Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
презентация
Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её
благоустройству и безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot_po_fgos.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников. Любая работа, которая осуществляется с будущими школьниками в образовательных учреждениях, должна строго соответствовать принятым стандартам. Для реализации нравственно-патриотического воспитания в детском саду основывается на таких документах, как Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»; ФГОС ДО; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Суть требований ФГОС Основное требование ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников — это регулярная и целенаправленная работа с детьми
Совокупность обязательных требований к учебным планам на определённой ступени образования, то есть Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, определяет содержательную сторону реализации воспитательного процесса среди детей, в том числе и касающуюся патриотического воспитания дошкольников. Итак, патриотизм — это социальное свойство характера, определяющееся привязанностью ко всему, что связано с краем, где человек появился на свет и вырос. Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.
Актуальность программы Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Малыши с 3 до 6 лет, то есть с периода начала посещения детского сада, находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу. Этому способствуют также следующие факторы: - повышенная эмоциональность детей (готовность к сочувствию, сопереживанию позволяет использовать такие формы взаимодействия, как, например, подготовка проектов ко Дню победы, которые ставят малыша в позицию участника, сопричастного к тому или иному событию в истории страны); - пытливость (в этом возрасте дети интересуются абсолютно всем, так что взрослому нужно только найти подходящую форму для реализации конкретных задач воспитания патриотизма); - подверженность авторитетному влиянию старших (дошкольники априори воспринимают взрослого человека как объект для подражания, то есть доверяют и выполняют его требования).
Задачи программы Известный советский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН Д.С. Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить - любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш; - чувство особой гордости за историю своей страны; - уважение к культурному багажу предыдущих поколений; - толерантность к разным чертам национального характера; - самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина; - уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям.
Требования ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников
Требования ФГОС к воспитанию патриотизма у дошкольников Цели, которые по требованиям ФГОС нужно достичь в рамках осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми, сводятся к следующим - воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине; - бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну; - поддерживание связей поколений; - сохранение и пестование традиций своих сограждан. Для реализации этих требований работа с детьми должна быть - целенаправленной (любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своего края ); - систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник «Голоса Победы», посвящённый песням военных лет, который проводится накануне Дня победы); - всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).
Цели, которые по требованиям ФГОС нужно достичь в рамках осуществления нравственно-патриотической воспитательной работы с детьми, сводятся к следующим - воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине; - бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну; - поддерживание связей поколений; - сохранение и пестование традиций своих сограждан. Для реализации этих требований работа с детьми должна быть - целенаправленной (любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своего края); - систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует готовить отдельные мероприятия, проекты, например, утренник «Голоса Победы», посвящённый песням военных лет, который проводится накануне Дня победы); - всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).
Программа ФГОС Система внедрения в практику программы патриотического воспитания малышей включает три этапа, каждый из которых решает определённые задачи. Этап Цели: Знакомство с понятиями и предметами близкого окружения · воспитание уважения к труду (результатам народного творчества, местным художественным промыслам); · знакомство с людьми, прославившими страну; · воспитание дружественного отношения к другим народам.
Знакомство с жизнью общества своего края · воспитание ощущения сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего края через знакомство с памятными датами и национальными праздниками; · бережное отношение к труду сограждан; · расширение представлений о России и Бурятии, родном городе, а также государственной символики; · изучение достопримечательностей города, памятников архитектуры, истории названий улиц.
Знакомство с природой своего края · воспитание любви к окружающей природе; · изучение подходов к сохранению окружающего растительного и животного мира; · воспитание чувства личной сопричастности к делу охраны природы родного края.
Эти этапы и цели идентичны на всех ступенях дошкольного образования, то есть в младшей, средней и старшей группах. В целом же это могут быть - тематические занятия; - беседы о родном крае, природе, знаменитых людях; - чтение книг на подходящие темы; - подборка стихотворений и песен; - просмотр научно-популярных фильмов и передач; - игры; - составление альбомов; - проекты и т.д.
Проект является наиболее удобной формой реализации задач патриотического воспитания дошкольников. Это связано с тем, что при подготовке работы дети максимально полно погружаются в тему, то есть возникает личностное переживание, которое и формирует нравственное отношение к вопросу. К тому же для подготовки работы необходимо подключать родителей, чтобы возникало чувство причастности ребёнка к общему делу. Конечно, формы и содержание проектов (даже в рамках одной темы) будут отличаться в зависимости от возраста малыша, а также целей работы и сроков их выполнения. Патриотическое воспитание также включает работу с родителями (например, совместная подготовка тематических утренников или проектов, выставок, поделок) и работниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).
Список тематической литературы Автор Литература Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». — С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. Т.В.Иванова. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. — М.: УЦ «Перспектива», 2008. Логинова Л.В Что может герб нам рассказать… — М.: Изд-во «Скрипторий», 2003. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». — М.: АРКТИ, 2005.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. — М.: «Издательство Скрипторий», 2008. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / М.: АРКТИ, 2004. Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
Патриотическое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса в целом и дошкольного обучения в частности. В работе с детьми нужно руководствоваться требованиями и рекомендациями ФГОС, а также подключать методические пособия педагогов, основанные на опыте работы в детских садах. Но главное — заниматься этим вопросом систематически (то есть стараться включать нравственно-патриотический компонент в ежедневные игры, занятия) чётко формулировать цели того или иного вида деятельности и подключать родителей к выполнению некоторых заданий, связанных с изучением истории родного края. В результате ребёнок сможет всесторонне подойти к знакомству со своей страной, осознанно полюбить её той любовью, которая не зависит от местонахождения и других объективных обстоятельств, которая всегда в сердце и душе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Духовно-нравственное воспитание маленького гражданина большой страны."
«Детство - важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни,а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.И от того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детс...
модифицированная программа по нравственно- патриотическому воспитанию "Маленький гражданин большой страны!"
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантног...
Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина....
"Воспитание маленького гражданина большой страны"
В настоящее время в педагогике все чаще звучат мнения о феномене «засушенного сердца». «Потеря чувств» в значительной мере предопределяется технологизацию жизни, что не обходит...
" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"
В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...
Методическая разработка: программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Модифицированная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький гражданин большой страны»
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....