Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
методическая разработка
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mod.na_nsportal.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
«Рассмотрено» на заседании педагогического Совета _____________/____________/ Протокол № ___ от «__» ____________20___г. | «Согласовано» Старший воспитатель МДОУ _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Руководитель МДОУ _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»____20__г. |
Модифицированная программа
по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
г. Закаменск
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Программа предназначена для детей 5-7 лет.
Сроки реализации Программы.
Программа рассчитана на два года.
Время реализации (организованной образовательной деятельности) для детей старшей группы - 10 часов, для детей подготовительной группы – 12 часов.
Особенности организации деятельности - Программа реализуется в форме проектов не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способствует не только патриотическому воспитанию детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.
1.2. Актуальность Программы
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период формирования любви к малой родине.
1.3. Цель и задачи Программы
Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
-формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей Родине;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
1.4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы В основу работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
Принципы нравственно - патриотического воспитания
Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
Скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив) в условиях специально организованной развивающей среды.
Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.
Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).
Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна – моя планета).
1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок 5–6 лет.:
- Знает свой домашний адрес, название города, района, области.
- Имеет представление о символике города, района, области.
- Знает название близлежащих улиц.
- Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе.
- Узнает на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знает профессии своих родителей.
- Знает правила поведения в природе.
- Умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различает некоторые рода войск.
Ребенок 6–7 лет
- Имеет краткие сведения об истории города, района, области.
- Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знает герб, флаг Российской Федерации, Республики Бурятия, Закаменского района
- Имеет представление о Президенте, Правительстве России и Бурятии; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.
- Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Закаменского района
- Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.
- Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Формы отслеживания и фиксации результатов.
Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май)
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
- Организуются семинары-практикумы, консультации для родителей, открытые показы, выставки продуктов проектной деятельности. Ведется рубрика на сайте.
Ведется календарный план работы группы, в котором отражена работа по патриотическому воспитанию.
1.7. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации Программы необходимо:
- Уголки патриотического воспитания в группах;
- Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;
- Библиотечка книг с патриотическим содержанием;
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Материалы для занятий по патриотическому воспитанию
1. Репродукции картин
2. Методическая литература
3. Наглядные и дидактические пособия
4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
5. Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы
6. Аудиозаписи
7. Карты, атлас, глобус
8. Художественная литература
9. Государственная символика
2. Организация деятельности по Программе:
Для реализации Программы необходимо, прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду. Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям:
1. организация жизни детей в группе
2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми
3. воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества
4 .вовлечение родителей в образовательный процесс.
Организация жизни детей в группе.
1. Четко налажена жизнь детей и режим.
Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов». Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.
2. Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
3. Создана развивающая предметно-пространственная среда.
4. Среда в группе психологически комфортна для детей.
Стиль взаимоотношений воспитателей и детей.
Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.
Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.
1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.
2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.
В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.
Взаимодействие с родителями
Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации, семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка, участие в проектах.
Методы патриотического воспитания
Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. На мой взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
- Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду
- Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации и Бурятии
- Знакомство с русским и бурятским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми, улигерами
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация
-Участие в праздниках
- Участие в посильных общественно-полезных работах
Формы патриотического воспитания
1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край- Закамна- Захаамин!»
2. Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского и бурятского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.
