Краткое описание рабочей программы педагога-психолога ДОУ 20.11.2023
рабочая программа
краткое содержание(описание )рабочей программы педагога-психолога ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
по психологическому сопровождению образовательного процесса в ДОУ
на 2018 – 2019 учебный год
г.Туймазы
2018 год
I.Целевой раздел
Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ детский сад №6, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой),и программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей дошкольного возраста «Цветик-семицветик» (под ред. Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А.) , «Приключения будущих первоклассников» под редакцией Н.Ю. Куражевой и Козловой И. А. и Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»,
локальными актами учреждения.и с учетом ФГОС ДО. Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по всем профессиональным направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и просвещение, экспертная работа) в процессе реализации образовательного процесса с детьми, родителями воспитанников, педагогами и администрацией ДОУ.
Цели и задачи Программы
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- Оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- Повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
- Обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
- Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
- Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) образовательного процесса;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;
- Следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
- Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.
Основные субъекты психологического воздействия:
- дети;
- педагоги;
- родители
II.Содержательный раздел
Организация работы педагога-психолога ДОУ
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога- психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях - обязательных видах деятельности и дополнительных.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Развивающая и коррекционная работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Это направление работы включает:
- групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)
Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.
Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.
Группа | Совместная деятельность с педагогом-психологом |
группа детей раннего возраста | Игры, направленные на адаптацию каждого ребенка к ДОУ и сплочение группы А.С.Роньжина «Цикл занятий в период адаптации к дошкольному учреждению» |
младшая группа | «Цветик-семицветик» 3-4 года (под ред.Н.Ю.Куражевой) |
Средняя группа | «Цветик-семицветик» 4-5 лет (под ред.Н.Ю.Куражевой) С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» |
Старшая группа | «Цветик-семицветик» 5-6 лет (под ред.Н.Ю.Куражевой) С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» |
Подготовительная группа | «Цветик-семицветик» 6-7 лет (под ред.Н.Ю.Куражевой) Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа способствует созданию следующих психолого-педагогических условий, которые позволят достичь максимального уровня развития ребенка в дошкольном учреждении:
1) совместная деятельность взрослых с детьми, предполагающая создание таких ситуаций, в которых у ребенка будет возможность выбрать деятельность, партнера, средства и пр.;
2) формирование игры как важного условия развития ребенка в дошкольном возрасте;
3) использование как репродуктивной, так и продуктивной деятельности детей, организация деятельности по усвоению культурных форм и образцов через исследовательскую, творческую деятельность детей; использование совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
4) формирование развивающей образовательной среды, способствующей физическому, познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
5) уважение взрослыми человеческого достоинства детей;
6) использование в воспитательно-образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей (неуместность искусственного ускорения или искусственного замедления развития);
7) поддержка взрослыми доброжелательного, позитивного отношения детей между собой и в процессе их взаимодействия в разнообразных видах деятельности;
8) поддержка проявления инициативности и самостоятельности воспитанников в характерных им видах деятельности;
9) включенность семьи в учебно-воспитательный процесс ДОУ семьи как важный фактор полноценного развития ребенка дошкольного возраста;
10) сопоставление нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование его самооценки;
11) систематическое профессиональное развитие педагогических работников.
Оснащение кабинета педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитная доска;
- столы детские;
- стулья детские;
- ноутбук.
Консультативная зона включает в себя:
- Рабочий стол педагога – психолога;
- Шкаф для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- Ноутбук;
- Набор диагностических методик;
- Стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
Шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа способствует созданию следующих психолого-педагогических условий, которые позволят достичь максимального уровня развития ребенка в дошкольном учреждении:
1) совместная деятельность взрослых с детьми, предполагающая создание таких ситуаций, в которых у ребенка будет возможность выбрать деятельность, партнера, средства и пр.;
2) формирование игры как важного условия развития ребенка в дошкольном возрасте;
3) использование как репродуктивной, так и продуктивной деятельности детей, организация деятельности по усвоению культурных форм и образцов через исследовательскую, творческую деятельность детей; использование совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
4) формирование развивающей образовательной среды, способствующей физическому, познавательному, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
5) уважение взрослыми человеческого достоинства детей;
6) использование в воспитательно-образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей (неуместность искусственного ускорения или искусственного замедления развития);
7) поддержка взрослыми доброжелательного, позитивного отношения детей между собой и в процессе их взаимодействия в разнообразных видах деятельности;
8) поддержка проявления инициативности и самостоятельности воспитанников в характерных им видах деятельности;
9) включенность семьи в учебно-воспитательный процесс ДОУ семьи как важный фактор полноценного развития ребенка дошкольного возраста;
10) сопоставление нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование его самооценки;
11) систематическое профессиональное развитие педагогических работников.
Оснащение кабинета педагога-психолога
Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.
Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.
Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитная доска;
- столы детские;
- стулья детские;
- ноутбук.
Консультативная зона включает в себя:
- Рабочий стол педагога – психолога;
- Шкаф для хранения документов;
- Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
- Ноутбук;
- Набор диагностических методик;
- Стимульный материал для проведения диагностики.
В кабинете педагога-психолога также имеются:
- Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
- Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
Шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...