия:
Психолог: что вас сегодня удивило? Что вы сегодня расскажите маме и папе о занятии? Какие секреты весны мы раскрыли?
Психолог: мне понравилось, что вы были активные, веселые, что все у нас получилось.
Логопед: спасибо вам большое. Мне очень понравилось раскрывать свои секреты, веселиться и играть. И на прощание, предлагаю попеть и потанцевать.
(песня «Веснянка»).
Песня «Веснянка»
Мы поем веснянку,
Мы поем веснянку,
Песня так и льется,
Песня так и льется.
Мальчикам и девочкам,
Мальчикам и девочкам,
Хорошо живется,
Хорошо живется!
Припев:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Хорошо живется!
Стали длинными деньки,
стали длинными деньки.
И короче ночки,
И короче ночки.
Солнце светит ярко, солнце светит ярко.
Нам румянит щечки,
Нам румянит щечки.
Припев:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Нам румянит щечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-188723-1359203828.jpg)
Развитие детей раннего возраста при использовании дидактических игр и игрушек
Значение игр и иргушек в жизни детей раннего возраста...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактических игр
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положений в пространстве, запахе, вкусе и так д...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856646-1480057705.jpg)
ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)
ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-718868-1449382973.jpg)
Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием дидактических игр
Я хочу поделиться опытом своей работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с малоопытными воспитателями и родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1059986-1550680699.jpg)
"Речевое дыхание - основа правильной речи" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
laquo;Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-1059986-1550680699.jpg)
Игры для дидактического пособия ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
Дидактическая юбка, как пособие, направленное на развитие детей дошкольного возраста....