4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания. Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе
СЕНТЯБРЬ | «Мой любимый детский сад» 1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада. 2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. 3. Пение песен и чтение стихов о детском саде. Цель: развивать речь детей 4. ОД «Наш детский сад» Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. 5. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность» Цель: закрепить знания и умения детей об этикете. 6. ОД «Будем дружно мы играть» Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. 7. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость. |
ОКТЯБРЬ | «Наша Родина-Россия, малая родина -Бурятия» 1. ОД «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях 2. Экскурсия по Закаменскому краю на «автобусе» (по фотографиям). Цель: знакомить детей с достопримечательностями своей Закамны воспитывать любовь к родному краю. 3. ОД «Государственный флаг РФ и РБ». Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. 4. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает» Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия. 5. Конкурс чтецов «Стихи о маме». Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. 6. ОД «Государственный гимн России и Бурятии» Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них. 7. Беседа «Дом, улица, адрес». Цель: продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения. 8. Беседа «Природа России и Бурятии». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. 9. Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!» Цель: прививать чувства любви и заботы о маме». 10. Рисование на тему «Моя Родина». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине. |
НОЯБРЬ | «Моя семья» 1. ОД «Моя семья». Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. 2. Беседа «Наша Родина-Россия, «Моя Бурятия». Цель: уточнить, углубить знания и представления о России, Бурятии (территория, президент, столица, язык). 3. Развлечение «Ты Закаменск, ты край любимый…» Цель: расширять знания детей о родном крае, прививать любовь к нашей малой Родине, гордость занеѐ. 4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду. 5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. 6. Рисование на тему «Моя семья» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 7. ОД «Пеку, пеку хлебушек». Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришѐл к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. |
ДЕКАБРЬ | «По новогодней карте» (или «Новый год у ворот».) 1. ОД «Что за праздник Новый год?» Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. 2. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. 3. НОД «Страна моя родная!». Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше изучать о России, Бурятии 4. Изготовление альбома «Родная сторонушка». Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном Закаменском крае. 5. Развлечение «Я и мои права». Цель: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме. 6. Беседа «Животный мир нашего края». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. 7. Праздник «Новогодний карнавал». Цель: создать у детей радостное настроение. 8. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). Цель: воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе. |
ЯНВАРЬ | «Народные праздники» 1. ОД «Народные праздники на Руси. Рождество» Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. 2. Развлечение «В гости коляда пришла». Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам. 3. ОД «Доведи дело до конца». Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат. 4. Беседа «История моего города». Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». 5. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району. 6. Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество». Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. |
ФЕВРАЛЬ | «Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества). 1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Цель: расширение кругозора. 2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке. Цель: познакомить с подвигами богатырей. 3. Экскурсия в зимний парк. Цель: развивать чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви и интереса к родной природе, к символу России – березке. 4. Беседа «Мои друзья». Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков. 3. ОД «Государственный герб России». Цель: познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем. 4. Праздник «Масленица», «Сагаалган» Цель: воспитывать интерес к народным русским и бурятским праздникам, интерес к истории России, Бурятии национальную гордость. 5. Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных. 6. ОД «Кто сторожит тишину?». Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память. 7. Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить». Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание. |
МАРТ | «Моя мама» 1. ОД «О мамах родных и очень важных». Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. 2. Изготовление подарка мамам, бабушкам. Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек. 3. Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта». Цель: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них. 4. Игра – путешествие «Москва– столица России и Бурятии» Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы, Улан-Удэ. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; столица Бурятии- Улан-Удэ, воспитывать патриотические, гражданские чувства. 5. Сюжетно — ролевая игра «Дочки – матери». Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. 6. Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству |
АПРЕЛЬ | «Наши космонавты» 1. ОД «Покорение космоса» Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать 2. Беседа «Герб, флаг и гимн Закаменского района». Цель: познакомить с изображением флага и герба своего края, познакомить с гимном края; знакомить детей со значением символов, символикой цветов. 3. Праздник «Славится Бурятия чудо – мастерами». Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской и бурятской старине, фольклорным традициям. 4. Беседа «Я и моѐ имя». Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. 5. НОД «Праздник Пасхи». Цель: формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности. 6. Развлечение «Праздник Родины – России!» Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России. |
МАЙ | «Праздник Весны» 1. Развлечение «Веснянка». Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа. 2. Беседа «Знамя Победы». Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен. 3. ОД «Этот день Победы». Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. 4. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат. Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. 5. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. 6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. 7. ОД «День защиты детей» Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме. 8. Конкурс рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями). Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине. |
Подготовительная группа | |
«Моя семья». 1.Родственные связи. 2.Забота о доме. 3.Что такое семья. 4.Родословная. | Воспитание чувства признательности и любви к своей семье. 1.Конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик – сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка – дочь, сестра, мама, тетя, бабушка). 2.Обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища. 3.Подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам. 4.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи. 5.Конкретизировать первоначальные представления детей о родословной, расширение понятия «род», «родня», «родословная», «родовое дерево». 6.Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности. |
«Детский сад – мой второй дом». 1.История детского сада. 2.Чем занимаются в детском саду. 3.Взаимосвязь труда взрослых в детском саду. 4.Правила поведения. | Становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада. 1.Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории детского сада. 2.Вызвать желание рассказать о жизни в своем детском саду. 3.Обобщать первоначальные представления о взаимосвязи труда взрослых в детском саду. 4.Уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений в детском саду. 5.Способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения в детском саду. 6.Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности. |
«Родной город» 1.Достопримечательности моего района Закамны 2.Достопримечательности города Закаменск 3.Природа Закаменского края. 4. Районный музеи города | Воспитание чувства любви к родному городу. 1.Систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном селе, о природе родного края. 2.Вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу. 3.Обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности |
«Родная страна». 1.Государственные символы России и Бурятии . 2.Слава великих городов России и Бурятии.
3.Славные люди Бурятии и Закаменского края | Становление уважительного отношения к государственным символам . 1.Обогащать первоначальные представления о великих городах России и Бурятии 2.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России, Бурятии 3.Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. 4.Обогащать первоначальные представления о важнейших исторических событиях в России и Бурятии : объединение Руси, защитниках Отечества; об исторических деятелях: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Васильевич, Петр Великий. 5.Обогащать первоначальные представления о символике России и Республики Бурятия. 6.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике. 7.Обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии. |
«Русская и бурятскаятрадиционная культура». 1.Жилища русских и бурятских людей. 2.Одежда русских и бурятских людей. 3.Предметы быта и утварь. 4.Традиции русской и бурятской семьи. | Становление основ уважительного отношения к культурным ценностям. 1.Обобщать первоначальные представления о жилище русского человека, его разновидностях и устройстве. 2.Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа. 3.Формировать навыки практического применения информации в игровой, конструктивной деятельности. 4.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях. 5.Обогащать обобщенные представления об устройстве жилища русского человека. 6.Конкретизировать первоначальные представления о специфике русского традиционного костюма. 7.Способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили. 8.Обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской и бурятской семье |
Защитники отечества 1.«Богатыри земли русской». 2.«Защитники Родины». 3. «Военные». | Расширить знания детей о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину. 1.Воспитывать чувство гордости за свою Армию, воспитывать чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости. 2.Прививать желание заботиться о своих близких родных. 3.Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. 4.Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. |
Народное творчество 1.Народные промыслы. 2.Устное народное творчество. | 1.Закрепить и обобщить знания детей о русских и бурятских народных промыслах. 2.Ссредствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. 3. Познакомить с историей русской матрешки. |
«Культура других народов» 1.Разные дома. 2.Разнообразие рас. 3.Культура разных национальностей. 4.Общее и различное в культуре разных народов. | Становление толерантного отношения к культуре других народов. 1.Конкретизировать первоначальные представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного климата, природы, разной погоды. 2.Стимулировать проявление познавательного интереса детей к жилищам разных народов и стран. 3.Способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности. 4.Обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми. 5.Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов. 6.Формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности. 7.Обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина большой страны."
«Детство - важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детс...
модифицированная программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Маленький гражданин большой страны!"
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантног...
"Воспитание маленького гражданина большой страны"
В настоящее время в педагогике все чаще звучат мнения о феномене «засушенного сердца». «Потеря чувств» в значительной мере предопределяется технологизацию жизни, что не обходит...
" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"
В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...
Методическая разработка: программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувств...
Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....